План-конспект урока по химии на тему Оксид серы (IV). Сернистая кислота 
Урок № 25                        Химия, 9 класс
Тема:  Оксид серы (IV). Сернистая кислота
Цели урока:
Предметные (образовательные): актуализация знаний по темам: «Оксиды», «Сера, ее свойства», закрепление представлений о связи между строением, свойствами, классификацией оксидов; изучение физических и химических свойств оксида серы (IV), сернистой кислоты в свете теории электролитической диссоциации и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов, получение и применение этих соединений. Рассмотрение влияние сернистого газа на окружающую среду и здоровье человека.
развивающие: совершенствование учебных умений учащихся при составлении химических уравнений, развитие творческого мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, аналитических способностей мышления.
воспитательные: совершенствование коммуникативных умений, способностей работать в коллективе, умение слушать и слышать другого человека. Нравственное и эстетическое воспитание учащихся к окружающей среде.
Основные виды деятельности обучающихся:
Предметные
Описывают  свойства Оксид серы (IV)и  Сернистой кислоты. Составляют  уравнения реакций, соответствующих «цепочке» превращений .МетапредметныеРазвивающие: строят  логическое рассуждение, включающее установление  причинно-следственных связей.  Прогнозируют химические свойства веществ на основе их свойств и строения
Познавательные: используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач
Структура урока
Организационный момент
Тема урока, целеполагание, мотивация
Выход на тему урока:
Самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой по ключу
1 вариант: 
Составить уравнения реакций в молекулярном и ионном видах:
А) между растворами сульфита калия  и серной кислотой;
Б) между растворами сульфита магния и соляной кислотой
2 вариант:
Составить уравнения реакций; указать процессы окисления/восстановления, окислитель/восстановитель
А) горение серы
Б) горение сероводорода в избытке кислорода
Учитель: 
- что общего между этими заданиями? (образуется оксид серы (IV)). 
-что вы знаете про этот оксид, что можете сказать исходя из его формулы? (бесцветный газ, с резким раздражающим запахом, растворим в воде, кислотный оксид, его водный раствор – сернистая кислота)
-сформулируйте тему урока: Оксид серы (IV). Сернистая кислота
- что ещё вы хотите узнать про эти вещества (постановка цели урока)
- зачем вам нужны эти знания? (мотивация)
3.  Актуализация опорных знаний
Учитель: 
-Как мы уже вспомнили, оксид серы (IV) – кислотный оксид. Какими химическими  свойствами он будет обладать? (реагировать с водой, щелочами, основными оксидаРабота в парах с последующей самопроверкой по  тексту  учебника (стр.71)
- Составьте уравнения химических реакций, подтверждающие это:
1) H2O + SO2 →
2) NaOH + SO2→
3) Ca O + SO2→
4. Изучение нового материала
4.1. - Какие степени окисления может проявлять сера в соединениях? (-2; 0; +4; +6)
- Определите степень окисления в SO2 (+4)
Постановка проблемного вопроса: какие свойства: окислительные или восстановительные,  может проявлять SO2 ( и окислительные, и восстановительные, т.к сера находится в промежуточной степени окисления)
4.2. –Самостоятельная работа с текстом учебника (стр. 71)
Запишите уравнения реакций, которые подтверждают окислительно-восстановительные свойства SO2
4.3.Применение и  физиологическое действие SO2 
Используя текст учебника (стр.71), схему (слайд или таблица), охарактеризуйте
1 вариант – применение SO2
2 вариант – физиологическое действие SO2
4.4 Сернистая кислота
Просмотр видеофрагмента: свойства сернистой кислоты (электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман)
              4.5. Качественные реакции сульфит-ион в растворе. 
Инструктаж по ТБ!!!
В пробирку с раствором сульфита натрия добавьте 1 мл раствора серной кислоты.
Отметьте признаки проведённой вами химической реакции.
Составьте молекулярное, ионное и сокращённое ионное уравнения реакций.
Запишите вывод
5.Закрепление
Выполните тестовые задания, ответьте на вопросы (электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман)
6. Домашнее задание:
1) § 20; электронное приложение к учебнику
2) Выполните задания (на выбор)
 №2 , № 4,  тестовые задания стр. 73
3)Творческие задания:
―Подготовьте презентацию «Кислотные дожди»
7. Рефлексия
Я могу….                        Я умею…………
Я пока затрудняюсь……