Статья Организация учебно-исследовательской деятельности при изучении учебной дисциплины МАТЕМАТИКА
Насырова Елена Ивановна
преподаватель математики
БУ «Няганский технологический колледж», г.Нягань, Ханты-Мансийский АО
«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА»
Современный мир предъявляет к выпускнику профессионального образования высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому федеральные государственные образовательные стандарты определяют основную задачу для преподавателей – это включение студентов в активный процесс познания окружающего мира. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должно стать, не только объем знаний, умений и навыков но и овладение компетенциями, включающими умение творчески и самостоятельно подходить к решению поставленных задач и использовать это умение в различных сферах жизни. Для развития такой самостоятельности в процессе познания важной проблемой становится вопрос о мотивации студентов к познавательной деятельности. Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике методов исследовательской деятельности.
А.В.Леонтович в своих работах утверждает, что исследование в сфере образования является учебным и его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата. «В науке главной целью является производство новых знаний, в образовании - цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося)» [1].
Исследовательская деятельность характеризуется рядом особенностей:
Исследовательская деятельность связана с решением обучающимися творческой задачи с заранее неизвестным решением.
Исследовательский метод рассчитан на самостоятельность обучающихся. Деятельность же преподавателя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля.
Значительную роль в изучении дисциплины математика и формировании ключевых компетенций будущего специалиста играет организация исследовательской работы.
А.В.Леонтович выделяет в исследовательской деятельности основные этапы, характерные и для исследования в научной сфере: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала; его анализ и обобщение; собственные выводы [1].
Тематика исследовательских работ по дисциплине математика разнообразна. Обязательно учитываются интересы студентов, его возрастные способности и интеллектуальные возможности. За период с 2014 года совместно со студентами были выполнены исследования следующего содержания:
«Математика и гармония»
«Математика без формул, уравнений и неравенств»
«Геометрические формы в искусстве»
В ходе выполнения исследования обязательно изучение теоретического материала по данному вопросу. Это помогает сориентировать студента в дальнейшей работе и в то же время позволяет развивать навыки работы с различными источниками информации, что является важной составляющей дальнейшей профессиональной деятельности. Далее на основании изученного материала выдвигается гипотеза исследования, определяются цель и задачи исследования. Обязательно подбираются методы и методики исследования. Методики тщательно изучаются для дальнейшей работы. На следующем этапе производится сбор материала и выполняется экспериментальная часть. Сбор и обработка материала, самая интересная часть исследовательской работы. Студенты с удовольствием выполняют ее. Очень часто это кропотливый труд. И самое главное, на мой взгляд, в любой работе это провести необходимые расчеты, проанализировать полученные результаты и сделать рациональные выводы. Выводы всегда строятся на изученном материале, на полученных результатах. Умение проанализировать полученные результаты, сделать выводы помогает в дальнейшей профессиональной деятельности студента, например, более мобильно перестраиваться при изменении методов и технологий, при выборе оптимальных методик выполнения работы и т.д.
Обязательным этапом данной работы является защита исследовательской работы в рамках научно-практических конференций различного уровня. Опыт публичных выступлений способствует формированию общих компетенций и необходим в будущей профессиональной деятельности.
Применение методов исследовательской деятельности в процессе учебного познания ставит студента на доступном для него уровне в положение, требующее от него не только усвоение готовых знаний, но самостоятельного исследования. Познавательная деятельность студента приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть в ходе работы студенты не делают новых открытий, но повторят путь ученого от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Именно исследовательский подход в обучении делает студентов творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Эта способность поможет им в дальнейшем более полно реализовывать свои возможности в профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
Леонтович А. В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся. www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/a_amj1t.html