Консультация на тему: Возрастные особенности: кризис 7 лет.


«Возрастной кризис 7 лет».
Возрастной кризис- переходное состояние, которое характеризуется резкими психологическими изменениями.
Ребенок к 6-7 годам начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это новообразование приводит к кризису семилетнего возраста. Этот переломный период может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. У ребенка может упасть работоспособность. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника. Эта позиция меняет его самосознание, т.е. меняются представления о самом себе. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Всё что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В этот период проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний, появляется логика чувств, т.е. умение рассуждать и понимать собственные переживания. Эмоции приобретают новый смысл для ребёнка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба мотивов, т.е. сил, которые направляют действия человека.
Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребёнка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребёнка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будующий поступок с точки зрения его результатов и более отдалённых последствий. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребёнок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.
Одним из симптомов кризиса является потеря в характере непосредственного поведения. В это период характерными особенностями поведения является, так называемое «манерничанье», и проявляется симптом «горькой конфеты». Этот симптом проявляется в том, что ребенок может получить желаемое благодаря обману. Но прейдя к результату, не будет испытывать чувство удовольствия и радости.
Окружающим взрослым необходимо понимать особенности нового этапа в развитии личности ребенка, относиться к нему не как к дошкольнику, а дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.
Рекомендации родителям
Профилактика девиантного поведения
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок прийдет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребёнком в целом.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в непринятие обучения.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"
По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передайте их ему.
Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
Активно слушать ребенка - значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Использовать в повседневном общении приветливые фразы. например:
Мне хорошо с тобой
Я рада тебя видеть
хорошо, что ты пришел
Мне нравится как ты...
Как хорошо. что ты у нас есть
Необходимо включить ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий.
В семье должны быть единые требования и правила воспитания.