Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений»
ЗАЯВКА
на участие в областном заочном конкурсе «Информационно-коммуникационные технологии
в профессиональном творчестве педагогов»
Фамилия, имя, отчество участника конкурса (полностью)
Киселёва Ольга Владимировна
Город/район
Пос.Вохтога, Грязовецкий район
Место работы (полное название учреждения, адрес)
БОУ «Вохтожская средняя общеобразовательная школа №2»
Грязовецкого муниципального района, Вологодской области
Должность
Учитель начальных классов
Педагогический стаж
22 года
Домашний адрес (с почтовым индексом)
Пос. Вохтога, ул. Юбилейная – 19, кв.42 (162040)
Номер контактного телефона (с цифровым кодом населенного пункта), желательно указать номер мобильного телефона
8 (900) 556 42 40
Адрес электронной почты участника
kiselyoolia@yandex.ru
Адрес сайта участника (если есть)
Номер и название номинации конкурса
№1 Урок с использованием электронных образовательных ресурсов
Название представляемого продукта
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений»
Семинары, курсы повышения квалификации по вопросам внедрения ИКТ в образовательный процесс, посещенные участником (указать название курсов, образовательное учреждение, объем программы в часах, год обучения)
«Internet – технологии для работников образования с опытом работы»,
Вологодский региональный центр дистанционного образования Вологодского государственного технического университета,
72 часа, 2008 год
Справка
об участии в школьном этапе конкурса «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном творчестве педагогов»
Киселёва Ольга Владимировна, учитель начальных классов БОУ «Вохтожская средняя общеобразовательная школа №2», является победителем Конкурса в номинации: «Урок с использованием электронных образовательных ресурсов «Род и семья – исток нравственных отношений»
Администрации школы рекомендует Киселёвой Ольге Владимировне принять участие во II областном заочном конкурсе «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном творчестве педагогов».
Директор школы 17 октября 2014 года
Мыльникова О.В. ___________________
Описание работы:
Название работы: Урок с использованием электронных образовательных ресурсов по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений»
Автор: Киселёва Ольга Владимировна, kiselyoolia@yandex.ru
Место работы: БОУ «Вохтожская средняя общеобразовательная школа №2» Грязовецкого муниципального района, Вологодской области
(БОУ «Вохтожская СОШ №2)
3. Уровень образования, в рамках которого выполнена работа: начальное общее образование.
4. Номинация: №1 Урок с использованием электронных образовательных ресурсов
5. Предмет: основы светской этики.
6. Субъекты образовательного процесса, ступень обучения: обучающиеся 4-го класса.
7. Цель: изучение важнейших ценностей семьи, развитие у обучающихся интереса к истории своего рода.
Задачи:
- познакомить с основными понятиями: семья, род, фамилия, родословная;
- формировать ответственность каждого за доброе имя своей семьи;
- развивать умение работать в группе: слушать всех членов группы и высказывать своё мнение; осуществлять само и взаимопроверку.
8. Аннотация:
Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Курс «Основы светской этики» направлен на то, чтобы изменить отношение родителей к воспитанию и обучению детей. Задача учителя подвести детей и родителей к пониманию значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, уважение старших, ответственность перед потомками за память и престиж рода.
На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: семья, род, фамилия, родословная. Освоение понятий проходит на примере традиционного уклада крестьянской семьи: взаимоотношения детей и старших, основные заповеди, трудовые обязанности, руководство домашним хозяйством.
Учитель использует фронтальную и групповую формы работы на уроке, а также электронное приложение к учебному пособию.
9. Основная часть описания.
План занятия:
1. Введение в тему занятия.
2. Беседа. Показ презентации.
3. Знакомство с понятием род.
4. Работа в группах. Самостоятельная работа с источниками информации.
5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
6. Подготовка к творческому домашнему заданию.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, электронное приложение к учебному пособию Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
Сценарий урока:
1. Введение в тему занятия.
- Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада снова приветствовать вас на уроке основы светской этики.
- Сегодня мы познакомимся с очень важной темой. Для этого отгадайте ребус:
(Семья)
- Прочитайте тему занятия в учебнике на стр. 38.
2. Беседа. Показ презентации.
- Как вы понимаете значение слова «семья»? Как образовано это слово? Расскажите, чем похожи вы друг на друга в вашей семье. Что значит почитать родителей? Как вы помогаете своим родителям? За что говорите спасибо своим родителям?
