Рабочая программа учебной дисциплины по информатике для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Омский авиационный колледж имени Н.Е. Жуковского»




УТВЕРЖДАЮ
Директор колледжа

В. М. Белянин
«____»__________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



СПЕЦИАЛЬНОСТИ

10. 02. 03 Программирование в компьютерных системах





Вид подготовки
базовый


Форма обучения
очная



Омск, 2016

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований федерального государственного образования стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) и примерной программы общеобразовательной дисциплины
Информатика

рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), а также содержательного единства основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности
10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем»

Авторы:
Е.Н. Фадеева, преподаватель БПОУ «Омавиат»
Н.Ф. Пискарева, преподаватель БПОУ «Омавиат»



Программа одобрена на заседании цикловой методической комиссии


протокол от
«31» августа 2016г.

1

Секретарь
Е.Е. Смирнова

ПРОВЕРЕНО
на содержательное соответствие ФГОС СОО
ПРОВЕРЕНО
на содержательное соответствие ППССЗ
ПРОВЕРЕНО
на техническое соответствие (оформление и параметры рабочего учебного плана)

председатель ЦМК ПОИТ
председатель выпуск.ЦМК
эксперт

В.А.Мирошниченко
В.А. Мирошниченко


«____»__________2016г.
«____»__________2016г.
«____»__________2016г.



СОГЛАСОВАНО
Соответствует требованиям к структуре и содержанию образовательного процесса


Заместитель директора


Л.В. Гурьян


«____»__________2016г.



Организация-разработчик:
© БПОУ «Омавиат»

Авторы:
©
Е.Н. Фадеева;

©
Н.Ф. Пискарева;










СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
24

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
26



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности
10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем»

и разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) и примерной программы общеобразовательной дисциплины, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).

Профиль профессионального образования
технический


1.2. Цели дисциплины
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Инте ренте;
- формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
- приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлечение в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
- владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.

1.3. Общая характеристика учебной дисциплины
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение информатики имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО естественно-научного профиля профессионального образования информатика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но некоторые темы более углубленно, учитывая специфику осваиваемых профессий или специальностей.
Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:
«Информационная деятельность человека»;
«Информация и информационные процессы»;
«Информационные структуры (электронные таблицы и базы данных)»;
«Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)»;
«Технологии создания и преобразования информационных объектов»;
«Телекоммуникационные технологии».
Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение учебного материала всеми обучающимися, когда в основной школе обобщается и систематизируется учебный материал по информатике в целях комплексного продвижения студентов в дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у студентов общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов информационной деятельности.
Освоение учебной дисциплины «Информатика», учитывающей специфику осваиваемых профессий СПО и специальностей СПО, предполагает углубленное изучение отдельных тем, активное использование различных средств ИКТ, увеличение практических занятий, различных видов самостоятельной работы, направленных на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности с использованием ИКТ.
При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

1.4. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Дисциплина входит в
цикл общеобразовательных дисциплин


1.5. Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- чувство гордости и уважения к истории развития и достижения отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
- осознание своего места в информационном обществе;
- готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
- умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так ив быту;
- готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенцией.
метапредметных:
- умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
- использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применения основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
- использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
- умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
- умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и грамотно сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- сформированность представлений о роли информации и и информационных процессов в окружающем мире;
- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
- владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
- сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
- владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
- сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
- сформированность представлений компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
- владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
- владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
- владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; пользоваться базами данных и справочными системами;
- сформировнность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности. Гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационных сервисам;
- применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
- сформированность умения работать с библиотеками программ, наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего):
144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего):
96

в том числепо видам: теоретические занятия
58

из них: контроль и аттестация
12

практич. занятия
38

Самостоятельная работа обучающегося (всего):
48

в том числе по видам: повторная работа над пройденным учебным материалом
8

аналитическая обработка материала (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.)
0

ответы на контрольные вопросы, составление плана и тезисов ответов
0

изучение нормативных материалов
0

работа с незнакомым теоретическим материалом (учебником, первоисточником, дополнительной литературой, аудио- и видеозаписями, средствами дистанционного обучения)
6

выполнение домашней работы (задания по образцу аудиторных)
10

подготовка реферата: составление, набор и печать
10

подготовка докладов, выступлений перед аудиторией
5

оформление результатов учебно-исследовательской работы: анализ и интерпретация результатов, формулировка выводов, создание (пополнение) портфолио
0

