Разработка урока. Серная кислота и ее свойства

Поурочные планы Сычевой Л.Н.
Класс: 9 Дата: _____________________
Тема урока: Серная кислота и ее соли


Цель урока: формирование на межпредметном уровне системы знаний о важнейших кислородсодержащих соединениях серы.
Задачи урока:
Образовательная: совершенствовать знания учащихся о свойствах серной кислоты, рассмотреть их с точки зрения ТЭД. На примере концентрированной серной кислоты повторить окислительно-восстановительные реакции, метод электронного баланса. Научить распознавать серную кислоту и ее соли среди других веществ.
Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать и делать логические выводы в процессе изучения нового материала, прививать навыки самостоятельной работы во время тренировочных упражнений.
Воспитательная: обеспечить условия для воспитания чувства коллективизма, уважения друг к другу при работе в классе, группе. Содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных и других связей между явлениями.
Форма урока: комбинированный урок.
Методы обучения: диалогическое изложение, межпредметная беседа, химический эксперимент, объяснение, сравнение.
Приемы обучения: раскрытие причинно-следственных связей, постановка межпредметных вопросов, организация акцентированных наблюдений, обращение к жизненному опыту учащихся.
Оборудование и реактивы: электрохимический ряд напряжений металлов, раствор серной кислоты, цинк, медь, оксид меди (II), гидроксид натрия, индикатор (фенолфталеин), раствор хлорида бария, пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, держатель для пробирок.

Условные обозначение в тексте:
У – речь учителя;
Ш – действия обучающихся, школьников



Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
У: Для постановки первой проблемы предлага. учащимся вспомнить все, что им известно о кислотах из предшествовавшего обучения и повседневной жизни. (Беседа)
Затем выполняются следующие задания (на доске – презентация с анимацией).
Ш: выполняют задания устно. Все ответы комментируются.

1. Какие из приведенных формул веществ относятся к кислотам?
H2SiO3 NaOH HCl H2O CO2 BaCl2 H2SO4


2.Найдите соответствие между и названиями кислот:

Формулы кислот
Названия кислот

1. HNO3
1. Фосфорная

2. H2SO4
2. Азотная

3. H3PO4
3. Сернистая

4. H2SO3
4. Серная


3. В предложенных рядах исключите лишнее вещество:

a) NaOH KOH HCl

б) H2SO4 HCl H2SiO3

в) HNO3 H2CO3 H2SO4


4. С какими из перечисленных формул веществ взаимодействует раствор соляной кислоты?

Сu KOH CO2 Zn CuO AgNO3

II. Изучение нового материала
У: Обращаю внимание школьников на то, что на сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с соединениями серы на примере серной кислоты).
Ш: записывают в тетрадях тему урока.
У: Рассказываю о применении серной кислоты. Образно серную кислоту иногда называют «кровь химии». Нет кислоты, которая была бы нужнее и применялась бы чаще, чем серная. В основном ее используют в качестве полуфабриката. Главным образом ее потребляют две отрасли промышленности: производство синтетических волокон и производство суперфосфата. Также кислота необходима для получения красителей, синтетических моющих средств, медикаментов, ядохимикатов, взрывчатых веществ. Предприятиям металлургии серная кислота необходима для обогащения руд. Серную кислоту часто используют для осушки газов. Наконец, серная кислота служит электролитом в свинцовых аккумуляторах.
Далее демонстрирую склянку с раствором серной кислоты и предлагаю учащимся охарактеризовать ее физические свойства.
Ш: называют агрегатное состояние, цвет, с помощью учебника находят и другие свойства.
(Решение учебной проблемы при рассмотрении физических свойств серной кислоты поможет школьникам усвоить правила обращения с этим достаточно опасным веществом).
У: предлагаю учащимся ответить на следующий проблемный вопрос: «Почему при растворении концентрированной серной кислоты в воде необходимо приливать кислоту в воду, а не наоборот?»
Ш: для решения этой проблемы обращаются к своим знаниям из курса физики о плотности, а также к внутрипредметным знаниям о том, что при растворении серной кислоты выделяется большое количество теплоты.
У: закрепляя усвоенное школьниками правило техники растворения концентрированной серной кислоты в воде, предлагаю им запомнить стишок: «Сначала вода, а потом кислота, иначе случится большая беда».
Акцентирую внимание учащихся на правилах техники безопасности при работе с серной кислотой.
Кислоту не следует вытирать полотенцем, а надо промыть большим количеством воды. Отмечаю, что нельзя нейтрализовать кислоту на руке, так как к химическому ожогу может добавиться термический ожог
· от теплоты, выделяющейся при реакции нейтрализации.
Ш: фиксируют основные моменты урока в рабочих тетрадях, составляют опорный конспект.

