Урок математики во 2 классе Задачи в два действия
Предмет: математика
Класс: 2
Учитель: Гробовикова Татьяна Владимировна Казахстан, ВКО, г.Семей
Тема: Задачи в два действия- составная задача на нахождение суммы двух слагаемых.
Цели: изучение особенностей работы над составной задачей; формирование навыков решения задач в два действия.
Ожидаемый результат: дети будут решать задачи изученного вида; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Ключевая идея урока: составная задача- это задача, которая решается двумя или более действиями.
Модули: ИКТ, новые технологии, критическое мышление, обучение талантливых и одарённых, ОО (суммативное оценивание),ОДО (формативное оценивание), учёт возрастных особенностей
Ресурсы: презентация Microsoft Power Point «Устный счёт»; карточки с числами для стадии вызова; солнышки на каждого ученика для рефлексии; критерии оценивания для математического диктанта на листе А3; карточки для групповой работы по стратегии «Три правды одна ложь»; карточки с заданиями для работы с Талантливыми и одарёнными.
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Вызов 1.Создание колоборативной среды
-Я очень рада видеть вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете моё сердце и сердца окружающих. Я очень надеюсь, что сегодняшний урок пройдёт очень познавательно и хорошо.
2. Постановка учебных задач к уроку.
В классе повсюду расклеены числа на снежинках.
Учитель задаёт детям 6 вопросов.
-Наибольшее однозначное число? (9)
-Наименьшее двузначное число? (10)
-Число, в котором 3 сотни и 9 единиц? (309)
-Число, которое показывает на сколько мальчиков больше, чем девочек в нашем классе (7)
-Каким по порядку идёт месяц декабрь? (12)
-Какой государственный праздник приближается? Какого числа празднуют день Независимости РК? (16)
За правильный ответ даю солнышко.
-Чем будем заниматься на уроке?
-Какие цели поставим перед уроком? Улыбаются друг другу и гостям урока.
Находят число, которое является ответом и вывешивают на доску обратной стороной. На числах с обратной стороны написаны буквы, из которых собирают слово «Задача».
-Дети предполагают, ставят учебные задачи на урок.
Осмысление 1.Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания.
-Чтобы хорошо запомнить дату празднования Дня Независимости, на минутке чистописания будем писать число 16. А какое ещё двузначное число можно составить из цифр 1 и 6.
2. Устный счёт
На каждом слайде презентации появляется пример и три варианта ответа. Всего 8 примеров.
Далее числа из полученных ответов учитель просит расположить в порядке убывания все однозначные числа и в порядке возрастания все двузначные числа.
Из чисел получаются слова «Герб» и «Флаг».
Показываю на слайде Герб и Флаг.
4.Открытие нового
1.Работа над задачами в группах.
Стратегия «Три правды одна ложь»
-Вам необходимо найти задачи-ловушки, исправить их и решить. Надо задачу исправить так, чтобы её решением было выражение 11-4
-Что значит задача-ловушка?
-А в задаче- ловушке может быть пропущена одна часть.
Через 4 минуты дети демонстрируют, что у них получилось.
-Прочитайте задачу-ловушку. Взаимопроверка групп.
-Вы можете найдя ошибку, принести дополнительное солнышко в команду.
2.Работа по теме урока
Решите устно:
В биологическом центре города Семей 11 беркутов и 7 филинов. Сколько всего птиц в биологическом центре?
-Прочитайте внимательно эту задачу.
-Что общего у неё с предыдущей задачей? И чем они отличаются?
-Подумайте, кто-нибудь из вас сможет составить из двух задач одну, с двумя вопросами?
Открываю задачу, записанную на доске:
В биологическом центре города Семей 11 беркутов, а филинов на 4 меньше. Сколько всего птиц в биологическом центре? Сколько филинов в биологическом центре?
-Прочитайте. В задаче два вопроса. Подумайте, на какой вопрос вы сможете ответить сначала, на первый или на второй?
-А без него можно узнать, сколько всего птиц в биологическом центре?
Стираю второй вопрос.