подготовка индивидуального проекта
0

подготовка презентаций по заданной теме
4

подготовка к итоговой контрольной работе
3

подготовка к промежуточной аттестации
2

Промежуточная аттестация в форме
экзамена



2.2. Разделы учебной дисциплины, проводимый контроль и аттестация


Наименования разделов учебной дисциплины
Наименования тем учебной дисциплины по разделам
Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение тем
Вид контроля (форма аттестации)*




из (3) обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
из (3) самостоятельная работа обучающегося





Всего,
часов
из (4) лаборат. и практич. занятия,
часов
из (5) курсовая работа (проект),
часов
из (4) на контроль и аттестацию**, часов
Всего,
часов
из (8) курсовое проект-е,
часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Раздел 1. Введение

2
2
0
0
0
0




Тема 1.1. Информатика в науке, технике, экономике и практической деятельности
2
2
0
0
0
0
0
УСТ

Раздел 2. Информационная деятельность человека

4
2
0
0
0,5
2
0



Тема 2.1. Информационное общество. Профессиональная информационная деятельность человека.
4
2
0
0
0,5
2
0
УСТ

Раздел 3. Информация и информационные процессы

64
48
16
0
7,5
16
0



Тема 3.1 Информация и информационные процессы.
10
6
2
0
1
3
0
УСТ
ТСТ


Тема 3.2. Модель в деятельности человека.
6
4
2
0
0,5
3
0
УСТ


Тема 3.3. Системы счисления. Основы логики.
13
10
2
0
2
3
0
ПКР


Тема 3.4.Элементы теории алгоритмов. Система программирования
30
26
10
0
4
4
0
УСТ
ТСТ


Тема 3.5. Технологии автоматизированного управления в учебной среде
5
2
0
0
0,5
3
0
УСТ
ПКР

Раздел 4 Средства информационных и коммуникационных технологий

18
10
2
0
0,5
8
0



Тема 4.1. Техническое и программное обеспечение профессиональной деятельности специалиста.
18
10
2
0
0,5
8
0
УСТ
ТСТ

Раздел 5. Технология создания и преобразования информационных объектов

40
24
16
0
2,5
16
0



Тема 5.1. Технология создания и обработки текстовой информации.
10
6
4
0
0,5
4
0
УСТ
ТСТ


Тема 5.2. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации.
14
8
6
0
0,5
6
0
УСТ
ТСТ


Тема 5.3. Обработка числовой информации.
9
6
4
0
1
3
0
УСТ
ТСТ


Тема 5.4. Технология поиска и хранения информации.
7
4
2
0
0,5
3
0
УСТ
ТСТ

Раздел 6. Телекоммуникационные технологии

16
10
4
0
1
6
0



Тема 6.1. Средства телекоммуникационных технологий.
16
10
4
0
1
6
0
УСТ
ПКР

Всего (итоговая):
144
96
38
0
12
48
0


* Виды контроля (по темам и разделам): письменная контрольная работа (ПКР); тестирование, в т.ч. и электронное (ТСТ); устный опрос, в т.ч. по материалам самостоятельной работы студентов (УСТ). Формы аттестации (по разделам и итоговая): дифференцированный зачет (ДЗ), недифференцированный зачет (З), экзамен (Э)
** Аудиторные часы отводятся только при фронтальном проведении контроля, входящем в содержание учебной дисциплины.


2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и уровень его освоения
Объем часов


1
2

3

Раздел 1. Введение

2

Тема 1.1. Информатика в науке, технике, экономике и практической деятельности
Содержание учебного материала
Уровень освоения *
2


Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Вклад информатики в формирование научной картины мира. Основные понятия. Значение информатики при освоении специальностей СПО.
Правила техники безопасности в компьютерном классе. Литература, используемая при изучении предмета.
1



Лабораторные занятия (названия)
0


не предусмотрено.



Практические занятия (названия)
0


не предусмотрено.



Самостоятельная работа обучающихся (кроме курсового проектирования)
0


не предусмотрено.


Раздел 2. Информационная деятельность человека

4

Тема 2.1. Информационное общество. Профессиональная информационная деятельность человека
Содержание учебного материала
Уровень освоения *
2


Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специального ПО, порталов). Электронное правительство. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Информационная этика и право, информационная безопасность. Лицензионное программное обеспечение
1



Лабораторные занятия (названия)
0


не предусмотрено.



Практические занятия (названия)
0


не предусмотрено.



Самостоятельная работа обучающихся (кроме курсового проектирования)
2


Поиск и использование информации из различных источников для подготовки сообщения «Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения»;
Работа с конспектом: повторная работа над пройденным учебным материалом.


