Рабочая программа курса ОРКСЭ 4 класс. Модуль Светская этика
Пояснительная записка
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю. Всего 34ч.
Задачи курса:
Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
Активизация познавательной активности школьников.
Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников.
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Ожидаемые результаты:
На уроках по «Основам светской этики» должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д.
В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:
- Основы религиозных культур и светской этики; учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.
- Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение»,2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.
Тематическое планирование составлено на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
-Метод моральных дилемм и дискуссий
-Эвристические беседы
-Исследовательский метод
-Проектирование
-Уроки – экскурсии
-Деловые и ролевые игры
-Различные викторины и другие конкурсные события
-Творческие мастерские
-Использование информационно- коммуникационных технологий
Формы работы:
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Основное содержание курса (34 часа)
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.
Что такое честь. Что такое достоинство.
Что такое совесть.
Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
ни одна культура не может быть лучше другой,
каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе
Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать
различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Календарно – тематическое планирование уроков в 4 классе
Модуль «Основы светской этики» - 34 ч
№ п.п Тема урока
Кол – во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля Способы
и формы
оценки дости-
жения этих результатов Дата проведения Корректировка
план факт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч) 1. Россия – наша страна
1 Урок изучения нового материала
Родина,
Россия,
патриот,
столица, президент, государственные символы.
Знать: Что такое духовный мир человека;Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Текущий Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики
Героев РОССИИ 04.09 Блок 2. Основы светской этики. (33 ч) 2. Что такое светская этика? 1 Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок. Этика, мораль, нравственность, манеры, этикет Знать: Что такое этика;Что значит светская этика.
Текущий Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации 07.09 3. Мораль и культура 1 Урок совершенствования знаний, умений и навыков
культура, материальная культура, духовная культура Знать :Что означает слово «культура»; Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль. Текущий Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы, 14.09 4. Особенности морали. 1 Урок совершенствования знаний, умений и навыков
мораль, добро, зло, нравственность Знать:в чем особенности морали; есть ли единый список моральных правил;кто заботится о соблюдении моральных норм в обществе Текущий Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение. 21.09 5. Добро и зло. 1 Урок усвоения новых знаний.
Добро, зло, забота, щедрость души,
бездушие Знать: что такое добро; что
входит в понятие добра;что
такое зло;почему нужно стремиться к добру и избегать зла;как менялись представления о добре и зле в ходе истории. Текущий Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный
пересказ текста, словарная работа, 28.09 6. Добро и зло. 1 Урок совершенствования знаний, умений , навыков Добро, зло, забота, щедрость души, бездушие. Знать: что такое добро; что входит в понятие добра;что такое зло;почему нужно стремиться к добру и избегать зла;как менялись представления о добре и зле в ходе истории. Текущий Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, 05.10 7. Добродетель и порок 1 Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок Добродетель. Порок. Нравственный человек. Моральное развитие человека. Ценности людей.
Знать:
- Что такое добродетель;
- Что такое порок;
- Что такое добродетельный человек;
- Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели Текущий Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя
Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. 12.10 8. Добродетель и порок 1 Урок совершенствования знаний, умений, навыков. Добродетель. Порок. Нравственный человек. Моральное развитие человека. Ценности людей.
Знать:
- Что такое добродетель;
- Что такое порок;
- Что такое добродетельный человек;
- Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели Текущий Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. 19.10 9. Свобода и моральный выбор человека 1 Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок Свобода, ответственность, моральный выбор Знать:
- Что такое свобода;
- Как связана свобода с моральным выбором;
- Что такое ситуации морального выбора.
Текущий Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся, (д\з.)
Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков.
Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
26.10 10 Свобода и ответственность
1 Урок совершенствования знаний Свобода, ответственность, моральный выбор Знать:
- Что такое ответственность;
- при каких условиях возможно ответственное поведение. Текущий Чтение статьи с
Выборочным пересказом текста
Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности.
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
09.11 11. Моральный долг
1 Урок изучения нового материала. Комбинированный Долг. Моральный долг. Моральные обязанности. Моральные нормы. Благодарность Знать:
- Что такое моральный долг;
- В чем особенность морального долга;
- Моральные обязанности человека.
текущий Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением. 16.11 12. Справедли
вость 1 Урок изучения нового материала. Комбинированный. Справедливость.
Знать:
- Что такое справедливость;
- По каким признакам можно судить о справедливости;
- Моральные правила.
