Методическая статья Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы


Технология развития критического мышления
Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Я постоянно задаю себе вопрос: «Чему я хочу научить своих учеников?» И в каком бы я классе ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель урока - это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моем понимании - человек, не боящийся мыслить.
Я часто задумывалась, почему ребятам скучно на уроках, почему современные дети не любят читать, боятся отвечать, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли, не заботясь о том, что содержание их работы не совпадает с темой заданного сочинения. Мало-помалу я начала понимать, что только заученное правило не сделает ребенка грамотным, а выученные даты жизни писателя не помогут ему понять то или иное литературное произведение. С ужасом для себя я сделала вывод: русский язык и русская литература — «мертвые» предметы для современного ученика.
Что же делать, чтобы это изменить? Ответ на этот вопрос мне помогла найти технология развития критического мышления. Полученные знания позволили мне пересмотреть методы и приемы работы на уроках литературы и русского языка.
Цель ТРКМ - научить учащихся получать знания не только пассивно, но и критически преобразовать, пережить, и, самое главное, "присвоить" предложенную информацию, помочь учащимся освоить методику самообразования, активного поиска информации, а следовательно, повысит уровень и качество образования в целом.
Таким образом, я поняла, что именно технология развития критического мышления поможет мне подготовить школьников к выпускным экзаменам, научит детей работать с различными текстами, ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому цель технологии стала и моей целью.
Считаю, что эта технология доступна всем заинтересованным педагогам.
Мне кажется, сущность технологии раскрывается в словах Конфуция: «Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне действовать – и я научусь.» Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
Хотелось бы более подробно остановиться на характеристике этапов, а также рассмотреть приемы, которые я использую на каждой стадии.
Первая стадия – «стадия вызов» позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемому. На этом этапе задача учителя - пробудить в учениках исследовательскую активность, задействовать уже имеющиеся знания, настроить на дальнейшую работу.
Вторая стадия технологии критического мышления – «стадия осмысления содержания». Она позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идѐт активная самостоятельная работа учащихся, происходит непосредственный контакт ученика с новой информацией.
Задача учителя на этом этапе – сохранить интерес учеников к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Для достижения этого хорошо использовать методы активного чтения, то есть процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика.
И последняя стадия работы- рефлексия. Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Это стадия размышления.
Задача учителя – вернуть учеников к первоначальным записям, внести в них изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
ТРКМ имеет много действенных приемов, которые я эффективно использую на уроках русского языка и литературы. Вот некоторые из них.
«Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все то, что ученики вместе знают по изучаемой теме.
Вот как прием «Корзина идей» работают на стадии вызова при изучении темы «Имя существительное» в 6 классе. В центре листа учащиеся записывают имя существительное, затем прошу ребят в течение 1-2 минут зафиксировать в тетрадке все, что им известно об имени существительном. После предлагаю в форме аукциона знаний назвать записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного. Все фиксирую на доске. Таким образом, составляем список идей.
При изучении нового материала применяю такой приѐм как чтение текста методом ИНСЕРТ, осмысленное чтение.
Инсерт – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Маркировка текста производится с помощью специальных значков: «!» «+» «-» «?»
Уже знал Новое Думал иначе Не понял, есть вопросы
Технологический приём «Инсерт» сделает зримым процесс накопления информации. Важным этапом пути от «старого» знания к «новому» станет обсуждение записей, внесённых в таблицу, или маркировки текста.
Кластер. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Ученики с удовольствием используют кластеры. Достаточно 2 – 3 раза провести такую работу и приём становится технологичным.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.Целесообразно на уроке использовать таблицу.
Тонкие вопросы Толстые вопросы
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно... дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала – «тонкие», а потом «толстые».
Еще один интересный прием «РАФТ» (в переводе raft – «плот»)
Роль- Аудитория –Форма- Тема. (описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа).
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников, литературного героя и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема.
Прием «Кубик»
Данный прием я использую на этапе осмысления.
Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)6. Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это)
Перепутанные логические цепи.
Я выписываю 5-6 отдельных событий - либо из хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи, причем помещаю каждое на отдельный лист. Листы перетасовываются и выставляются на край доски. Группе предлагаю восстановить правильный порядок. Учащихся по очереди приглашаю выйти и поставить одно событие на верное место в цепи. Когда все приходят к более или менее единому мнению, я прошу их обратить пристальное внимание на порядок событий при чтении текста, чтобы проверить: верны ли их предположения.
Хотелось бы более подробнее остановиться на одном из приемов развития критического мышления – составлении синквейна. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам. Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Вот примеры синквейна, составленного учащимися 11-го класса в ходе знакомства с творчеством Маяковского:
Маяковский
Гениальный, индивидуальный
Философствует, размышляет, доказывает
Лучший человек родился
Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто.
В 6 классе на уроках литературы составление синвейна я использую в качестве важного этапа при подготовке учащихся к написанию отзыва о прочитанном произведении.
На последнем уроке знакомства с произведением прошу ребят одним словом сказать, о чѐм же оно, и записать это слово на первой строчке. Затем идѐт второй вопрос и заполнение второй строки. Здесь надо уже двумя словами сказать об особенностях рассказа. Третья строка и три слова о месте и времени действия. Четвѐртая – четыре слова о главных событиях рассказа. Пятая – пять слов о главных героях и их особенностях. Шестая – шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения – в начале, середине и в конце рассказа. На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами. А восьмая – при помощи восьми слов рассказать о личном восприятии рассказа или о том, посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям. Предлагаю ребятам дописать, дополнить новыми словами и мыслями их строчки. Делать это для наглядности лучше ручкой любого другого цвета, чтобы был виден ход работы над текстом.
Таким образом, мы получаем основу для написания отзыва на литературное произведение.
Обобщая вышеизложенное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках помогает развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.
Я вижу, как у детей меняется отношение к урокам , которые становятся познавательными и захватывающими, меняется и отношение детей к собственным ошибкам - они перестали бояться их и поняли, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Дети научились работать в парах и в группах. И данная работа стала для них не возможностью удобного списывания у более сильного ученика, а возможностью дотянуться до его уровня, возможностью работать интересно и продуктивно, а также возможностью повысить свой интеллектуальный уровень. В результате проведения уроков по данной технологии дети научились грамотно задавать вопросы, логично высказывать свои мысли. И, наконец, оживился их интерес к познанию всего нового .И опять на ум приходят слова Конфуция: « Не мыслям надобно учить, а мыслить».

Список литературы:
1.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.– 176с.
2.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 – 72
3.velib/shcool_ru_1.html
4.Загашев И.О. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2004.- №17
5.Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2005. -№18,19