Следующий этап урока: знакомство с химическими свойствами серной кислоты.
У: Вам уже известны некоторые химические свойства серной кислоты. Чтобы актуализировать эти знания, предлагаю работу по группам. Каждая группа проводит соответсвующий опыт, презентует его, составляет уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
Ш: работают с учебником, составляют соответствующие реакции.
I группа: диссоциация серной кислоты, действие на индикаторы;
II группа: взаимодействие с активными металлами;
III группа: взаимодействие с основными оксидами;
IV группа: взаимодействие с основаниями;
V группа: взаимодействие с солями.
(Рассматривают 5 основных химических свойств, характерных для кислот, но уже с позиции ТЭД.)
У: Особое внимание акцентирую на реакции между серной кислотой и растворимыми солями бария. Это качественная реакция на серную кислоту и ее соли!!!
Проблемный вопрос: «Какие свойства – окислительные или восстановительные – характерны для серной кислоты и почему?»
Ш: ищут ответ опираясь на степень окисления атома серы в серной кислоте. В результате приходят к выводу о том, что серная кислота может проявлять только окислительные свойства.
У: задаю следующий проблемный вопрос: «Как вы думаете, зависят ли свойства серной кислоты от ее концентрации?»
Ш: предлагают свои ответы, формулируют предположение о том, что химическая активность и свойства серной кислоты зависят от ее концентрации.
У: сообщаю учащимся о том, что концентрированная кислота является еще более сильным окислителем, чем разбавленная. Предлагаю рассмотреть те химические свойства, которые отличают концентрированную серную кислоту от разбавленной. (Мультимедийное сопровождение урока – взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью). Обугливание лучины демонстрирую сама, ввожу новое понятие:
Гигроскопичность - свойство концентрированной серной кислоты поглощать (отнимать) воду.


Далее рассказываю школьникам о том, что в отличие от концентрированной, разбавленная серная кислота оказывает противоположное действие на органические соединения: она способствует присоединению к ним воды. Например, клетчатка при соприкосновении с разбавленной кислотой не обугливается, а присоединяет к себе воду и превращается в хрупкую гидроцеллюлозу. Именно этим свойством объясняется появление дыр на хлопчатобумажной одежде в тех местах, куда попали брызги кислоты. Спасти ткань можно только путем немедленной нейтрализации серной кислоты содой или аммиаком.
Ш: записывают наблюдения, составляют соответствующие уравнения реакций.
У: подчеркиваю различное взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами (раздаточный материал, таблица)

Металл
Продукт реакции

Средней активности
SO2, S, H2S

Медь, ртуть, серебро
SO2

Золото, платина
Не реагирует

Исключения: железо, хром
Не реагирует (пассивируются)


У: И в завершение нашего разговора, объясните, как вы понимаете словосочетание «Кислотные дожди»
Ш: отвечают на вопрос, аргументируют ответы, приводят примеры. (Презентация по данной проблеме)

III. Рефлексия: на каждую букву слова кислота (написано вертикально) придумать слово, звучавшее на уроке, характеризующее серную кислоту и ее свойства, например:
Концентрированная
Индикатор
Серная
Лакмус
Окислитель
Тяжелая
Активная

IV. Задание на дом:
§16, упр. 5, стр. 78

Можно предложить учащимся разноуровневые задания на дом.
Репродуктивный уровень, отметка «3»
В трех пробирках без этикеток находятся: разбавленная серная кислота, концентрированная серная кислота и соляная кислота. При помощи каких реакций можно различить эти кислоты?

Вычислить массу сульфата бария, образующегося при взаимодействии 68,8 г серной кислоты с хлоридом бария.



Продвинутый уровень, отметка «4»

Осуществить превращения по схемам:
S SO2 SO3 H2SO4 K2SO4 BaSO4

К раствору, содержащему 15 г хлорида бария, добавили раствор, содержащий 15 г серной кислоты. Найти массу осадка.

Составить уравнения практически осуществимых реакций
Cu + H2SO4 (разб.)
Cu + H2SO4 (конц.)
Cu + HCl
Zn + H2SO4 (разб.)
BaCl2 + H2SO4 (разб.)
Ba(NO3)2 + HCl
NaOH + H2SO4 (разб.)
MgO + H2SO4 (разб.)
H2SO4 + CO2


Творческий уровень, отметка «5»

К 100 г 15%-ного раствора хлорида бария добавили 100 г 15%-ного раствора серной кислоты. Найти массу осадка.

Составить тест по теме и выполнить его.

Подведение итогов урока.

















15