Раздел 3. Информация и информационные процессы

64

Тема 3.1 Информация и информационные процессы.
Содержание учебного материала
Уровень освоения *
4


Виды информационных процессов. Процесс передачи информации. Сигнал, кодирование, декодирование, искажение информации. Скорость передачи информации. Определение объемов различных носителей информации.
Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.
1



Реализация информационных процессов с помощью компьютера.
2



Лабораторные занятия (названия)
0


не предусмотрено.



Практические занятия (названия)
2


Создание и извлечение данных из архива. Работа с файлами и файловой системой.



Самостоятельная работа обучающихся (кроме курсового проектирования)
3


Работа с конспектом: повторная работа над пройденным учебным материалом;
Выполнение домашней работы в тетради: на выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике), на определение количества информации; на перевод единиц измерения информации; кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.



Тема 3.2. Модель в деятельности человека.
Содержание учебного материала
Уровень освоения *
2


Описание (математическая модели) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания. Этапы построения математических моделей. Статистическая обработка данных с помощью компьютера. Числовые параметры моделируемых объектов и процессов.
1



Построение компьютерно-математических моделей.
2



Лабораторные занятия (названия)
0


не предусмотрено.



Практические занятия (названия)
2


Построение компьютерных моделей различных процессов.



Самостоятельная работа обучающихся (кроме курсового проектирования)
3


Подготовка сообщения на тему «Профессии связанные с построением математических и компьютерных моделей».
Работа с конспектом: повторная работа над пройденным учебным материалом
Выполнение домашней работы в тетради: выполнение заданий на соответствие объектов и моделей.


Тема 3.3. Системы счисления. Основы логики
Содержание учебного материала
Уровень освоения *
8


Понятие системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Представление информации в различных системах счисления. Высказывания, логические операции, таблицы истинности.
1



Арифметические и логические основы работы компьютера.
2



Лабораторные занятия (названия)
0


не предусмотрено.



Практические занятия (названия)
2


Представление информации в двоичной системе счисления



Самостоятельная работа обучающихся (кроме курсового проектирования)
3


Выполнение домашней работы в тетради: решение задач по образцу на перевод чисел из одной системы счисления в другую и на построение схем логических элементов счетной логики;
Работа с конспектом: повторная работа над пройденным учебным материалом.


Тема 3.4.Элементы теории алгоритмов. Система программирования
Содержание учебного материала
Уровень освоения *
16


Формализация понятия алгоритма. Способы описания и построения алгоритмов.
Язык программирования. Типы данных. Основные управляющие конструкции языка программирования. Основные этапы разработки и отладки программ. Формализация прикладной задачи. Разбиение задачи на подзадачи.
1



Решение задач, используя различные структуры программ.
2



Лабораторные занятия (названия)
0


не предусмотрено.



Практические занятия (названия)
10


Программирование линейных алгоритмов на компьютере;
Организация ветвлений;
Использование оператора выбора;
Организация циклов;
Решение задач профессиональной направленности.



Самостоятельная работа обучающихся (кроме курсового проектирования)
4


Работа с конспектом: повторная работа над пройденным учебным материалом;
Выполнение домашней работы в тетради на составление программ различной структуры для решения задач профессиональной направленности.


Тема 3.5. Технологии автоматизированного управления в учебной среде
Содержание учебного материала



Технологии автоматизированного управления в учебной среде. АСУ в социально-экономической сфере деятельности.
1
2


Лабораторные занятия (названия)
0


не предусмотрено.



Практические занятия (названия)
0


не предусмотрено.



Самостоятельная работа обучающихся (кроме курсового проектирования)
3


Подготовить реферат на тему «АСУ различного назначения, примеры их использования».


Раздел 4. Средства информационных и коммуникационных технологий

18

Тема 4.1. Техническое и программное обеспечение профессиональной деятельности специалиста.
Содержание учебного материала
Уровень освоения *
8


Тенденции развития компьютерных технологий. Архитектура компьютеров и компьютерных сетей. Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Виды программного обеспечения. (функции). Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Организация работы пользователей в локальной сети. Разграничение прав доступа в локальной сети. Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Информационная этика и право. Информационная безопасность.
Компьютерные вирусы. Антивирусная защита. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Типовые неисправности и трудности в использовании ИКТ (способы и средства). Профилактика оборудования. Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования.
1



Изучение основ работы в операционной системе.
2



Лабораторные занятия (названия)
0


не предусмотрено.



Практические занятия (названия)
2


Практическое освоение навыков в операционной системе.