-Второй вопрос был в задаче дополнительным, облегчающим решение.
Теперь мы будем решать такие задачи без вопроса- помощника.
-Давайте вместе с вами её решим.
Учитель задаёт детям поясняющие вопросы.
Вывод: сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т. к. для этого не хватает известных данных.
-Задачи в два действия называются составными. 16 декабря- День Независимости РК
Пишут число 16 и 61…
Мадина Ш. читает стих-ие «Родина моя- Казахстан!» Автор Виктория Дюдюк-ЗапунидиВсе ребята в классе решают примеры, учитель спрашивает ответ у любого ученика.
Выполняют в тетради, а два ученика, слабомотивированных на обучение, выполняют задание у доски.
Ученики говорят, что «Герб» и «Флаг» являются символами РК.
Получают солнышко за правильный ответ
Вспоминают правила работы в группе. (см.прил.2)
Ученики вспоминают из чего состоит задача (условие, вопрос, решение, ответ)
Каждая группа получает лист, на котором три задачи правильные, а одна нет. (см. прил.3)
Дети работают коллективно
Ученик, который смог составить одну задачу получает солнышко.
-На второй.
-Нет
Ученик у доски. Остальные в тетради.
Весь класс помогает разбирать задачу.
Ученики читают определение: «Составная задача- это задача, которая решается двумя или более действиями»
Физкультминутка Как живёшь? См.прил.4
4. Повторение пройденного материала.
Самостоятельная работа из учебника с.103 №6- выполняет весь класс в тетрадях.
Инд.задания на карточках выполняют дети, мотивированные на обучение.
Работа с геометрическим материалом.
-Вы сегодня на уроке за активную работу получали солнышки. Что символизирует солнце на флаге нашей Республики?
-А какого цвета флаг нашего государства? Какой он формы?
-У вас на столах тоже есть прямоугольники. Вы в парах должны измерить стороны прямоугольника и вычислить его периметр. От каждой группы выходит по одному ученику и выполняют задание.
Называю имена детей, чьи тетради возьму на проверку для суммативного оценивания.
-Богатство и Мир.
-Голубого. (символизирует единство)
-Прямоугольной.
Дети работают в парах.
самопроверка на экране.
Рефлексия -Какие задачи мы решали на уроке?
-Кто понял, как решаются составные задачи?
-Какие задания ещё вы выполняли на уроке?
На флаге нашей РК можно увидеть беркута. Беркут- это символ свободы и высоты помыслов. Для казахов это символ стремления к цели и полёт в будущее.
Выставление оценок за урок. Дети крепят на лист беркутов.
Если на уроке было всё понятно и вы стремитесь узнать ещё больше об этой теме, то прикрепите беркута на верхнюю часть листа.
Если вы испытывали на уроке трудности и вам не совсем было понятно, то прикрепите беркутов ниже.
Приложение №1. Устный счёт
18-9=9 6+6=12 27-20=7 8+9=17 37-33=4 26+29=55 9-8=1 37+23=60
Приложение №2.
Правила работы в группе.
-Говорим вежливо.
- Называем собеседника по имени.
- Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
- Внимательно слушаем.
- Четко высказываем свое мнение.
-Соблюдаем порядок на парте.
Приложение №3
1.В зоомагазине 6 клеток с попугаями, а клеток с черепахами на 3 больше. Сколько клеток с попугаями и черепахами в магазине?
2.В аквариуме у Алии 10 рыбок, а у Насти на 2 рыбки меньше. Сколько всего рыбок у девочек?
3. В биологическом центре города Семей 11 беркутов, а филинов на 4 меньше. Сколько всего учеников пришли в биологический центр?
4. Зимой к кормушке прилетели 9 синиц, снегирей – на 6 меньше, чем синиц. Сколько всего птиц прилетело к кормушке?
Приложение №4
Физминутка «Как живёшь?» (жестами показывают ответы)
Как живешь? – Вот так!
А плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Ждешь обед? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
Приложение №5
Задания на карточках
74-37= 163+271= х-215=344