Внеклассное мероприятие по химии Звездный час


Министерство спорта и туризма Республики Хакасия
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия
среднего профессионального образования
«Училище (техникум) олимпийского резерва»
Звездный час
Преподаватель: Голощапова Н.М.
Абакан, 2014
Звездный час
Цель мероприятия: расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии через занимательные вопросы, викторину, задания, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей учащихся.
Добрый день друзья! Мы приветствуем вас на «Звездном часе»
Сегодня в упорной и справедливой борьбе участникам команд предстоит доказать, что у них за плечами есть багаж знаний по химии.
Разбить на ΙΙΙ команды
Орг. момент: 1) Выбрать капитана
2) Дать название команде
3) Представление команды
Ι. ТУР – Отгадай вещество 5 баллов
Каждая команда получает задание
(Время выполнения 3 мин)
Первой команде:
М.В. Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал: «При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар». Что это за вещество?
Второй команде:
Шведский химик так описал один свой опыт, выполненный в 1774 г.: «Я поместил смесь черной магнезии (оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто-зеленый цвет, пронзительный запах». Назовите этот газ.
Третьей команде:
У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент….

ΙΙ. ТУР – Конкурс капитанов 5 баллов
Пока капитаны думают, над заданием проходит общая разминка
(Вопросы: за каждый вопрос по 1 баллу)
1. С какой кислотой вас ждет «приятное» знакомство, если вы упадете в крапиву (Муравьиной)
2. Какое из этих насекомых обязательно встречается в учебнике Химия
а) муха; б) таракан; в) белка; г) моль.
3. Какой из спиртов наиболее токсичен (Метанол)
4. Какой химический элемент входит в состав гемоглобина крови и фермента, находящихся в печени и селезенки стимулирует работу кроветворных органов (Железо)
5. Бытовое название соединения водорода и кислорода – это раствор, который используют в медицине как антисептическое, кровоостанавливающее средство (Перекись водорода)
6. Атом, какого химического элемента имеет меньший радиус: магния или серы? (Атом серы, так как с увеличением заряда ядра электронная оболочка сжимается)
7. В атоме, какого химического элемента три S-электрона (В атоме лития)
8. Вещества, ускоряющие скорость химической реакции (Катализаторы)
9. Мягкий металл красного цвета, хороший проводник электричества (Медь)
10. Как называют вещества, изменяющую свою окраску в зависимости от среды (Индикаторы)
11. Название, какого элемента переводится как «фиолетовый» (Йод)
12. Какую водку не пьет даже самый горький пьяница? (Царскую)
13. Самый распространенный по массе элемент в природе (Кислород)
14. Наиболее активный металл? (Фтор)
15. В какой капусте много йода? (Ламинария)
16. Название, какого элемента неметалла состоит из названия двух млекопитающих? (Мышьяк)
17. В атмосфере какого неметалла вода горит ярким пламенем?(Фтор)
18. Оксид водорода? (Вода)
19. Назовите два самых распространенных неметалла во Вселенной? (Водород и гелий)
20. М.В.Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал «При растворении какого – либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар». Что это за вещество? (Водород)
21. Самое твердое из известных веществ? (Алмаз)
22. Какой элемент составляет основу органической жизни на Земле? (Углерод)
23. Графит и алмаз, что это? (Аллотропные видоизменения)
24. Сколько валентных электронов в атоме химического элемента имеющего порядковый номер 17? (семь)
25. Этот газ входит в состав воздуха, он поддерживает горение и дыхание? (Кислород)
26. Другое название хлороводородной кислоты? (Соляная)
27. Назовите галоген, у которого электроны расположены на трех энергетических уровнях? (Хлор)
28. В ней лакмус краснеет? (Кислота)
29. Как называют соли серной кислоты? (Сульфаты)
30. Этот оксид самое распространен6ное и необходимое вещество на нашей планете? (Вода)
31. Эта кислота в свободном виде не существует, так как разлагается на воду и углекислый газ? (Угольная кислота)
32. Оксид, какого неметалла образуется при спиртовом брожении? (Углерода)
33. Самый легкий неметалл? (Водород)
34. Эта кислота в воде почти не растворима? (Кремневая)
35. Как называется вещество, формула которого NH3? (Аммиак)
36. Назовите жидкий неметалл? (Бром)
37. Эти вещества получают реакцией окисления простых веществ? (Оксиды)