текущий Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?) 23.11 13. Альтруизм и эгоизм
1 Урок изучения нового материала. Комбинированный. Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм.
Знать:
- Что такое альтруизм;
- Что такое эгоизм;
- Что значит быть разумным эгоистом.
текущий Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные?
Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся.
Самостоятельная работа учащихся. 30.11 14. Дружба 1 Урок совершенствования знаний, умений, навыков. Дружба. Избирательность. Бескорыстность. Взаимная симпатия. Общие интересы.
Знать:
- Какие отношения существуют между людьми;
- Что такое дружба;
Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа.Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.
07.12 15. Что значит быть моральным 1 Урок систематизации знаний. Урок-диспут. Мораль. Моральный человек. Правила морали. Знать:
- Как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?»
беседа Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте.
Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль». 14.12 16. Обобщение. 1 Урок закрепления. Знать:
- Основные понятия по разделу.
Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала. 21.12 17. Обобщение. 1 Урок закрепления. Знать:
- Основные понятия по разделу.
Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.
28.12
18 Род и семья
-исток нравственных отношений
в истории человечества
1 Урок изучения нового материала
комбинированный Род, фамилии, семья. Знать:
- Что такое род, семья;
- Как возникли фамилии;
- Что такое родословная.
текущий Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации.
11.01 19 Нравственный поступок 1 Урок усвоения новых знаний Поступок. Нравственный поступок. Признаки нравственного поступка Знать:
- Что такое поступок в этике;
- Что такое нравственный поступок;
- Признаки нравственного поступка Текущий Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос
18.01 20
Золотое правило нравственности
1 Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Золотое правило нравственности. Знать:
- Почему появилось золотое правило нравственности;
- Как формируется золотое правило нравственности;
- Как применять
золотое правило нравственности в жизни. Текущий
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации
25.01 21 Стыд, вина и извинение. 1 Урок усвоения новых знаний
Стыд. Вина. Извинение. Знать:
- Что такое стыд;
- Что такое чувство вины;
- Когда принято извиняться Текущий Работа с понятиями стыд, вина, извинение
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий 01.02 22 Честь и достоинство 1 Комбинированный Честь. Достоинство. Знать:
- Что такое честь;
- Что такое достоинство Текущий Обсуждение; словарный диктант с элементами игры;
сопоставление значения слова кодекс в юриспруденции и этике; закрепление основных
понятий.
08.02 23 Совесть. 1 Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Совесть. Знать:
- Что такое совесть;
- Чем различаются понятия «стыд» и «совесть». Текущий Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. 15.02 24 Нравственные идеалы. 1 Комбинированный Идеалы. Правила честного поединка. Знать: о смелых и сильных защитниках Отечества; о правилах честного поединка. Текущий Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
22.02 25 Нравственные идеалы.
1 Комбинированный Идеалы. Правила честного поединка. Знать: о смелых и сильных защитниках Отечества; о правилах честного поединка. Текущий Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. 29.02 26 Образцы нравственности в культуре Отечества. 1 Комбинированный Культура России. Нормы-образцы нравственного поведения. Труженик. Патриот. Воин. Знать:
-О нормах-образцах нравственного поведения в культуре России – о труженике, патриоте, воине, коллективе. Текущий Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
07.03 27 Этикет 1 Комбинированный Этикет, образец, правила этикета
Знать:
- Что такое этикет;
- Об одежде и этикете;
- О значении речи для этикета;
- Правила этикета. Текущий Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа. 14.03 28 Семейные праздники 1 Комбинированный
Практический Праздник. Семейный праздник. Подарок. Знать:
- Как и когда появились праздники;
- Какое значение имеют праздники;
- Что такое подарок и как его выбирать. Текущий Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
21.03 29 Жизнь человека
-высшая нравственная ценность 1 Комбинир Ценности. Жизнь человека. Нравственные ценности. Знать:
- Что жизнь человека – высшая ценность. Текущий Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа 04.04 30 Любовь и уважение к Отечеству 1 Комбинированный Отечество. Родина. Любовь. Знать:
- Что такое любовь к Отечеству;
- Героев своей страны. Текущий Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа 11.04 31-32 Обобщающий урок. Подготовка творческих проектов 2 практический Знать:
Основные понятия по курсу «Основы светской этики. Текущий Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом 18.04
25.04 33-34 Выступления уч-ся со своими творческими работами 2 Урок-подведение итогов изучения курса Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения Индивидуал ьный опрос Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.
16.05
23.05