Конспект по химии на тему Серная кислота
Тема урока: «Серная кислота»
Класс: 9
Продолжительность урока: 40 минут
Тип урока: комбинированный
Учебник: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара. Химия 9 класс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.
Цель урока: формирование знаний учащихся о свойствах разбавленной и концентрированной серной кислоты
Задачи:
формировать навыки написания уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты;
проводить химические эксперименты и формулировать выводы;
формировать познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД.
Методы: частично-поисковый, частично-исследовательский, иллюстративный, работа в группах, тестирование, самоконтроль.
Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная беседа.
Средства обучения: ПСХЭ, компьютер, проектор, презентация по теме «Серная кислота», оборудование для проведения эксперимента, раздаточный материал.
Оборудование и реактивы: серная кислота (разбавленная), магний, медь, оксид меди (II), гидроксид натрия, фенолфталеин, лакмус, метиловый-оранжевый, сульфат меди (II), хлорид бария; пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатель.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п
Этап урока
Используемые ЦОР (с указанием порядкового номера их Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действия ЦОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
1
Организационный момент. Мотивационно-целевой
Вводное слово. Слайд 2
Организация деятельности учащихся по повторению материала.
1.Перед вам представлен генетический ряд какого неметалла?
2.С какими соединениями серы вы познакомились на прошлых уроках?
3. Что связывает генетический ряд серы с картинкой, на которой изображено озеро?
Рассказ об озере в Сицилии.
Так называли это вещество в XVII- XVIII веках: «Купоросная кислота», «Купоросное масло», «Купоросный спирт», «Серное масло»
3. Какое современное название этого вещества?
4. Когда мы изучаем любое вещество, какие задачи мы ставим на урок?
Отвечают на поставленные вопросы учителя.
Записывают тему урока в тетрадях.
Ставят самостоятельно задачи на урок.
2 мин.
2
Актуализация знаний
ЦОР № 1
(стр.1)
Вопросы:
1.Дайте характеристику серной кислоте по всем признакам классификации.
2. Какой вид связи в кислоте?
Показ модуля (пространственное строение молекулы серной кислоты).
Систематизация имеющихся знаний.
Просмотр модуля, запись структурной формулы в тетрадях
5 мин.
3
Изучение нового материала
ЦОР № 1
(стр.2)
ЦОР № 2
(стр.2)
ЦОР № 3
(стр.2)
Показ модуля (физические свойства серной кислоты, ТБ при растворении концентрированной серной кислоты).
Слайд 3
Беседа с классом, направленная на соблюдения правил ТБ при работе с кислотой
(Приложение 1)
Задает вопросы по изученным свойствам разбавленной серной кислоты
Предлагает найти отличительные свойства разбавленной от концентрированной кислоты
Показ модуля (взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами).
Слайд 4
Выдает в группы незаконченную схему взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами.
(Приложение 2)
Показ модуля (гигроскопичность концентрированной серной кислоты).
- Что произошло с сахаром? Почему?
Показ модуля (взаимодействие концентрированной серной кислоты с неметаллами, сложными веществами).
Создание проблемной ситуации
С какой целью мы рассмотрели состав, строение и свойства серной кислоты?
Показ модуля (применение серной кислоты).
Просмотр модуля, запись физических свойств в тетрадях
Выполняют задание учителя в группах
и оформляют отчеты на выданных листах
Размещают на доске свои отчеты, отвечают на вопросы учителя
Работа в парах (изучают правила СО на выданных листочках)
Отвечают на поставленные вопросы
Просматривают модуль, делают вывод с помощью учителя.
Работаю в группах с выданной схемой (взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами), сверяют с экраном, вклеивают в тетради
Просматривают модуль и отвечают на вопросы учителя
Записывают уравнения в тетрадях
Отвечают на вопрос учителя
Делаю вывод о широком применении серной кислоты
20 мин.
4
Итог урока
Подводит к выводам
Формулируют выводы
1 мин.
5
Закрепление знаний
Слайд 5-6
Предлагает выполнить тест (Приложение 3)
Слайд 7
Работают на выданных листочках, выполняют самостоятельно.
Сверяют с экраном,
выставляют отметки в соответствии с критериями.
8 мин.
6
Рефлексия
Слайд 8
Предлагает оценить, насколько сегодняшняя тема была понятна
Самооценка.
Дорисовывают одну из геометрических фигур на выданном листочке, сдают листочки учителю
2 мин.
7
Домашнее задание
Подача на слайде 9, комментирование домашнего задания
Записывают Д/З в дневник
2 мин.
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕММЫХ ЦОР НА ДАННОМ УРОКЕ
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, видеофрагмент, текст, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР
1
Строение и физические свойства серной кислоты
Информационный
Просмотр модели серной кислоты в пространстве (1 стр.)
Текст, видеоролик
(2 стр.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2
Химические свойства серной кислоты
Информационный
Просмотр свойств концентрированной серной кислоты путем нажатия активных зон (2 стр.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3
Получение и применение серной кислоты
Информационный
Просмотр применения серной кислоты путем нажатия активных зон (2 стр.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 1
ГРУППА № 1
Инструкция к лабораторной работе
«Действие индикаторов на серную кислоту»
Техника безопасности.