- Сравните своё объяснение слова семья с определением на слайде.
1 слайд. Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Заботится о том, чтобы семья была крепкой, дружной должны все члены семьи «от мала до велика». Эта забота общая.
2 слайд. Главной ценностью у крестьян выступал труд, который позволял кормить себя, свою семью. У всех были свои обязанности. Самые сложные обязанности лежали на родителях.
Глава семьи ведал главными сельхозработами, пахотой, севом, а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нёс на своих плечах.
3 слайд. Всё руководство домашним хозяйством держала в руках большуха – женщина, жена и мать. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учёт сену, соломе, муке. Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находилось под присмотром большухи. А так же всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня. 4 слайд. Дети простых людей начинали работать с самых малых лет. В 2-4 года дети ухаживали за домашними животными: кормили и поили их. В 56 лет работали в поле: мальчики собирали готовые снопы в груды-копны, а девочки водились с маленькими детьми. В 9-14 лет косили траву, собирали сено, сеяли зерно в поле.
5 слайд. Старики учили жалеть других, не помнить долго обиды, не грубить. Не забывали и ласковое слово сказать, и за дело перед всеми похвалить.
Дед (отец хозяина) часто имел во всех делах не только совещательный, но и решающий голос. В добропорядочной семье любые важные дела решались на семейных советах при детях.
6 слайд. Старшие примечали, когда дети на добро добром откликались, врать не учились, на других свои дела не перекладывали, младших защищали, слово своё держали, даже в игре вдвоём на одного не нападали. Тогда у родителей и стариков появлялась надежда на то, что вырастут их дети и внуки людьми достойными. [1,3]
Работа с электронным приложением: Интерактивная модель «Семья в Древнем Риме».
- Сравните: в чём сходство и различие русской крестьянской семьи и семьи в Древнем Риме.
3. Знакомство с понятиями род.
- В крестьянской семье под одной крышей проживало несколько поколений, человек по 10-15. Жить в согласии и заботиться друг о друге – эта заповедь была обязательной в каждой семье.
У каждого из вас кроме родителей, братьев и сестёр, есть и другие родственники: двоюродные братья и сёстры, дяди и тёти, бабушки и дедушки.
- Что объединяет всех родственников? ( Все эти люди произошли от одного предка).
Род – это коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя.
4. Работа в группах. Самостоятельная работа с источниками информации.
Класс делится на группы. Каждой группе нужно найти в толковом словаре определение слов: фамилия, родословная, родословное древо, родовой герб. Используя словарь, учебник, электронное приложение с иллюстрациями, каждая группа готовится к рассказу.
Первая группа рассказывает о происхождении фамилий.
Вторая группа рассказывает, что означает слово родословная.
Третья группа рассказывает о родословном древе.
Четвёртая группа рассказывает о том, что может изображаться на родовых гербах.
5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
- Существуют разные символы рода, например фамилия. Фамилия - семья, семейство; род, колено, поколенье, племя, кровь, предки и потомство. [2]
- Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
- Родословное древо - (филогенетическое древо), в биологии изображение родственных отношений внутри любой таксономической группы организмов или всего органического мира в виде дерева, в основании которого помещены предковые формы, а на разветвлениях ствола потомки.
Свои гербы в Европе имели и отдельные недворянские семьи. Чаще всего на таких гербах в символической форме изображалось занятие семьи, помещались они на вывесках, продукции. Гербы такого рода были распространены в Прибалтике, а также на Русском Севере. Первые дворянские гербы в России появились в конце 16 начале 17 веков, например: родовой герб Багратионов, родословная Пушкина, Брянчанинова.
6. Подготовка к творческому домашнему заданию.
- Дома нужно выполнить на выбор одно задание:
1. Придумать и изобразить герб своей семьи.
2. Вместе с родителями составить свою родословную.
3. Узнать историю возникновения вашей фамилии.
4. Написать на листочках чем славился ваш род? Какие профессии и занятия были самыми распространёнными?
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- С какими понятиями вы познакомились на уроке?
- Давайте проверим себя по тренажёру: выполним задание «Вставьте пропущенное слово».
1. Нравственные отношения в семье складываются благодаря _____________ её членов друг к другу.
2. Выполнение семейных обязанностей связано с таким нравственным понятием, как _______________ .
- Распределите понятия: нравственные ценности отцов, закон и право, дружба народов, семейные традиции, любовь к предкам, любовь к природе – на две группы:
- относятся к слову «род»;
- не относятся к слову «род».
