Внеурочная деятельность уроки Лихачева «Письма о добром и прекрасном»
«Письма о добром и прекрасном»
Цель: Расширить понятие ценности дружбы среди сверстников.
Задачи:
Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы;
Содействовать формированию дружного коллектива.
Оборудование:
мультимедийный проектор,
презентация,
компьютер,
средства обучения: печатные,наглядные.
Средства обучения: печатные, наглядные.
Ход занятия:
Мотивация к деятельности.
Добрый день! День у нас сегодня совсем необычный! В наш дом пришло много гостей. Я рада видеть вас и ваши улыбки. Для того, чтобы приобрести уверенность я предлагаю Вам взяться за руки, улыбнуться соседу с права, слева и всем сказать «Здравствуйте»
Введение в тему.
Слово учителя: Ребята, мы сегодня не случайно проводим наше занятие в зале имени Д.С. Лихачева. Это наш центр культуры и воспитания.
Д.С. Лихачев прожил долгую, полную трудных испытаний жизнь. И ему было, что завещать молодому поколению. Своеобразным завещанием с большой буквы можно назвать книгу «Письма о добром и прекрасном»
Книга содержит 46 писем, адресованных молодежи. Вот названия некоторых из них: «Самая большая ценность – жизнь», «О воспитанности», « О дурных и хороших влияниях», «Путями доброты», «Быть вместе».
Уже в названиях четко определена задача этого труда – поделиться опытом жизни.
Актуализация знаний.
Сегодняшняя наша встреча посвящена одной очень, на мой взгляд, интересной теме.
Давайте узнаем какой?
Потребность в этом возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.
Она может продолжаться всю жизнь
Она может быть в любом возрасте.
Она не разрушится от дождей и вьюг.
Да, правильно, мы сегодня поговорим о дружбе.
Продолжи пословицу.
Дерево сильно корнями, а человек (друзьями)
Дружба не стекло: разобьешь – (не склеишь)
Дружба не гриб, лесу ( не растет)
Нет друга ищи, а найдешь – (береги)
Друга иметь себя (не жалеть)
- Скажите, пожалуйста, о чем говорят эти пословицы?
- К чему они нас призывают?
Вывод: В этих пословицах народная мудрость, к которой всем нам стоит прислушаться.
V.Творческий процесс: Работа в группах
У нас 5 групп, каждая группа выполнить свою работу. От качества этой работы будет зависеть целостность представления о работе редакции. Я раздала вам письма которые написал Д.С. Лихачев. Ребята получают письма из книги
Задание для всех:
- Прочтите и обсудите, актуальны ли эти письма в 21 веке?
- Нужны ли эти письма?
У вас на столах лежит бумага, вам нужно создать газету (изобразите, запишите, наклейте) и передать нашим ученикам то, что хотел передать нам Д.С. Лихачев. Ваши газеты будут висеть в нашем зале и учащиеся нашего лицея не оставят их без внимания.
Ситуация первая.
Наташа сказала: «Костя, я не выучила басню Крылова «Стрекоза и муравей»
Скажи учительнице, что и ты не выучил. Костя опешил и не успел высказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и его первым вызвали к доске. Пришлось ему с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа же сказала: «Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну»
- Была ли эта дружба настоящей?
- Как вы оцениваете поступок Наташи?
-Можно ли обижаться в данном случае на Костю?
-Можно ли в дружбе диктовать свои требования?
Ситуация вторая.
Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти и сердечно поздравить .Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги.
- Как бы вышли из нее?
Ситуация третья.
Даша уже два часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша: Гулять пойдешь?
Даша: Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!
Маша: Да не переживай! Я все решила! Как всегда дам списать!
Даша: О! Ес! Ты настоящая подруга!
Как вы считаете,мжно ли назвать Машу настоящей подругой?
Как бы вы поступили на месте Маши?
Итак,настоящий друг думает не о своих интересах, а, о том, как помочь товарищу.
Ситуация четвертая.
На самостоятельной работе по математике Сергей обнаружил, что в ручке закончилась паста.
Сергей: Ой, паста закончилась!
Антон: А у меня запасная ручка есть!
Сергей: Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!
Антон: А что ты мне за это дашь?
Сергей: Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
Антон: Да зачем мне твои копейки! Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?
Сергей: Да ладно, давай уж!
Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?
Таким образом, из этой ситуации мы делаем вывод, что настоящий друг должен быть бескорыстным.
Ситуация пятая.
У Миши было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их "три мушкетера”. Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за "Спартак». Но в пятом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать, с кем дружить: с Олегом или Денисом? С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылазил из игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в "игровуху” вместо школы. Одним словом, Олег был крутым пацаном, и Мишка старался подражать ему во всем. Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах да, о своих спортивных результатах. Но что самое противное – постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей. Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: или Олег, или Денис”.
Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка?
Учитель:
У вас на столах лежат листочки, на которых предложен список качеств характера. Вам нужно вашей группой определить, какие качества должны быть у друга, а какие нет.
Понимание
Равнодушие
Искренность
Честность
Доброта
Зависть
Прощение
Раздражительность
Благородство
Болтливость
Неуверенность
Правила доброго человека. Слайд
Делай добро.
Люби и прощай людей.
Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
Бойся обидеть человека.
Лучше отдай свое, чем возьми чужое.
Умей дарить людям радость.
Учитель: Я думаю, вы возьмете их с собой.
Я благодарю за теплый прием, доверительный разговор, за добрые и умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше занятие я хотела бы подарить заповеди, а ведь заповеди это и есть правила, которые написал Д.С. Лихачев
Рефлексия.
Подведение итогов.
- Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшние занятие?
- Что запомнилось больше всего?
Вы отлично справились с работой. Газета сделана. Молодцы!
Приложение 1.
1.Люби людей — и ближних, и дальних.
2.Твори добро, не видя в том заслуги.
3.Люби мир в себе, а не себя в мире
4.Будь рыцарем и с женщиной, и в споре.
5.Пей из неиссякаемого источника культуры, но не захлебнись.
6.Твори по силам — дело не в масштабе
7.Не уставай в труде и самосовершенствовании: творчески обогащая мир — изменяешь себя, нравственно совершенствуя себя — изменяешь мир.
8.Ни зависти, ни жадности, ни злобы ты в сердце никогда не допускай
9.Не помни зла и злого пожалей.
10. Не казни себя за ошибку, а извлеки из нее урок.