1.Работу выполнять строго по инструкции.
2.Нельзя брать вещества руками и пробовать на вкус.
3.Соблюдайте аккуратность при выполнении работы.
Серная кислота вызывает ожоги!
Ход работы.
1.Налейте в пробирку № 1 несколько капель серной кислоты и добавьте 1 каплю фенолфталеина. Что наблюдаете?
2.В пробирку № 2 налейте несколько капель серной кислоты и добавьте 1 каплю метилового - оранжевого. Что наблюдаете?
3.В пробирку № 3 налейте несколько капель серной кислоты и добавьте 1 каплю лакмуса. Что наблюдаете?
4. Запишите уравнения ступенчатой диссоциации серной кислоты и суммарное уравнение.
ГРУППА № 2
Инструкция к лабораторной работе
«Взаимодействие серной кислоты с металлами»
Техника безопасности.
1.Работу выполнять строго по инструкции.
2.Нельзя брать вещества руками и пробовать на вкус.
3.Соблюдайте аккуратность при выполнении работы.
Серная кислота вызывает ожоги!
Ход работы.
1.Налейте в пробирку № 1 несколько капель раствора серной кислоты и добавьте стружки магния. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и соберите выделяющийся газ. Проверьте его на чистоту.
2.В пробирку №2 налейте несколько капель раствора серной кислоты и опустите медь. Что наблюдаете? Нагрейте. Запишите уравнение реакций.
ГРУППА № 3
Инструкция к лабораторной работе
«Взаимодействие серной кислоты с оксидами металлов»
Техника безопасности.
1.Работу выполнять строго по инструкции.
2.Нельзя брать вещества руками и пробовать на вкус.
3.Соблюдайте аккуратность при выполнении работы.
Серная кислота вызывает ожоги!
Ход работы.
1. Добавьте к черному порошку оксида меди (II) небольшое количество серной кислоты.
2. Нагрейте над спиртовкой. Что наблюдаете?
3. Запишите уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде.
ГРУППА № 4
Инструкция к лабораторной работе
«Взаимодействие серной кислоты с растворимым основанием»
Техника безопасности.
1.Работу выполнять строго по инструкции.
2.Нельзя брать вещества руками и пробовать на вкус.
3.Соблюдайте аккуратность при выполнении работы.
Серная кислота вызывает ожоги!
Ход работы.
1.Налейте в пробирку № 1 несколько капель серной кислоты.
2.В пробирку №2 налейте несколько капель раствора гидроксида натрия и добавьте 1 каплю фенолфталеина.
3. Смешайте растворы двух пробирок. Что наблюдаете?
4. Запишите уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде.
ГРУППА № 5
Инструкция к лабораторной работе
«Взаимодействие серной кислоты с нерастворимым основанием»
Техника безопасности.
1.Работу выполнять строго по инструкции.
2.Нельзя брать вещества руками и пробовать на вкус.
3.Соблюдайте аккуратность при выполнении работы.
Серная кислота вызывает ожоги!
Ход работы.
1.Налейте в пробирку № 1 несколько капель серной кислоты.
2.В пробирку №2 налейте несколько капель раствора гидроксида натрия и добавьте раствор сульфата меди (II).
3. Смешайте растворы двух пробирок. Что наблюдаете?
4. Запишите уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде.
ГРУППА № 6
Инструкция к лабораторной работе
«Качественная реакция на серную кислоту»
Техника безопасности.
1.Работу выполнять строго по инструкции.
2.Нельзя брать вещества руками и пробовать на вкус.
3.Соблюдайте аккуратность при выполнении работы.
Серная кислота вызывает ожоги!
Ход работы.
1.Налейте в пробирку № 1 несколько капель серной кислоты.
2.В пробирку №2 налейте несколько капель раствора хлорида бария.
3. Смешайте растворы двух пробирок. Что наблюдаете?
4.Запишите уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде. Объясните сущность реакции.
Приложение 2
Приложение 3
1. Формулы продуктов взаимодействия концентрированной серной кислоты с медью: 1) SO2 , H2O и CuSO4 2) H2 и CuSO4
3) H2 S , H2O и CuSO4 4) реакция не идет
2. Сокращенное ионное уравнение реакции CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O соответствует взаимодействию: 1) меди и серной кислоты 2) оксида меди (II) и серной кислоты
3) гидроксида меди (II) и серной кислоты 4) карбоната меди (II) и серной кислоты
3. В концентрированной серной кислоте окислителем является: 1) кислород 2) водород 3) сера 4) все три элемента
4. Концентрированная серная кислота не взаимодействует с металлами: 1) платина 2)медь 3) цинк 4) все три элемента
5. Качественная реакция на серную кислоту является: 1) реакция с растворимыми солями калия
2) реакция с растворимыми солями бария
3) реакция с растворимыми солями магния
4) реакция с растворимыми солями алюминия6. Разбавляя концентрированную серную кислоту, необходимо 1) вливать воду в кислоту 2) без разницы 3) вливать кислоту в воду
7. Разбавленная серная кислота реагирует с каждым из веществ:
Na2CO3 и Al(OH)3;
Cu и KOH;
AlCl3 и Ag;
FeSO4 и H2SO4
15