Разработка урока русского языка в 6 классе. Обобщающее повторение орфографии. Урок-практикум.


Урок русского языка в 6 классе
Тема: Обобщающее повторение орфографии.
Тип урока – повторительно-обобщающий
Форма урока– практикум
Цели:
Обучающая:
- организовать деятельность обучающихся на повторение изученного в 5 классе материала по орфографии;
- создать условия для развития навыков самостоятельной работы;
Развивающая:
- развивать навыки грамотного письма, орфографическую зоркость учащихся;
- развитие монологической речи учащихся;
Воспитательная:
- воспитывать интерес и сознательное отношение к предмету.
Ход урока:
Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас.
Рефлексия: эмоциональное состояние.
- Для того чтобы у вас на уроке было хорошее настроение, мы совершим прогулку по осеннему лесу. («Прогулка по осеннему лесу» видео.)
Обратите внимание, на доске написаны слова: растения, росли, разложить, расположиться, замереть, прикоснуться, слагаются.Прочтите их. Совершая нашу прогулку, подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
(учитель спрашивает догадки учеников о теме урока)
Запись числа и темы урока: «Корни с чередующимися гласными».
Как вы уже догадались,сегодня на уроке мы повторим разные орфограммы, которые изучали в 5 классе, но особо обратим внимание на орфограмму «Чередующиеся гласные в корне слова».
4. Цель нашего занятия: повторить и обобщить знания по орфографии.Проблемная ситуация: Исходя из целей, подумайте и предложите какой эпиграф мы можем подобрать к нашему уроку? (Повторенье – мать ученья!) Правильно, Катя! А почему? Какой смысл содержится в пословице?Верно. Записываем число, классная работа и эпиграф в тетрадь.
- Какие пословицы и поговорки на тему ученья вы еще знаете?
Ученье – свет, а неученье - тьма.
Век живи - век учись.
За одного учёного двух неучёных дают.
С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.
*Запишите в тетрадь любую понравившуюся вам пословицу, которую вы не знали ранее. Юля, какую пословицу ты записала? Почему?
4. Работа с орфографическим правилом:
Ребята, посмотритечто я сохранила с прошлого года (учитель достает плакат-опору). Что это? (Опора) Помните, как мы вместе с вами составляли ее в нашей лаборатории русского языка?Вспомните как мы учились рассказывать по ней орфографическое правило. Давайте попробуем правильно и полно рассказать наше правило опираясь на опору. Катя? Маша?(2 ученика произносят орфографическое правило)

Молодцы! Всё вспомнили, наш труд не пропал даром, опора нам очень помогла!
Словарная работа:Итак, теперь нам нужно отработать наши знания на практике. Ксюша и Оля, выходите к доске. Я диктую слова, ваша задача: Ксюша записывает слова с чередующейся гласной в корне, Оля слова без чередования. Не забудьте выделять орфограммы. Остальные, работаем в тетрадях, слова пишем в два столбика.
Зеленеть, вырастать, запевать, запереть, собирать, стоять, прикасались, замереть, дрожать, солить, росли, предлагать, сдирать.*Должно получиться:
Слова с чередующейся гласной Слова без чередования
вырастать Зеленеть (зелен)
запереть Запевать (петь)
собирать Стоять (стоя)
прикасались Дрожать (дрожь)
замереть Солить (соль)
росли предлагать сдирать У всех так получилось? Давайте сверим. Таня продиктуй слова с чередующейся гласной в корне. Настя продиктуй слова без чередующейся гласной в корне (если есть проблемы, то комментируем, обсуждаем). Очень хорошо.
Продолжая нашу прогулку по осеннему лесу, обратите внимание на эту картину (на доску проектируется картина Исаака Левитана «Золотая осень», 1895 г). Давайте устно составимпо 1 предложению об осеннем лесе, употребляяслова с чередующимися гласными в корне.
(например:Осень яркими красками украсила деревья, растущие на берегу реки).

Взаимопроверка. (Звучит легкая мелодия)
Как замечательно у вас получается! А сейчас поработаем с осенним текстом К. Паустовского. Перед вами текст (на доску проецируется). Ваша задача: списать текст, вставить пропущенные буквы, графически объяснить написание пропущенных букв.Затем вы обменяетесь работами с соседом по парте, сверите с оригинальным текстом и поставите оценки (оценка 5 – без ошибок, 4 – 1-2 ошибки, 3- 3-4 ошибки, 2 – больше 4х).
Ст..яла осень в со(лн, н)це и туманах. Скво(зь, сь) обл..тевшие л..са были видны д..лекиеобл..ка и синий густой воздух. По н..чам в зар..слях вокруг нас ш..велились и др..жали ни(з,с)кие звезды.
Озеро около берегов было засыпано ворохами ж..лтых листьев. Их было так много, что мы не м..глил..вить рыбу. Лески л..жились на листья и не т(о, а)нули.
(По К. Паустовскому)
- Какие корни с чередующимися гласными вы увидели?
- Какие еще орфограммы можно здесь увидеть? (оглушение согласных в корне, непроизносимая согласная в корне, безударная проверяемая гласная в корне, безударная непроверяемая гласная в корне)
- Какие слова можно было бы взять для нашей прогулки по осеннему лесу?
Резервное задание (если останется время): Работа с учебником: упражнение 47 (стр. 20-21)
Домашнее задание: упражнение 46 (с.20) (задание только под № 1, но с дополнительными заданиями учителя)
Рефлексия.
- Вернемся к нашему осеннему лесу (на доску проектируется картина Исаака Левитана «Золотая осень», 1895 г).
- Скажите, с каким настроением вы уйдете с урока после нашей лингвистической прогулки? (2-3 человека отвечают)
Подведение итога урока учителем (особо активных отметить, выставить оценки).