Конспект урока по географии для 8 класса по теме «Почвы и почвенные ресурсы России»
Тема «Почва и почвенные ресурсы России».
8 класс
Цель: обобщить и закрепить знания по теме. Проверить уровень усвоения материала.
Задачи:
Образовательные - создать условия для формирования умений при работе с конспект-схемами, и новым видом проверки знаний учащихся (роза ветров).
Развивающие - повторить основные типы почв, повторить основные термины по разделу.
Воспитательные - умение работать с разными видами информации, умение работать в коллективе, право на выбор и свою точку зрения.
Оборудование: на доске конспект – схема, «роза ветров», мультимедиа, на столах атласы.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас последний урок по теме «Почвы и почвенные ресурсы».
Проговаривает цель урока. Объяснение хода урока.
Для начала мы с вами поделимся на группы.
Дальше не большая разминка по пройденному материалу, повторим основные моменты темы. И перейдем к контрольной работе, которая пройдет в виде работы в группах. Задача каждой группе набрать большее количество баллов, по которым в конце урока выставляется оценка.
Условия работы.
Каждый участник команды должен работать.
Должна соблюдаться дисциплина, за нарушение баллы снимаются в количестве 1 балла.
Нельзя выкрикивать, при выкрике ответ не защитывается.
Ответ должен быть полный.
Участники команды могут помогать при ответе, отвечать на дополнительные вопросы.
Разминка:
Используя конспект-схему рассказать о почвах России.
На подготовку и обдумывание 5 минут.
«Роза ветров».
Перед вами 5 розы ветров, каждая подразумевает определенное количество баллов. Слева на право от вас по возрастающей.
Выбираете лепесток на подготовку № розы + 10 секунд и отвечаете. Если затрудняетесь с ответом, то команда соперников отвечает и получает баллы.
Номер на лепестке соответствует номеру вопроса на мониторе.
Последовательность ответов: первая команда начинает, остальные за ней, если правильно без дополнения и наводящих вопросов. Если затрудняется в ответе, то выбираете вопросы другой розы.
Итог урока.
В конце урока подводятся итоги команд и каждого участника в отдельности.
Домашнее задание стр. 119 устно.
«Роза» № 1.
О каком понятии идет речь?
1. Верхний рыхлый слой суши, формирование которого происходила в течении длительного периода, при взаимодействии всех компонентов природы.
2. Способность почвы обеспечивать растения усвояемыми веществами, влагой и т.д. и давать урожай благодаря совокупности определенных физических, химических и биологических свойств.
3. Соотношение глинистых и песчаных частей почвы.
4. Совокупность мероприятий, направленных на повышение естественного плодородия и увеличение площади земель, вовлеченных в сельскохозяйственный оборот страны.
5. Зарождение и формирование почвы под влиянием природных факторов и антропогенной деятельности.
6. Вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.
7.Разрушение водой и ветром верхнего слоя почвы, смыв или развеивание его частиц и осаждение в новых местах.
8.Созданное в результате целенаправленной деятельности человека.
«Роза» № 2.
О каком понятии идет речь?
1. Слой почвы, формирующийся в результате расчленения почвы в процессе ее образования, расположенный над другими и примерно однородный по структуре, окраске, механическому, минералогическому и химическому составу, физическим свойствам.
2. Перегной, основная часть органического вещества почвы, окрашенная обычно в темный цвет.
3. Горизонт вмывания, расположенный на некоторой глубине, в котором, происходит накопление гумуса и минеральных веществ, вынесенных из других горизонтов.
4. Горизонт вымывания в верхней части почвенного профиля.
5.Подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги для создания с/х растениям оптимального водного режима.
6. Удаление лишней влаги их корнеобитаемого слоя почвы.
7.Совокупность все неровностей поверхности, различающихся по строению и по возрасту.
8. Особое природное тело, которое является результатом взаимодействия природных компонентов.
«Роза» № 3.
Перечислить:
Типы почв по механическому составу.
Виды мелиорации.
Факторы почвообразования.
Виды плодородия.
Важнейшие факторы плодородия.
Методы защиты почвы.
Составные части почвы.
Типы почв России.
«Роза» № 4.
Какова роль микроорганизмов, содержащихся в почве?
какую роль сыграл русский ученый В. В. Докучаев?
Корень слова «мелиорация» в переводе с французского языка означает «улучшать». Объясните связь понятия «мелиорация» и французского перевода
На какие показатели почвы и процесса почвообразования главным образом влияют:
Материнские горные породы;
Климат;
Живые организмы;
Растительность;
Как влияет на состояние почв интенсивная вырубка лесов?
В чем выражается негативное влияние мелиорации на окружающую среду?
Почему Докучаев В.В. определил почву как «зеркало ландшафта»?
Найдите соответствие:
1) тундра а) подзолистые
2) тайга б) мерзлотно-таежные
3) смешанный лес в) черноземы
4) степь г) бурые, серо-бурые
5) полупустыня д) серые лесные
6) лиственничная тайга е) тундрово-глеевые
Почему почвы России разнообразны?
15