Метод.указан. к выполн. практ. работы, д-на Логистика тема Транспортная логистика
Дисциплина «Логистика»
практическАЯ работА № 2
Методические указания к выполнению
Тема 2.2. Транспортная логистика
Наименование работы: Разработка маршрутов доставки товаров автомобильным транспортом
Цель занятия – закрепление знаний о целях, задачах, функциях и методах логистики; логистических процессов;
приобретение умений - управлять логистическими процессами организации;
применять логистические цепи и схемы, обеспечивающие рациональную организацию материальных потоков
Форма проведения – деловая игра
Задания
Пользуясь приведенными исходными данными, участникам деловой игры предлагается:
разработать маршруты и составить графики доставки заказанных товаров в магазины района;
рассчитать размер расходов, связанных с доставкой товаров в магазины;
выполнить анализ разработанной схемы доставки.
Исходные данные: Приложения 1,2
Условия выполнения заданий
Характеристика обслуживаемого района.
Участник деловой игры выступает в роли управляющего по вопросам транспорта оптовой фирмы, поставляющей различные товары в 20 магазинов, расположенных на территории района. Карта-схема района представляет собой тетрадный лист в клетку, на котором нанесены координатные оси. Вертикальные и горизонтальные линии сетки представляют собой дороги, которые могут быть использованы для поездок из одного пункта в любой другой пункт на карте. При этом движение транспорта осуществляется только по горизонтальным или вертикальным линиям сетки. На пересечении вертикальных и горизонтальных линий находятся склад и обслуживаемые магазины.
Масштаб карты: одна клетка-1км2, т. е. длина стороны клетки = 1 км. Это позволяет определить расстояние между любыми двумя точками на карте.
Товары, доставляемые в магазины.
Со складов фирмы в магазины доставляются товары трех укрупненных групп:
продовольствие (П),
напитки (Н)
моющие средства (М).
При загрузке автотранспорта следует учитывать, что продовольствие и моющие средства не подлежат совместной перевозке. Других ограничений в совместной перевозке доставляемых товаров нет, т.е. напитки могут перевозиться в одной машине с моющими средствами или с продовольствием.
Товары всех трех групп упакованы в коробки одинакового размера. При выполнении практического задания груз будет измеряться количеством коробок. В этих единицах представляется заказ, указывается грузовместимость автомобиля и рассчитываются показатели использования транспорта.
Заказы магазинов — см. Приложение 2.
Характеристика используемых транспортных средств.
Фирма владеет небольшим парком транспортных средств, состоящим из шести автомобилей. Этот парк может выполнить лишь ограниченную часть необходимых перевозок. Для осуществления остальных поставок компания привлекает наемные транспортные средства. Причем наемные транспортные средства разрешается привлекать только в том случае, если все собственные автомобили уже задействованы.
Грузовместимость собственного транспорта составляет:
120 единиц груза (коробок),
наемного —150 единиц груза.
Расчет времени работы транспорта.
Оборот транспортного средства включает:
время на загрузку на складе;
время проезда по маршруту;
время на разгрузку в магазине;
дополнительное время, необходимое для перерывов в работе водителя.
Эти периоды времени рассчитываются следующим образом.
Время на загрузку на складе.
Все намеченные к поездке автомобили выезжают со склада в 8°°. Время первой загрузки транспорта не входит в рабочее время водителя.
Возможно, что в течение дня транспортное средство будет использовано для выполнения более чем одного маршрута. В этом случае каждой последующей поездке будет предшествовать тридцатиминутная загрузка.
Время проезда по маршруту.
Средняя скорость на маршруте принимается равной 20 км/ ч, т.е. 1 км машина проезжает за 3 мин. (это означает, что сторону одной клетки на карте машина преодолевает за 3 мин.).
Время разгрузки.
Время разгрузки принимается из расчета 0,5 мин. на одну единицу груза (например, 76 коробок будет разгружено за 38 мин.).
Перерыв в работе водителя.
Если протяженность маршрута требует, чтобы водитель провел за рулем автомобиля свыше 5,5 ч, т.е. свыше 110 км, то к его рабочему времени следует прибавить 30 мин. для перерыва.
Общее время работы.
Максимально допустимое дневное рабочее время для каждого транспортного средства и водителя — 11 ч. НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ГРАФИК ДОСТАВКИ ГРУЗОВ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕДУСМАТРИВАТЬ ПРЕВЫШЕНИЕ ЭТОГО МАКСИМУМА.
Основная продолжительность рабочего дня водителя — 8 ч, после чего его рабочее время оплачивается по системе сверхурочной оплаты до 11 ч в день.
Расходы по содержанию и эксплуатации транспортных средств.
Расходы на содержание собственного:
Условно постоянные расходы по содержанию одного собственного транспортного средства составляют 10 у.д.е./день.
