Педагогическая сущность профессионалной деятельности преподавателя, тренера в физическом воспитании и спорте.
Педагогическая сущность профессиональной деятельности преподавателя, тренера в физическом воспитании и спорте
Успешность работы педагога по физической культуре, тренера в спорте, учителя физической культуры зависит от уровня профессионализма
«Профессионал - это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию»
Профессионализм в любой области определяется тем, какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни конкретная профессиональная деятельность, какие цели он ставит и т.д., а также какие технологии, средства человек применяет для достижения поставленных целей
В физкультурном профессиональном образовании выделяют три этапа: первый - допрофессиональный (довузовский) второй - базовый профессиональный (вузовский) третий - этап профессионального совершенствования (послевузовский)
Допрофессиональный (довузовский) этапРабота на этом этапе проводится совместными усилиями школы, высших и средних физкультурных учебных заведений
Базовый этапНа этом этапе профессиональной подготовки работа строится на основе целевых установок, структуры деятельности и модели педагога (учителя, тренера), в которых заключена совокупность социальных требований
Социальный заказ и модель специалиста определяют структуру и содержание процесса подготовки будущих педагогов по физической культуре, тренеров по спорту на факультетах физической культуры, набор дисциплин учебного плана, содержание учебных программ по этим дисциплинам, всю «технологическую линию» профессиональной подготовки.
Деятельность тренера по виду спорта предъявляет к человеку ряд профессиональных требований, степень соответствия которым предопределяет уровень профессионализма. Следует отметить, что выдающийся спортсмен необязательно станет выдающимся тренером, если займется тренерской деятельностью. Дело в том, что у спортсмена свои основы высочайшего профессионализма, у тренера - свои.
Центральное место в учебном плане подготовки педагога по физической культуре занимают дисциплины предметной подготовки, от качества освоения которых существенно зависит становление профессионализма на этом этапе
При разработке требований для вступительных экзаменов в соответствующих ВУЗах надо учитывать различные факторы. Так, двигательный компонент (уровень физической и технической подготовленности) в структуре деятельности педагога - тренера или преподавателя физкультуры в учебном заведении - является важным но не единственным, а тем более не самым главным.