38. Как опытным путем доказать что в картофеле есть крахмал (Йод)
39. Автор Периодического закона (Д.И.Менделеев)
40. Металл, который поможет измерить температуру, если вы, не дай бог, простудились в новогоднюю ночь (Ртуть)
Дело №1
В отделении милиции поступило заявление о том, что в большом доме по улице Периодической в 2-х квартирах прописано по 15 жильцов. При этом проживают в каждой квартире по 1 жильцу, остальные лишь числятся.
1. Установите номера подъездов (групп) и этажей (периодов) где находятся эти квартиры.
2. Назовите номера квартир, где проживают нарушители.
3. Какую, фамилию носят лица, проживающие в каждой квартире.
ΙΙΙ. ТУР – Восстанови шпаргалку 6 баллов
От каждой команды по два человека к доске для написания уравнений реакций. (Каждое уравнение по 2 балла)
Первой команде:
Допишите уравнения реакций
? + ? → NH3
? + ? → CuSO4 + H2O
Al2O3 + ? → Al(NO3)3 + ?
Второй команде:
Допишите уравнения реакций
? + ? → H2O
? + ? → ZnCl2 + H2O
NaOH + ? → Na3PO4 + H2O
Третьей команде:
Допишите уравнения реакций
? + ? → P2O5
? + ? → FeSO4 + H2O
CO2 + ? → CaCO3
ΙV. ТУР – Кот в мешке 2 балла
(От каждой команды по одному человеку)
«Медь и хлор знали друг друга с детства, а когда выросли, то в ходе взаимодействия создали компанию под названием – Хлорид меди ΙΙ.
Однажды в баре «Пробирка» они познакомились с железом, активное железо понравилось хлору. Медь и железо сильно повздорили, произошло взаимодействие, и одному из них пришлось уйти.
Задание
1. Напишите уравнение реакции в ходе, которой образовалось компания «Хлорид меди».
2. Кто покинул компанию после ссоры Меди и Железа?
3. Как стала называться новая компания?
Подтвердите ответ уравнением реакции».
(Пока ученики у доски думают, над заданием проводится конкурс «Ты мне, Я тебе». Каждый член команды задает по 2 вопроса представителю команды соперника)
(За каждый вопрос по 5 баллов)
Экспериментальная пауза
1) Сейчас увидим, как с помощью волшебной палочки можно добыть огонь.
Что ж, нет ничего проще.
В чудесах химических я уже остер,
Без огня и спичек разведу костер.
(Подносит к фитилю спиртовки палочку, которая смочена в смеси перманганата калия и серной кислоты. Спиртовка зажигается.)
2) Вот это да! Вот это настоящее чудо! Все это просто замечательно, но нас интересует, можете ли вы получить дым без огня?
Химический опыт «Дым без огня»
Да, это диво, так уж диво!
Чудо сделаю красиво:
Чтобы получить «дымок»,
мне не нужен огонек!
(Опыт. В одном цилиндре капли концентрированной соляной кислоты, в другом – раствор аммиака. Если цилиндр с кислотой перевернуть вверх дном и поставить на цилиндр с аммиаком, то появится белый дым.)
3) Вот еще одно развлечение.
Кто дает руку на отсечение?
Жалко руку на отсечение!
Тогда нужен больной для лечения.
Приглашает одного ученика для проведения опыта «Исцеление раны».
Оперируем без боли,
Правда, будет много крови.
При каждой операции
Нужна стерилизация.
Помогите, ассистент, дайте йод.
Один момент!
Йодом смочим мы обильно,
Чтобы все было стерильно.
Не вертитесь, пациент,
Нож подайте, ассистент!
Посмотрите, прямо струйкой
«Кровь» течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
от разреза ни следа!
(Опыт. Сначала ученику протирают руку ваткой, смоченной раствором хлорида железа, по цвету напоминающим раствор йода. Затем берут тупой нож, опускают «для дезинфекции» в раствор роданистого калия и проводят по руке. В месте соприкосновения ножа с кожей появляется «кровяная» полоса. Если «порез» обработать тампоном ваты, смоченным фторидом натрия, то «рана» мгновенно исчезает.)
4) Демонстрация опыта «Несгораемый платок».
Платок носовой теперь в руку возьму,
Сначала «водой» ключевой намочу
И пламенем спички его подожгу.
5) Демонстрация опыта «Извержение вулкана».
А сейчас, друзья, для вас
По истории рассказ.
Ночью спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.
Покажу вам, как умею,
Гибель города Помпеи.
(В фарфоровую чашу горкой помещает дихромат аммония, добавляет кусочки бенгальского огня. В центр капает спирт и поджигает. Происходит «извержение» вулкана).
5) Фото на память
Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье.
Мы готовы приступить к непростой работе. Моментально получить можем ваше фото.
Вот на этот чистый лист посмотри внимательно. Веселее улыбнись – это обязательно.
Этот снимок проявить мы сумеем запросто: фотографию чуть сбрызнем из пульверизатора.

Слово Жюри
Жюри подводит итоги игры и награждает всех участников.