Род и семья — исток нравственных отношений в истории человечества
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 50
г. Слюдянки»
Методическая разработка
занятия по ОРСКЭ по модулю «Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества»
Автор:
Белюк Светлана Борисовна,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории.
-2017г.-
Тема: Образцы нравственности в культуре Отечества.
Цели и задачи : воспитание чувства гордости за свою страну, чувства любви к Родине, познакомить с образцами нравственного поведения в культуре России.
Виды деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, работа в парах, выразительное чтение художественного произведения.
Основные термины и понятия:
Россия, нравственность, патриотизм, защитники Отечества.
Оборудование: компьютер, учебник, тексты художественных произведений.
Познавательные УУД:
1. Извлекать информацию из различных источников.
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа произведения
Личностные результаты:
1. Определять общие для всех людей правила.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Регулятивные УУД: Оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
1. Слушать и понимать других.
2. Работать в парах и в группах.
3. Договариваться о правилах поведения и общения.
4. Доказывать и аргументировать свою точку зрения.
Ход занятия.
«Для того, чтобы понять, кто такой герой,
необходимо заглянуть в словарь С.И.Ожегова.
Герой – выдающийся своей храбростью,
доблестью, самоотверженностью человек,
совершающий подвиг».
1.Актуализация знаний и создание проблемной ситуации
Посмотрите на экран. Слайд 1.
- Как называется картина, которую вы видите? (Три богатыря) .- Кто её автор? (В. Васнецов)
- Назовите их. (Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич)
- Как вы понимаете, кто такие богатыри? (ответы детей)
- В каком значении употребляется слово богатырь?
-А в наше время как называют богатырей?
(ответы детей)
2.Изучение нового материала
-Кто из героев, на ваш взгляд, может быть образцом для подражания? Почему? (ответы детей)
Слайд № 2
- Как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (ответы детей)
- Откройте учебник на с. 54 и прочитайте тему нашего урока
- Какие ассоциации у вас возникают со словом Отечество? Слайд 3.
Отечество
Отчизна
Защитник
Отец
Патриот
- Какими моральными качествами должен обладать человек, которого мы так называем?
Патриот. Слайд 4
Сергей Александрович Солнечников родился 19 августа 1980 года в городе Постдам в Германии. Его отец - Александр Васильевич Солнечников - был военным и проходил в это время службу в Германии.
После возвращения из Германии в Советский Союз семья Солнечниковых жила в г. Волгограде, где Сергей учился в средней школе №27.
После 8-го класса Сергей поступил в интернат, где готовили кадетов для лётного училища.
В 1998 году Сергей поступил в Кемеровское высшее военное командное училище связи. Проучившись в нем 5 лет, он закончил его в 2003 году. После окончания Кемеровского высшего военного училища получил назначение в Дальневосточный военный округ (г. Белогорск Амурской области).
Обзавестись семьей он не успел.
Друзья говорили, что слишком много времени отдавал работе.
Он был успешным офицером и стал командиром батальона связи уже в 30 лет.
- Больше всего он ценил чужую жизнь, поэтому и спас солдат.
28 марта 2012 года во время учений солдат, проходящий военную службу по призыву, - 19- летний рядовой Максим Журавлёв из положения «стоя» неудачно бросил гранату РГД-5.
Боеприпас попал в край переднего бруствера, который ограждал огневую позицию, срикошетил и отлетел в зону поражения сослуживцев.
Офицер мгновенно осознал происшедшее, оттолкнул растерявшегося солдата и накрыл собой гранату.
Через 1,5 часа майор скончался на операционном столе от полученных ранений, несовместимых с жизнью: разрыв селезенки и печени, осколочные ранения сердца и легких.
2 апреля 2012 года С. А. Солнечников с воинскими почестями похоронен на городском кладбище №2 в городе Волжский Волгоградской области, где проживают его родители и родная сестра.
В этот же день Дума г. Благовещенска, после обращения губернатора Амурской области Олега Кожемяко, приняла решение назвать одну из улиц нового квартала города именем Сергея Солнечникова.
Защитник. Слайд 5.
