Публичное представление собственного педагогического опыта Шелтуковой Т.Б.
Представление педагогического опыта
Шелтуковой Татьяны Борисовны
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:
• вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
• совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
• широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;
• свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет. И если мы хотим видеть Россию среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны строить не только свою судьбу, но и судьбу России, надо искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования. Думается в этом нам могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические и, разумеется, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий), именно они позволят в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
Обоснование актуальности использования
информационно-коммуникационных технологий в начальной школе
Зачем компьютер в начальной школе? Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте.
Трудность в том, что дети становятся все более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему.
Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большая часть учащихся достаточно активно работает на уроке.
Общеизвестны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применение компьютерных обучающих систем на уроке. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать за компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижение класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
В-третьих, применение на уроках компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным.
Технология опыта и основные организационные модели
использования информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе в начальной школе
Использование компьютера в учебном процессе — (внедрение новых информационных технологий) — это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Это способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий.
Особенностью компьютерного (программированного) обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.
Роль учителя на уроке с использованием ИКТ — организатор всего урока и консультант. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
Наиболее содержательно используются компьютеры при тестировании, тренировке и отработке умений и навыков, во время презентации исследовательских проектов.
Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т. д.). Открытые тестовые системы или оболочки дают возможность учителю, составлять новые тесты или изменять существующие. В компьютер может быть заложена большая часть упражнений по математике, по русскому языку на вставку пропущенных букв и т. д. при этом возможно повышение эффективности работы учителя и учащегося.
Учитель, решивший воспользоваться тестовым методом в начальной школе, может легко сам создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой — системой для создания тестов. Однако опыт использования тестовых систем и опрос учителей показывают необходимость иметь продуманные коллекции тестов и задач.
Для иллюстрации приведены примеры созданных и опубликованных мною тестов.
1. Тест «Профессии людей» http://учительский.сайт/Шелтукова-Татьяна-Борисовна/материалы/material.html?mid=107872. Тест к уроку по окружающему миру во 2-ом классе «Солнечная семья» http://edcommunity.ru/lessons/test-k-uroku-po-okruzhajushhem-miru-vo-2-klasse-p/На этапе конкретизации изучаемого материала, возможно применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы и электронные образовательные ресурсы.
Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы и ЭОР рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.
Созданные обучающие компьютерные программы и ЭОР, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами. ЭОР наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности. Примером такого урока может служить проект мультимедийного урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Осень. Природа готовится к зиме" ( HYPERLINK "http://www.zavuch.ru/methodlib/1189/126758/" \l "sthash.wPcYdRv1.dpuf" http://www.zavuch.ru/methodlib/1189/126758/#sthash.wPcYdRv1.dpuf )
С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий. Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него.
Такой организации работы в классе, наглядно проявляющей интегрированный характер обучения, наиболее полно отвечает проектная деятельность: групповая или индивидуальная творческая работа, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности. В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое личное информационное пространство — результаты проектной работы.
Типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы. При реализации проекта одним учителем целесообразно разделять класс на группы (за исключением общих обсуждений).
В таблице представлен список проектов уроков взаимообучения и исследовательской деятельности:
Проект урока по окружающему миру в 3-ем классе с применением технологии взаимообучения по теме «Разнообразие растений на Земле» http://nsportal.ru/node/463087Проект урока окружающего мира в 4 классе с применением кейс-технологии по теме "Природные зоны России. Тундра" http://www.zavuch.ru/methodlib/1189/125897/#sthash.b5iphguF.dpufАнализ результативности
Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность.
-1104906794500
Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач. Позитивная динамика мотивации учащихся к изучению предметов начальной школы представлена на диаграмме.
Мониторинг удовлетворенности детей процессом обучения приведен в таблице.
Удовлетворенность школьной жизнью Дружеские отношения в классе Школьная тревожность Самооценка Самочувствие ребенка
да нет да нет да нет Адекватнаянеадекватная хорошее плохое
1 класс 82% 18% 63% 37% 81% 19% 68% 32% 93% 7%
2 класс 93% 7% 89% 11% 68% 32% 89% 11% 83% 17%
3 класс 88% 12% 97% 3% 43% 47% 90% 10% 67% 33%
При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
2286004635500
Ожидаемыми положительными результатами активного внедрения ИКТ в образовательный процесс в начальной школе являются:
Активное внедрение опыта использования ИКТ на уроках и во внеклассных занятиях в начальной школе.
Создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке.
Осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику.
Передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер.
Сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности».
Повышение качества обучения.
Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
Дальнейшее совершенствование информатизации педагогического процесса школы видится в широком внедрении средств и методов ИКТ в структуру педагогической деятельности.
Результатом такой работы должно стать научно-обоснованное планирование образовательного процесса в целом. В этом направлении я вижу продолжение своей работы по разработке и внедрению средств ИКТ в образовательный процесс школы с целью повышения его эффективности.
Одной из главных задач учителя является - выявление, диагностирование особенностей каждого ребенка. Следующая задача – основываясь на данных педагогических исследований, составить коррекционную работу, которая позволит стимулировать учебную деятельность.
Педагогическая диагностика успешности обучения, проводимая в начале, середине и в конце учебного года, дает возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли качественные изменения в развитии того или иного ребенка или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителей – нуждается ли класс в подробном повторении материала или можно быстро двигаться дальше и т.д.
Сравнительный анализ успешности обучения математике и русскому языку ярко рисует нам достаточно высокий уровень сформированности умений и навыков по данным предметам.