Самостоятельная работа обучающихся (кроме курсового проектирования)



Работа с конспектом: повторная работа над пройденным учебным материалом;
Подготовка рефератов на темы «Оргтехника и специальность», «Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка»;
Подготовка сообщения «Мой рабочий стол на компьютере».
8

Раздел 5. Технология создания и преобразования информационных объектов.

40

Тема 5.1. Технология создания и обработки текстовой информации.
Содержание учебного материала
Уровень освоения *
2


Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Гипертекстовое представление информации. Системы распознавания текстов
1



Создание и преобразование текстовой информации.
2



Лабораторные занятия (названия)
0


не предусмотрено.



Практические занятия (названия)
4


Создание и организация преобразования текста.
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов



Самостоятельная работа обучающихся (кроме курсового проектирования)
4


Работа с конспектом: повторная работа над пройденным учебным материалом;
Подготовка реферата на тему «Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей»


Тема 5.2. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации
Содержание учебного материала
Уровень освоения *
2


Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах. Форматы графических объектов. Ввод и обработка графических объектов. Использование специального программного обеспечения и цифрового оборудования




Создание и преобразование графической информации
2



Лабораторные занятия (названия)
0


не предусмотрено.



Практические занятия (названия)



Создание и форматирование растровых и векторных графических изображений;
Создание и редактирование компьютерных презентаций;
Применение анимационных эффектов.
6


Самостоятельная работа обучающихся (кроме курсового проектирования)
5


Работа с конспектом: повторная работа над пройденным учебным материалом;
Создание презентаций на тему «Моя профессия».


Тема 5.3. Обработка числовой информации
Содержание учебного материала
Уровень усвоения
2


Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Математическая обработка статистических данных. Средства графического представления статистических данных.




Создание и преобразование числовой информации
2



Лабораторные занятия (названия)
0


не предусмотрено.



Практические занятия (названия)
4


Использование электронных таблиц для решения статистических и расчетно-графических задач.
Решение задач профессиональной направленности. Графическое представление данных.



Самостоятельная работа обучающихся (кроме курсового проектирования)
3


Работа с конспектом: повторная работа над пройденным учебным материалом;


Тема 5.4.Технология поиска и хранения информации
Содержание учебного материала
Уровень усвоения



Представление о системах управления базами данных, система запросов. Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных. Организация баз данных. Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов) для работы с образовательными порталами и электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Правила цитирования источников информации.
1
2


Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
2



Лабораторные занятия (названия)
0


не предусмотрено.



Практические занятия (названия)
2


Формирование запросов для работы с электронными каталогами.



Самостоятельная работа обучающихся (кроме курсового проектирования)
3


Работа с конспектом: повторная работа над пройденным учебным материалом;
Подготовка сообщения о примерах баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые.


Раздел 6.Телекоммуникационные технологии

16

Тема 6.1. Средства телекоммуникационных технологий
Содержание учебного материала
Уровень усвоения
6


Представления о средствах телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, телемосты, Интернет-телефония. Специальное программное обеспечение средств телекоммуникаций в коллективной деятельности. Создание и сопровождение сайта.
1



Инструменты создания информационных объектов для Интернета. Методы и средства создания и сопровождения сайта
2



Лабораторные занятия (названия)
0


не предусмотрено.



Практические занятия (названия)
4


Работа с различными браузерами, Интернет – библиотекой и пр.
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.



Самостоятельная работа обучающихся (кроме курсового проектирования)
6


Работа с конспектом: повторная работа над пройденным учебным материалом;
Подготовка сообщения на тему «Сетевые информационные системы для различных направлений профессиональной направленности».


Всего:
144

* «1» – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); «2» – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); «3» – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


2.4 Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
(на уровне учебных действий)


1
2

Введение
Поиск сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах.
Классификация информационных процессов по принятому основанию.
Выделение основных информационных процессов в реальных системах.

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА


Классификация информационных процессов по принятому основанию.
Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира.
Выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения.
Использование ссылок и цитирования источников информации.
Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей.
Владение нормами информационной этики и права.
Соблюдение принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

2. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

2.1. Представление и обработка информации
Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. п.)
Знание о дискретной форме представления информации.
Знание способов кодирования и декодирования информации.
Представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
Владение компьютерными средствами представления и анализа данных.
Уметь отличать представление информации в различных системах счисления.
Знание математических объектов информатики.
Представление о математических объектах информатики, в том числе о логических формулах.

2.2. Алгоритмизация и программирование
Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов.
Умение понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня.
Умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц.
Реализация технологии решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод ее решения.
Умение разбивать процесс решения задачи на этапы.
Определение по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм.