Лапшин Юрий Александрович, окончил школу № 4 г. Слюдянки . В 2000 году был призван в ряды Вооруженных сил. Службу проходил на тихоокеанском флоте. С 2002 года поступил на службу в органы внутренних дел Российской Федеральной службы старшим охранно-конвойной службы. В 2013 году был в командировке на Северном Кавказе с целью охраны общественного порядка в Дагестане и противодействию терроризму.. За годы работы награжден медалью 3 степени за отличие в службе., а также медалью «За службу на Северном Кавказе», медалью «За ратную доблесть», медалью «За контртеррористические операции на Северном Кавказе, медалью «Участник боевых действий на Северном Кавказе».Отец. Слайд 6. (Самый любимый, веселый, строгий, на которого я хочу быть похожим не только внешностью, но деловыми качествами. Мой папа Крысенок Роман Георгиевич, генеральный директор, ООО «Газпром конструкция», он руководит большим количеством рабочих, строит большие дома, прокладывает нефтегазопровод )
Труженик. Слайд 7.
(Попова Л.Р.. Более 43 лет отдала нашей школе. Сначала была ученицей, затем пионервожатой. Дружина носила имя А.Матросова, была лучшей в Слюдянском районе. Была не только лучшей вожатой, но и сама ездила в Артек, Болгарию делясь опытом со своими коллегами. Затем стала учителем начальных классов, учив несмышленых детей мыслить, читать, писать. Л.Р.- заботливая мать двух дочерей и прекрасная бабушка 5-ти внуков. Все свое свободное время отдавала школе, её ученикам, работала не жалея себя, знакомила с традициями школы, которой и по сей день гордится.)Вывод делает учитель: - Какими моральными качествами должен обладать человек, которых мы называем патриотами, защитниками, тружениками (ответы детей)
III. Словарная работа
Учитель:
1.Богатырь-герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
2.Защитник, патриот- человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.
3.Труженик трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо своего народа.
- Как эти слова связаны между собой? (ответы детей)
4. Игра «Снежный ком»
- Ребята, сейчас мы сыграем в игру. У вас ровно 1 минута, чтобы обсудить в паре, какими качествами должен обладать защитник Отечества. Затем я передам на первую парту лист бумаги. Каждая парта записывает одно качество и передаёт лист дальше. Слова не должны повторяться. Побеждает команда записавшая максимальное количество правильных терминов. У вас ровно 3 минуты на запись слов. Удачи!
( после проведения игры ученик записавший последнее слово читает все, что записала его команда)
5.Анализ прочитанных текстов. Слайд 8. (работа в группах)
- Ребята, перед вами портреты пионеров, которые во время ВОВ совершили подвиги во имя своей Родины. Вы почтете их совместно, обсудите, являются ли главные герои образцом нравственности?
Чтение вслух детьми в группах предложенных произведений.
3 группы:
1 группа-Зина Портнова
2 группа- Марат Казей3 группа-Леня Голиков.
Зина Портнова
Марат Казей.
Леня Голиков.
Зина Портнова.
Война застала ленинградскую пионерку в деревне, куда она приехала на каникулы. Зина вступила в молодёжную организацию "Юные мстители". Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.
По заданию партизанского отряда Зина устроилась работать в немецкую столовую посудомойкой. Ей было поручено подсыпать яд в еду. Это было очень сложно, так как немецкий повар не доверял ей. Но однажды он на время отлучился, и Зина смогла выполнить задуманное. К вечеру многим офицерам стало плохо. Естественно, первое подозрение пало на русскую девочку. Зину вызвали на допрос, но она всё отрицала. Тогда Зину заставили попробовать еду. Зина прекрасно знала, что суп отравлен, но не один мускул не дрогнул на её лице. Спокойно взяла она ложку и стала есть. Зину отпустили. К вечеру она убежала к бабушке, откуда была срочно переправлена в отряд, где ей оказали необходимую помощь.
В 1943 году, возвращаясь с очередного задания, Зина попала в плен. Фашисты злостно пытали её, но Зина ничего не сказала. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Прибежавший на выстрел офицер тоже был убит. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась несгибаемой. И Родина посмертно наградила её высшим своим званием - Героя Советского Союза.