Условно переменные издержки определяются удельной стоимостью 1 км пробега, которая для собственного транспорта составляет 0,5 у.д.е./км.
Расходы по использованию наемного транспорта:
дневная стоимость наемного траспорта - 50 у.д.е. в день независимо от степени его использования.
каждый километр пробега наемного транспорта оплачивается в размере 1 у.д.е./км.
Эти расценки включают оформление заказа, экспедирование и страхование груза.
Выбор из двух вариантов — иметь ли свои собственные транспортные средства или брать их внаем — важный элемент стратегического планирования логистики фирмы. При этом второй вариант позволяет сохранить капитал, но вынуждает иметь более высокие транспортные расходы.
Расходы сверхнормативного труда.
Основный рабочий день водителей — 8ч, включая возможный перерыв в пути. Сверх этого времени до максимально разрешенного количества часов (11 ч) сверхнормативная работа рассчитывается с точностью до минуты и оплачивается по расценкам 15 у.д.е./ч (т.е. 0,25 у.д.е./мин.).
Другие виды расходов.
Если график предусматривает использование наемного транспорта, перевозящего напитки, то в целях безопасности следует взять работника для охраны. Дополнительная стоимость такой услуги равна 20 у.д.е. на человека на одну машину в день. Другими словами, если в один день используется два наемных транспортных средства для перевозки напитков, расход в этот день составит 40 у.д.е. (независимо от того, по сколько ездок сделают наемные машины).
Собственный транспорт фирмы оборудован средствами безопасности, что исключает необходимость использования дополнительной охраны.
9. Штрафные санкции.
9.1. Неполное использование вместимости транспортного средства.
Если транспортное средство (собственное или наемное) отправлено в поездку с меньшим установленного минимума количеством груза (90 грузовых единиц), то следует учесть сумму штрафа в размере 2 у.д.е. за каждую недогруженную единицу (независимо от принадлежности транспортного средства).
Если собственный транспорт фирмы совсем не использовался в течение дня, в расчет транспортных расходов следует включить постоянную стоимость его дневного содержания — 30 у.д.е.
9.2. Неполное использование транспорта по времени.
Основная продолжительность рабочего дня водителя, как отмечалось, составляет - 8 ч. Минимальный рабочий день — 6 ч. Штраф за транспортные средства, работающие меньше 6 ч, составляет по собственным машинам — 10 у.д.е./день, по наемным машинам — 15 у.д.е./день.Расходы на штраф в этой игре преднамеренно включены в сумму затрат, чтобы показать ее участникам, насколько дорого обходится фирме содержание транспорта и водителей.
9.3. Неполное выполнение заказа магазина.
Участники игры должны принимать все меры к тому, чтобы осуществить доставку по заявке в установленный день. Однако если по какой-либо причине поставка будет сделана в последующие дни, то за каждый просроченный день поставки с игрока взимается штраф в размере 3 у.д.е за каждую недопоставленную коробку в день.
Методические рекомендации
Команды намечают первый кольцевой маршрут, выполняют по нему все необходимые расчеты, на основании которых начинают составлять план выполнения заказов (пп 2):
в гр. 1 указывается присвоенный маршруту номер;
в гр. 2 перечисляются магазины, включенные в маршрут;
в гр. 3, 4 и 5 указывается число коробок продуктов, моющих средств и напитков, заказанных соответственно каждым магазином.
Далее по форме, указанной в пп3, выполняют расчеты параметров кольцевого маршрута. Рассчитывая затраты, необходимо учесть сверхурочную работу, возможные штрафы, а также другие затраты, связанные с процессом доставки.
Пример составления первого маршрута и проведения расчетов по нему дан в табл. 1
№ маршрута № магазина Размер заказа, коробки Результаты расчета по маршруту
ПН М 1 2 3 4 5 6
1 9 8 6 - Объем перевезенного груза, Р = 120 коробок
30 12 8 - Длина маршрута, L = 42 км1 10 5 - Время работы машины на маршруте,
Т = 42*3 + 120*0,5 = 186 мин
3 22 12 - 4 5 - Затраты на выполнение маршрута С=42*0,5=21у.д.е6 16 10 - Путь объезда магазинов по маршруту10-1-29-30-3-4-6-7-0
7 6 После определения протяженности очередного маршрута полученную информацию заносят в график работы транспорта (пп 4).
Пример заполнения графика для первого рейса первой машины даны в приложении 7 .
Решение об использовании той или иной машины на очередном рассчитанном маршруте принимается на основании сопоставления фактически отработанного машиной времени и временной протяженности этого маршрута. Напомним, что по установленным тарифам оплачиваются лишь те машины, которые отработали от 6 до 8 ч в день (меньше 6 ч — штраф, более 8 ч —- сверхурочная оплата).
После удовлетворения всех заказов команды выполняют анализ результатов планирования процесса доставки. Форма анализа дана в пп 5.