2.3. Компьютерное моделирование
Представление о компьютерных моделях.
Оценка адекватности модели и моделируемого объекта, целей моделирования.
Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта, модели.
Выделение среди свойств данного объекта существенных свойств с точки зрения целей моделирования.

2.4. Реализация основных информационных процессов с помощью компьютеров
Оценка и организация информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью.
Умение анализировать и сопоставлять различные источники информации.

3. СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОМУНИКАЦИННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1. Архитектура компьютеров
Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств.
Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации.
Умение определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач.
Умение анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов.
Выделение и определение назначения элементов окна программы.

3.2. Компьютерные сети
Представление о типологии компьютерных сетей.
Определение программного и аппаратного обеспечения компьютерной сети.
Знание возможностей разграничения прав доступа в сеть.

3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита
Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
Понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в интернете.

4. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ


Представление о способах хранения и простейшей обработке данных.
Владение основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним; умение работать с ними.
Умение работать с библиотеками программ.
Опыт использования компьютерных средств представления и анализа данных.
Осуществление обработки статистической информации с помощью компьютера.
Пользование базами данных и справочными системами.

5. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ


Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
Знание способов подключения к сети Интернет.
Представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире.
Определение ключевых слов, фраз для поиска информации.
Умение использовать почтовые сервисы для передачи информации.
Определение общих принципов разработки и функционирования интернет - приложений.
Представление о способах создания и сопровождения сайта.
Представление о возможностях сетевого программного обеспечения.
Планирование индивидуальной и коллективной деятельности с использованием программных инструментов поддержки управления проектом.
Умение анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.


3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия аудиторного фонда

кол-во

кабинетов
1

лабораторий
1

мастерских
0

другое
0

с перечисленным оборудованием:
Аудитории
Оборудование, наглядные пособия

Кабинет информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
магнитно-маркерная доска;
мультимедийный проектор;
принтер;
посадочные места по количеству обучающихся.

Полигон вычислительной техники
посадочные места по количеству обучающихся оборудованные персональным компьютером с лицензионным программным обеспечением, соответствующим разделам программы учебной дисциплины;
магнитно-маркерная доска;
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным программным обеспечением.

Мастерская
не предусмотрено


3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники

1. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ.учреждений сред. проф.образования. - М., 2014

2. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. уреждений сред. проф.образования.- М.,2014



Дополнительные источники

1. Михеева, Е.В. Информатика: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 352с
2. Информатика: учеб. пособие для студентов всех специальностей/ Е.Н. Гусева [и др.]; – 3-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 260 с.


Интернет - и интернет - ресурсы

1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ФЦИОР).2. www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
3. www. intuit. ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информа-
тика»).
4. www. lms. iite. unesco. org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информа-
ционным технологиям).
5. http://ru. iite. unesco. org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
6. www.megabook. ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
7. www. ict. edu. ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).
8. www. digital-edu. ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
9. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
10. www. freeschool. altlinux. ru (портал Свободного программного обеспечения).
11. www. heap. altlinux. org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
12. www. books. altlinux. ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice. org: Теория и практика»).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка предметных результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения
Предметные результаты обучения
Формы, методы контроля и оценки предметных результатов обучения

- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- выполнение внеаудиторной самостоятельной работы;
- устный опрос.

- сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
- выполнение практической работы, внеаудиторной самостоятельной работы;
- устный опрос;
- заслушивание сообщений.

- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
- выполнение практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы;
- устный опрос;
- тестирование.

- владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
- выполнение практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы;
- устный опрос;
- тестирование.

- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
- выполнение практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы;
- устный опрос;
- тестирование.

- сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
- выполнение практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы;
- устный опрос;
- тестирование;
- заслушивание реферата.

- владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
- выполнение практической работы;
- устный опрос;
- тестирование.

- сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет - приложений;
- - выполнение практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы;
- устный опрос;
- тестирование;
- заслушивание реферата, сообщения.

- сформированность представлений компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
- выполнение практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы;
- устный опрос;
- тестирование..

- владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
- выполнение практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы;
- устный опрос;
- тестирование.

- владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
- выполнение практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы;
- устный опрос;
- тестирование.

- владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; пользоваться базами данных и справочными системами;
- выполнение практических работ;
- устный опрос.

- сформировнность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности. Гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- устный опрос.

- понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
- устный опрос.

- применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
- устный опрос;
- тестирование.

- сформированность умения работать с библиотеками программ, наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.
- устный опрос;
- тестирование.


















13 PAGE 14815





13 PAGE 142015












Заголовок 115