Конспект урока по географии для 8 класса по теме «Почвы и почвенные ресурсы России»

Тема «Почва и почвенные ресурсы России».
8 класс
Цель: обобщить и закрепить знания по теме. Проверить уровень усвоения материала.
Задачи:
Образовательные - создать условия для формирования умений при работе с конспект-схемами, и новым видом проверки знаний учащихся (роза ветров).
Развивающие - повторить основные типы почв, повторить основные термины по разделу.
Воспитательные - умение работать с разными видами информации, умение работать в коллективе, право на выбор и свою точку зрения.

Оборудование: на доске конспект – схема, «роза ветров», мультимедиа, на столах атласы.

Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас последний урок по теме «Почвы и почвенные ресурсы».
Проговаривает цель урока. Объяснение хода урока.
Для начала мы с вами поделимся на группы.
Дальше не большая разминка по пройденному материалу, повторим основные моменты темы. И перейдем к контрольной работе, которая пройдет в виде работы в группах. Задача каждой группе набрать большее количество баллов, по которым в конце урока выставляется оценка.
Условия работы.
Каждый участник команды должен работать.
Должна соблюдаться дисциплина, за нарушение баллы снимаются в количестве 1 балла.
Нельзя выкрикивать, при выкрике ответ не защитывается.
Ответ должен быть полный.
Участники команды могут помогать при ответе, отвечать на дополнительные вопросы.

Разминка:
Используя конспект-схему рассказать о почвах России.
На подготовку и обдумывание 5 минут.

«Роза ветров».
Перед вами 5 розы ветров, каждая подразумевает определенное количество баллов. Слева на право от вас по возрастающей.
Выбираете лепесток на подготовку № розы + 10 секунд и отвечаете. Если затрудняетесь с ответом, то команда соперников отвечает и получает баллы.
Номер на лепестке соответствует номеру вопроса на мониторе.
Последовательность ответов: первая команда начинает, остальные за ней, если правильно без дополнения и наводящих вопросов. Если затрудняется в ответе, то выбираете вопросы другой розы.


Итог урока.
В конце урока подводятся итоги команд и каждого участника в отдельности.
Домашнее задание стр. 119 устно.

«Роза» № 1.
О каком понятии идет речь?
1. Верхний рыхлый слой суши, формирование которого происходила в течении длительного периода, при взаимодействии всех компонентов природы.

2. Способность почвы обеспечивать растения усвояемыми веществами, влагой и т.д. и давать урожай благодаря совокупности определенных физических, химических и биологических свойств.

3. Соотношение глинистых и песчаных частей почвы.

4. Совокупность мероприятий, направленных на повышение естественного плодородия и увеличение площади земель, вовлеченных в сельскохозяйственный оборот страны.

5. Зарождение и формирование почвы под влиянием природных факторов и антропогенной деятельности.

6. Вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.

7.Разрушение водой и ветром верхнего слоя почвы, смыв или развеивание его частиц и осаждение в новых местах.

8.Созданное в результате целенаправленной деятельности человека.




«Роза» № 2.

О каком понятии идет речь?
1. Слой почвы, формирующийся в результате расчленения почвы в процессе ее образования, расположенный над другими и примерно однородный по структуре, окраске, механическому, минералогическому и химическому составу, физическим свойствам.

2. Перегной, основная часть органического вещества почвы, окрашенная обычно в темный цвет.

3. Горизонт вмывания, расположенный на некоторой глубине, в котором, происходит накопление гумуса и минеральных веществ, вынесенных из других горизонтов.

4. Горизонт вымывания в верхней части почвенного профиля.

5.Подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги для создания с/х растениям оптимального водного режима.

6. Удаление лишней влаги их корнеобитаемого слоя почвы.

7.Совокупность все неровностей поверхности, различающихся по строению и по возрасту.

8. Особое природное тело, которое является результатом взаимодействия природных компонентов.



«Роза» № 3.

Перечислить:
Типы почв по механическому составу.

Виды мелиорации.

Факторы почвообразования.

Виды плодородия.

Важнейшие факторы плодородия.

Методы защиты почвы.

Составные части почвы.

Типы почв России.



«Роза» № 4.
Какова роль микроорганизмов, содержащихся в почве?

какую роль сыграл русский ученый В. В. Докучаев?

Корень слова «мелиорация» в переводе с французского языка означает «улучшать». Объясните связь понятия «мелиорация» и французского перевода

На какие показатели почвы и процесса почвообразования главным образом влияют:
Материнские горные породы;
Климат;
Живые организмы;
Растительность;

Как влияет на состояние почв интенсивная вырубка лесов?

В чем выражается негативное влияние мелиорации на окружающую среду?

Почему Докучаев В.В. определил почву как «зеркало ландшафта»?

Найдите соответствие:
1) тундра а) подзолистые
2) тайга б) мерзлотно-таежные
3) смешанный лес в) черноземы
4) степь г) бурые, серо-бурые
5) полупустыня д) серые лесные
6) лиственничная тайга е) тундрово-глеевые


Почему почвы России разнообразны?




15