114300635000
-560133524384000
Аналитическая деятельность учителя, постоянное отслеживание результатов обучения, позволяет увидеть прогресс каждого ребенка.
На уроках осуществляется индивидуальный подход к детям, учитываются их интересы, склонности, темп работы. Отсюда итог – дети, которые в первом классе были не уверены в себе, боялись отвечать, в четвертом классе работают активно, не бояться допустить ошибки, так как предоставляется возможность исправлять ошибки самим.
Для изучения уровня тревожности учеников 5-х классов, характера тревожности в октябре 2012 года было проведено диагностическое обследование по методу Филипса. В обследовании принимали участие 50 пятиклассников.
Стрессогенными факторами являются cтрах ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения.
Данное обследование показывает, что по всем параметрам ученики 5Б класса (выпускники Шелтуковой Т.Б.) показывают низкий уровень тревожности.
34290-59690003430270-5969000
168275010795000
Очевидно, что ИКТ и другие современные педагогические технологии – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
Проведенные исследования позволяют сделать выводы о том, что использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе способствует:
активизированию познавательной деятельности учащихся;
обеспечению положительной мотивации обучения;
проведению уроков на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
обеспечению высокой степени дифференциации обучения;
увеличению объема выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
усовершенствованию контроля знаний;
рациональной организации учебного процесса;
повышению эффективности урока;
формированию навыков исследовательской деятельности;
обеспечению доступа к различным справочным системам, электронным учебникам и библиотекам, другим информационным ресурсам.
Трудности и проблемы при использовании ИКТ в начальной школе
При анализе всего спектра социальных последствий информатизации у педагогов и психологов особую тревогу вызывают социально-психологические аспекты информатизации, которые порождают ряд явлений и проблем, препятствующих достижению основных целей личностно ориентированного обучения и воспитания школьников.
В первую очередь требует решения задача поиска и совершенствования средств борьбы с развивающимися по эпидемической модели такими видами зависимостей, как компьютерная и (или) Интернет-зависимость, представляющими собой один из способов «ухода» школьника из реальной жизни путем изменения состояния сознания.
Кроме того, при исследовании поведения детей и подростков, наряду с вышеуказанными зависимостями, нашли отражение «телемания» (постоянный просмотр телепрограмм); игромания (увлечение играми на компьютере, мобильном телефоне); беспрестанные разговоры и переписка посредством SMS по мобильному телефону.
Решением указанных проблем является разработка системы воспитательной работы в условиях формирования информационной среды образовательного учреждения.
Педагогический эксперимент, проводившийся мною в течение нескольких лет по внедрению в образовательный процесс информационно – коммуникативных технологий в начальных классах, показал, что у учащихся имеется устойчивый интерес и несомненная мотивация к обучению. Основной задачей являлось сформировать у учащихся системное представление об информационном характере развития современного общества, о возникающих при этом проблемах.
Следует подчеркнуть, что воспитательная работа учителя не ограничивается работой на уроке или проведением внеклассных мероприятий. Такая работа может быть организована по нескольким направлениям:
Совместно с психологами школы в форме проведения социологических исследований, индивидуальных консультаций.
Как составная часть воспитательной работы классного руководителя в форме проведения классных часов, бесед с родителями, индивидуальных консультаций.
В таблице приведен список внеклассных мероприятий, по предотвращению социально-психологических последствий информатизации в семье и школе.
1. Творческая мастерская по литературному чтению «Что хорошего во мне» http://nsportal.ru/node/6941032. Классный час «Люблю тебя, мой край родной» http://учительский.сайт/Шелтукова-Татьяна-Борисовна/материалы/material.html?mid=1830513. Классный час по теме «Талисманы олимпийских и паралимпийских игр в Сочи- 2014» http://edcommunity.ru/lessons/talismany-olimijskih-i-paralimpijskih-igr-v-sochi/4. Родительское собрание «Роль темперамента на учебную деятельность» http://edcommunity.ru/lessons/vlijanije-temperamenta-na-uchebnuju-dejatel-nost/5. Классный час «Саранск – самый спортивный город России» http://edcommunity.ru/lessons/saransk-samyj-sportivnyj-gorod-rossii/6. Урок «День народного единства» http://edcommunity.ru/lessons/den-narodnogo-jedinstva/Таким образом, можно утверждать, что именно активизация воспитательной работы и внедрение новых методик в воспитательной деятельности в рамках единого информационного пространства позволит снизить негативное влияние отдельных аспектов информатизации и позволит осуществить целенаправленную подготовку личности учащегося к жизнедеятельности в информационном обществе, а учителю внести существенный вклад в решение задачи социального воспитания подрастающего поколения – поколения нового информационного общества.Выводы
Важным качеством работы учителя является способность к преодолению отживших штампов и стереотипов, умение найти нетрадиционные педагогические технологии, принять на себя ответственность за педагогическое новаторство при бережном отношении к отечественному и мировому педагогическому опыту.
Труд школьного педагога все более должен включать в себя элементы исследования; он должен испытывать постоянную потребность в научном осмыслении педагогической реальности.
Педагог школы - это профессионал, способный просчитать варианты педагогического действия, прогнозировать возможные его результаты, владеющий приемами анализа и самоконтроля. Только такой учитель может осуществить творческий подход к своей деятельности. Без такого учителя, находящегося в непрерывном поиске, совершенствование педагогического процесса в школе невозможно.
Школьный учитель должен проявлять интерес и быть внутренне готовым к научно-исследовательской, научно-методической и опытно-экспериментальной работе, дающей ему возможность реализовать свой творческий потенциал, а руководство школы должно создавать максимальные условия для такой работы.