Марат Казей.
Казей Марат Иванович (Марат Казей. Окончил 4 класса сельской школы. В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Белоруссии, 12-летний Марат Казей в ноябре 1942 года вступил в партизанский отряд имени 25-летия Октября; затем он стал разведчиком штаба 200-й партизанской бригады имени К.К.Рокоссовского Минской области.
В первом же бою 9 января 1943 года в районе Станьковского леса Марат Казей проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах.
В марте 1943 года у деревни Румок партизанский отряд имени Д.Фурманова попал в окружение, и все попытки его командира связаться с другими отрядами не увенчались успехом. Марат Казей вызвался установить связь с окружённым отрядом. Он вовремя привёл подкрепление, и бой завершился разгромом фашистских карателей.
11 мая 1944 года при выполнении очередного задания юный партизан был обнаружен фашистами, которые взяли его «в кольцо». 14-летний патриот отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окруживших его врагов. Похоронен в родной деревне.
За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Леня Голиков.
Великая Отечественная Война унесла жизни многих юных ребят, которые погибли, защищая Родину. Один из них - Леня Голиков.
В Псковской области, в деревне Лукино, жил мальчик Леня Голиков. Учился в школе, помогал по хозяйству родителям, дружил с ребятами. Но неожиданно началась Великая Отечественная война, и все то, о чем он так мечтал в мирной жизни, вдруг оборвалось. Когда началась война, ему было всего 15 лет.
Фашисты захватили его деревню, начали творить бесчинства, пытались установить свой «новый порядок». Вместе со взрослыми Леня ушел в партизанский отряд, чтобы бороться против фашистов. Партизаны нападали на вражеские колонны, взрывали поезда, уничтожали немецких солдат и офицеров.
Фашисты боялись партизан. Пленные немцы заявляли на допросах: «За каждым поворотом, за каждым деревом, за каждым домом и углом нам мерещились страшные русские партизаны. Мы боялись по одному ездить и ходить. А партизаны были неуловимы».
Немало боевых дел было у юного партизана Лени Голикова. Но одно было особенным.
В августе 1942 года Леня находился в засаде недалеко от дороги. Вдруг он увидел, что по дороге едет роскошная немецкая машина. Он знал, что на таких машинах перевозят очень важных фашистов, и решил во что бы то ни стало остановить этот автомобиль. Сначала посмотрел, нет ли охраны, подпустил поближе машину, а затем бросил в нее гранату. Граната разорвалась рядом с автомобилем, и тут же из нее выскочили два здоровенных фрица и побежали к Лёне. Но он не испугался и начал стрелять по ним из автомата. Одного он сразу уложил, а второй начал убегать в лес, но Лёнина пуля догнала и его. Один из фашистов оказался генералом Рихардом Витцем. При нем нашли важные документы и сразу же отправили их в Москву. Вскоре из Главного штаба партизанского движения поступило указание представить всех участников дерзкой операции к званию Героя Советского Союза. А участник-то был всего один... Юный Леня Голиков! Оказывается, Лёня добыл ценнейшую информацию - чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию, карты-схемы минных полей и другие важные бумаги военного характера.
За этот подвиг Лёня Голиков был представлен к высшей правительственной награде - медали «Золотая звезда» и званию Героя Советского Союза. Но получить награду герой не успел. В декабре 1942 года партизанский отряд Голикова был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью партизан. Январской ночью 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов и заняли три крайние избы. Разведка ничего подозрительного не обнаружила - гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета – в деревне нашелся предатель, который сообщил немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…
В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков. Звание Героя он получил посмертно.
6.Самостоятельная творческая работа учащихся.
Задание:
составьте и запишите в тетрадь имена защитников, воинов, патриотов
7.Задание на дом.
Обсуди с родителями, кого из наших современников можно назвать героями, защитниками Отечества. Есть ли такие люди в твоей семье?
Литература:
maxpark.com›community/3803/content/1290373
netvoyne.ru