- Оцените свою работу на уроке: «Я справился с работой», «Я не полностью справился с работой», «Мне ещё нужно научиться ...»
Литература:
1. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. – Архангельск; Вологда: Сев.- Зап. кн. изд-во. Вологодское отд-ние, 1985.
2. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка.-
М.: АСТ: Хранитель, 2008.
3. Латышина Д.И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древних времён. Учебное пособие по чтению для 2(3) класса. Книга 1,2. – М.: ЦГО, 1995.
Дополнительный материал:
Высказывания из глубины человеческой мысли
Во всяком возрасте почитай родителей.
Екатерина II
Любовь к родителям – основа всех добродетелей.
Цицерон
Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери.
В.Г.Белинский
Один отец значит больше, чем сто учителей.
Д.Герберт
Презентация
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Данные о применении продукта в учебном процессе
Семья для многих детей по-прежнему остаётся необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления. Любовь матери к детям - чувство, цементирующее семью. Трудолюбие, ответственность, мужественность, честность отца - ценные качества, оказывающие положительное влияние на формирующуюся личность ребёнка.
Именно в семье человек получает первый опыт общественного труда, распределение обязанностей и социальных ролей. В семье впервые формируется отношение ребёнка к труду, в ней он получает первые навыки и приёмы трудовой деятельности, учится ценить и уважать труд окружающих, получает первые представления о мире профессий, их престижности, достоинствах и недостатках. В семье наиболее полно раскрываются индивидуальные качества человека, его внутренний мир.
Работы учащихся
Всегда ли у людей были фамилии?
На Руси фамилии появились в XV - XVI веках. Вначале - у бояр и дворян, позднее - у горожан. Большинство фамилий возникли от имён и прозвищ: Владимиров, Толстой, Молчанов, Третьяков, Волков, Александров. По некоторым фамилиям можно судить о занятиях предков: Кузнецов, Рыбаков, Кожевников, Шапошников.
У слова фамилия есть другое значение. Это латинское слово означает домочадцы, семья. Но семья - это не только те, кто живёт с нами сейчас, но и все прабабушки и прадедушки.
В старину, прежде чем начать общаться с человеком, узнавали его родословную. Иван Грозный перед встречей со шведским королём послал ему такое письмо: «Пишешь ты нам, что отец твой - венчанный король, а мать твоя - венчанная королева; но хоть отец твой и мать венчаны, но предки их на престоле не бывали.
А если уж ты называешь свой род государским, то скажи нам, чей сын отец твой Густав, и как деда твоего звали, и где на государстве сидел, и с какими государями был в братстве, и из какого ты государского рода? Пришли нам запись о твоих родичах, и мы по ней рассудим».
Фамилия - это вся семья. Она объединяет несколько поколений. К своей фамилии надо относиться бережно и стараться не пятнать её плохими поступками.
Скалина Ксюша
История фамилии Смирнов
Смирнов - одна из наиболее распространенных русских фамилий. В одной Москве насчитывается семьдесят тысяч Смирновых.
В многодетной крестьянской семье тихие, некрикливые дети были большим облегчением для родителей. Это редкое для малых ребят качество запечатлевалось в мирском имени Смирной, оно часто становилось главным именем человека на всю жизнь (церковное имя окружающими забывалось). От Смирных пошли Смирновы.
Самая частая русская фамилия в обширной полосе, охватывающей все Северное Поволжье, всего чаще - в Ярославской, Костромской, Ивановской областях и прилегающих районах соседних областей, на восток эта зона распространяется на Кировскую область.
По мере удаления от этой зоны частота снижается. В Москве в 1964 г. фамилия Смирнов занимала пятое место (58 тыс. человек). По происхождению она - отчество от русского нецерковного мужского имени Смирной, т.е. 'смирный, тихий, послушный'. Ранние примеры - еще отчества - во Владимирской десятне 1613 г.: 'Иван Смирново сын Самарин', 'Степан Смирного сын Кучуков'.
Смирнов Серёжа
Чем славился ваш род?
Ответы учащихся:
«Добротой, вежливостью, трудолюбием»;
«Хозяйственностью»;
«Добротой и приветливостью»;
«Честностью, справедливостью, трудолюбием»;
« Дедом – кузнецом»;
« Умением помогать людям»;
« Бабушкой – акушеркой».
добротой
15