Урок русского языка в 10 классе по теме: Приставки пре- и при-


Конспект комбинированного урока
(объяснение нового материала + актуализация имеющихся знаний)
Приставки пре- и при-. (10 класс)
Цели урока: 1) научиться правильно определять значение приставок пре-, при -
2) привести в определённую систему знания о правописании приставок пре – и при -;
3) углубить знания о приставках пре – и при -;
4) сформировать умение самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы и  применять полученные ранее знания в новой ситуации.
Оборудование: опорный план урока по теме: «Приставки пре- и при-», учебник Н. Г. Гольцовой, толковый словарь.
1 – 2 минуты.
Приветствие, вводное слово учителя.
6 – 7 минут.
Проверочный словарный диктант.
10 - 12 минут.
На доске записан ряд слов.
Эвристическая беседа
Самостоятельная работа
Учитель оформляет таблицу на доске.
15 минут.
Комментированное письмо
Анализ языковых фактов и наблюдений.
3 – 4 минут.
Оценки ученикам 1, 2, 3, 4, 5 с комментариями.
2 мин.
Пояснить.
Поблагодарить за работу. 1. Оргмомент.
Приветствие класса и учителя.
2. Актуализация знаний.
Учащимся предлагается написать словарный диктант по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках», в которых им нужно верно написать и выделить приставку.
Перемирие, правнучка, бестактный, возрастной, исчерпать, сдерживать, расписка, подпоясаться, пролог, предвидеть, добежать, отваривать, прогневаться, вписать, надписать, вздохнуть, разыскать, обложить, заточить, просвещение, расстояние.3. Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации.
Ребята, а теперь обратите внимание на доску.
пребогатый, пребольшой, прекрасный, преломить, преступить, преградить, пришкольный, пригородный, приуральский, пришить, приехать, присочинить, приоткрыть, приподнять, привстать. - Как вы думаете, в какие вариантах будет писаться е, а в каких и?- Почему?
-Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.
Работая над значением слов каждой группы, учащиеся записывают примеры в тетрадь, в таблицу.
4. Закрепление полученных знаний.
Давайте попробуем применить полученные знания на практике. Попробуем выполнить упражнение № 142 на стр.90
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Итак, давайте ещё раз озвучим то, что сегодня узнали:
- Как определим написание е и и в приставки при-/пре-? (По значению)
- Какие значения может иметь приставка пре-? (высокая степень действия или качества)
-
6. Домашнее задание.
Написать мини-рассказ (не менее 10 предложений), в котором будут встречаться приставки пре- и при- с разным значением (не меньше 12 раз).