Урок по теме Приставки ПРЕ-ПРИ 5 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 54»

















Урок русского языка по теме
«Правописание приставок при- и пре».
5 класс










Автор: Жилина Марина
Валерьевна,
учитель русского языка
и литературы




Новоуральский городской округ
2015 год



Тема: Правописание приставок при- и пре-.
Цели урока: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание приставок при- и пре-»
и ее графическим обозначением на письме.
Задачи:
Обучающие: тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с)
Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ведущий метод: проблемный.
Оборудование:
записи примеров на доске,
опорная схема,
индивидуальные карточки,
сигнальные карточки,
ТСО:
компьютер
экран
диск с записью презентации
Предполагаемый результат:
Учащиеся смогут различать приставки пре- и при- в словах, научатся грамотно записывать эти приставки .
Литература:
1. Учебник русского языка для 5 класса. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.- М.: Баласс, 2005.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1990.
Ход урока:
Учитель
Ученики

I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Пожелайте себе успехов и скажите себе: «Я буду внимательным! Буду думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

П.Мотивация.
На доске написаны слова:
Бе..вкусный, бе..толковый, бе..мятежность, бе..покойство, и..толковать, и..давать, пр..бежать, пр..школьный, пр..добрый.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограмму.
- В какой морфеме надо было вставить пропущенные буквы?
- Задание было одно, выполнили по-разному. Почему?




III. Формулирование темы и цели урока.
-Ребята, как вы думаете, какая тема сегодня на уроке? (Правописание приставок при- и пре-)

- На какой вопрос надо ответить по теме урока? (При каком условии пишется приставка ПРИ-, а при каком ПРЕ-?)

Учитель пишет тему урока на доске, учащиеся в тетрадях.

IV. Изучение нового материала.
- Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. На доске написаны слова в 2 столбика:
Приехать, прилететь, приплыть
предобрый, премилый,

Пришить, приклеить, прибить
преградить, прервать

Пришкольный, придорожный


Приоткрыть, присесть



-Ребята, как вы думаете, как можно озаглавить столбики со словами? Почему?
-Давайте подумаем над значением каждого слова. Какое общее значение объединяет слова 1 группы 1 столбика?
Работая над значением слов каждой группы, учащиеся записывают примеры в тетрадь, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение.
-Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и - е в приставках?

В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:
ПРИ -
Приближение = близко
Присоединение = друг к другу
Расположение вблизи = около
Неполное действие = чуть-чуть
ПРЕ-
Пре = очень
Пре = пере-
Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах
преградить - перегородить
преступить - переступить
прервать - перервать
-Ребята, сделайте вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?

Проверка вывода по учебнику.
Стр. 85 правило.
Зарядка для глаз.
- Сядьте удобно. Прикройте глаза. Приоткройте. Посмотрите вправо. Посмотрите влево. Прикройте глаза. Приоткройте. Посмотрите вниз. Посмотрите наверх. Прикройте глаза. Приоткройте. Открываем и отвечаем на вопрос: какую приставку мы повторили по теме?
- Назовите эти слова. Какое значение имеет эта приставка в словах прикройте, приоткройте?
V. Закрепление изученного.
Цель: закрепить полученные знания.
1 этап - первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения (на парте у каждого)
- У каждого лежит образец рассуждения, прочитайте его, пожалуйста, и применяйте при объяснении. Белые листы.
В слове пишем приставку ПРИ-, так как обозначает приближение (присоединение, расположение вблизи, неполное действие)
В слове пишем приставку ПРЕ-, так как равно слову очень (приставке ПЕРЕ-).

1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием)
На доске записаны слова:
приехать, приморье, припаять, премилый, презабавный, преломить, присесть.

2) Осложненное записывание
ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву
Пр..винтить, пр..лететь, пр..веселый, пр..морский, пр..града

Физминутка
Занимай свои места (круговые движения кистями рук)
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли,
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь (прыжки на месте),
Будто мой упругий мяч.
- Кто услышал слова на изучаемую орфограмму? (присели, привстали)
-Какое значение имеет приставка?

2 этап - вторичное закрепление.
3) Работа по закреплению. Жёлтые листы
Списать слова в 2 столбика, вставить пропущенную букву, выделить приставку.
Пр.брежный, пр.дорожный, пр.лететь, пр.скучный, пр.скверный, пр.бить, пр.ступник, пр.усадебный, пр.вязать, пр.лечь, пр.сесть, пр.града, пр.красный, пр.ползти, пр.школьный.
прибрежный
прескучный

придорожный
прескверный

прилететь
преступник

прибить
преграда

приусадебный
прекрасный

привязать



прилечь



присесть



приползти



пришкольный




4) Индивидуальное задание –«Исправь ошибку» (для тех, кто вперед выполнил упражнение) розовые листы
Пребрежный, придорожный, прелететь, прескучный, прескверный, пребить, приступник, приусадебный, превязать, прилечь, пресесть, приграда, прикрасный, приползти, прешкольный.

Песня «Радионяня»
ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри
-Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл
Пароход
Космонавт прилетел из
Вселенной -
Обо всех, кто придет,
Прилетит, приплывет,
Пишется ПРИ -, несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело
-Помни, что пишется ПРИ -Обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил ~ не совсем откусил
Пригорело - не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем
Пишут с приставкой ПРИ -.
Предлинный достанет с крыши рукой
прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой и очень сякой
-ПРЕ - мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным - дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ
-Там только ПРЕ - ставить надо.

5) Аудирование Е И (правая ПРИ- –левая ПРЕ- руки)
Приземлиться, прицепить, пресерьезный, приморский, прекрасный, прискакать, прижечь, предобрый, приоткрыть, присесть, предлинный, преградить.

VI. Рефлексия.
-Какая тема сегодня на уроке?
-Какой был главный вопрос урока?
-Ответили мы на вопрос сегодняшнего урока?
-Расскажите, что узнали нового на уроке.

VII.Домашнее задание:
Комментарий.
§14, правило, упр. 158
или сочинить лингвистическую сказку о приставках пре-, при-.

VIII. Оценивание.
Морфологическая шарада «Собери слово».
Составить слово, взяв указанные морфемы из других слов
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале.
(оценка)
-А теперь этап оценивания. Перед вами лежат листы оценивания, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.






Запись слов.
2 человека работают на доске.

- В приставке.
- Не знаем, как пишутся приставки, кроме на –з и - с.


Правописание приставок при- и пре-
При каком условии пишется приставка ПРИ-, а при каком ПРЕ-?











Мнения.











ПРИ -
Приближение = близко
Присоединение = друг к другу
Расположение вблизи = около
Неполное действие = чуть-чуть
ПРЕ-
Пре = очень
Пре = пере-











































(присели, привстали)














































ПРИ -
Приближение = близко
Присоединение = друг к другу
Расположение вблизи = около
Неполное действие = чуть-чуть
ПРЕ-
Пре = очень
Пре = пере-



Вопрос
Продвинутый
«5»
Необходимый «4»
Достаточный
«3»
Надо доработать.

1. Я знаю, при каком условии пишется приставка при-.





2. Я знаю, при каком условии пишется приставка пре-.























15