конспект урока Картофель и уборка урожая
Тема: Картофель.
Цели: закреплять полученные знания по теме «Картофель»;
развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;
работать над коррекцией речи, внимания;
воспитывать трудолюбие, интерес к предмету.
Оборудование: таблица «Строение картофеля», тест, технологическая карта «Уход за картофелем», кроссворд.
Тип урока: обобщение
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Обобщение изученного материала
1. Загадки: 1).Что копали из земли, жарили, варили,
Что в земле мы напекли, ели да хвалили?
2). Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет.
3). В поле большом под зеленым кустом
Лежат в земле яички, снесли их не птички. (картофель)
2. Рассказ учителя о картофеле (Приложение 1 «Историческая справка»)
Вопросы: - Откуда завезли картофель?
- Что вначале использовали люди?
- Почему картофель не пользовался популярностью вначале?
- Почему сейчас картофель называют вторым хлебом?
3. Работа по таблице «Строение куста картофеля»
4. Работа по карточке «Строение картофеля» (Приложение 2)е
5. Работа по учебнику стр. «Подготовка почвы для посадки картофеля» (чтение текста, работа по вопросам)
6.Физминутка
Грабли в руки взяли, грядки причесали,
Мы водой прохладной грядки поливали!
Раз-два, раз-два! Грядки поливали.
( выполняют имитирующие движения.)
Семена редиса в землю мы сажали
Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали!
- наклоны вперед
- повороты вправо – влево
7. «Мозговой штурм» (Вопросы)
- Как подготовить клубни картофеля для посадки?
- Что такое пуповина?
- Назовите способы посадки картофеля?
- Какие болезни картофеля вы знаете?
- От чего зависит урожай картофеля?
- Какое расстояние должно быть между клубнями картофеля во время посадки?
- Какой вред наносят болезни картофелю?
- Какие меры борьбы с колорадским жуком вы знаете?
- В какие сроки лучше всего сажать картофель?
- Какое удобрение считается лучшим для выращивания картофеля?
8. Работа по карточке «Уход за картофелем» (Приложение 3)
Определите порядок выполнения операций по уходу за картофелем. (каждому ученику раздаются рисунки с операциями по уходу за картофелем)
9. Словарная работа (кроссворд «Картофель»)
Кроссворд «Картофель»
ь
1.Образуются на подземных побегах столонах. (клубни)
2. Углубления на поверхности клубня. (глазки)
3. На ней расположена большая часть глазков. (верхушка)
4. Он состоит из отдельных пластинок. (лист)
5. Они располагаются в верхнем слое почвы. (корни)
6. Болезнь картофеля (фитофтороз)
7. На поверхность почвы при прорастании клубня образуются (стебли)
8. У картофеля они ядовитые. (плод).
10. Тест «Картофель» (Приложение 4)
III. Итог урока. Вставление оценок.
IV. Дом.задание: подготовить рассказ об одном из сортов картофеля.
Приложение 1
Историческая справка
Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал.
Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнес в дар их величествам королю и королеве Испании открытую им за океаном огромную землю. Согласия индейцев, коренных жителей этой земли (позже ее стали называть Америкой), Колумб не спросил. По пути, проложенному Колумбом, поплыли и другие испанские корабли. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, было не награбленное у индейцев золото - его быстро растратили, а семена, клубни, зерна новых, не известных Европе растений.
Сейчас три растения считаются кормилицами человечества – пшеница, рис и индейская кукуруза.
Была у индейцев еще и другая кормилица – папа. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздники урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.
На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – картошка. Тут начались ее путешествия по суше. Сперва картошка разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же картошка перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку – холщовый мешок.
Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное клубни. Один английский богач решил угостить друзей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель отцветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебристом блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола Ведь ели гости картошку не с того конца.
Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка – “Чертово яблоко”, сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жесткие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помнишь сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтобы накормить и бабку, и внучку – всю семью. Раньше, в студеные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб
Когда ученые открыли, что из клубней можно получить крахмал, патоку и спирт, без картофеля уже не могли обойтись ни текстильные, ни картонажные, ни спичечные фабрики, ни спиртовые, а затем и каучуковые заводы.
Картофель стал называться технической культурой. Он был всем нужен. Но он болел, и его болезни оборачивались народной бедой. Первой это испытала Ирландия.
“Фитофтора” – по-гречески “пожиратель растений”. В 1845 – 46 годах грибок-паразит фитофтора по всей Ирландии погубил урожай картофеля на корню. И страна опустела. От голода вымирали целые деревни.
В ХХ веке та же история постигла Данию. Она могла прийти и в любую другую страну. Чтобы оздоровить картофель, надо было его обновить. В 1928 году в Южную Америку отправилась экспедиция научно-исследовательского института растениеводства. В этой экспедиции была собрана всемирно известная коллекция картофеля ВИРа. Она помогла вывести новые устойчивые к болезням сорта. “Русские второй раз открыли картофель” – писали за рубежом.
В годы Отечественной войны часть коллекции осталась в осажденном фашистами Ленинграде. И сотрудники ВИРа, умирая от голода, эти клубни сберегли.
Наши сорта картофеля созданы трудом и талантом многих ученых. Урожайный сорт “лорх” – детище московского профессора А.Г. Лорха. Сорт “камераз” выведен ленинградским ученым А.Я. Камеразом.
Сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка для нас и для всех других народов Европы стала вторым хлебом.
(Н. Надеждина Где щи, там и нас ищи! – М.: Малыш, 1989., С. 13 – 15)
Приложение 3
Уход за картофелем.
Боронование всходов.
При появлении одиночных всходов разрыхлить граблями верхний слой почвы поперек рядов.
Рыхление междурядий.
При появлении всходов, когда образуются рядки, провести рыхление почвы в междурядьях мотыгой. Глубина первого рыхления 5- 6 см, следующих – 10 см. Одновременно с рыхлением подрезать сорняки.
Окучивание.
Хорошо разрыхлить почву возле растения картофеля и привалить разрыхленную почву к стеблям со всех сторон. При окучивании вдоль ряда образуется довольно высокая грядка, а в середине междурядья – углубление. Почву углубления рыхлить.
Приложение 4.
Тест «Картофель»
Ф.И. ученика ____________________
1. Листья картофеля .
a) простые; b) сложные.
2. Подземные стебли картофеля, на которых образуются клубни называются
a) корни; b) столоны; c) пуповина
3. В картофеле содержится большое количество питательных веществ
a) белок; b) крахмал; c) жиры; d) витамины
4. Перед посадкой картофель надо
a) удалить отростки; b) прогреть; c) удалить больные клубни
5. Посадку картофеля начинают
a)в начале мая; b)в середине мая; c)в конце мая; d)после весенних заморозков
6.Способы посадки картофеля
a) ленточный; b) широкорядный; c) рядовой
7. Уход за картофелем состоит
a) в прополке; b)в поливе; c)в бороновании ; d)в окучивании;
e)в подвязывании
8. Большой вред картофелю наносит
a) колорадский жук; b) луковая муха
Приложение 2
Подпишите строение растения картофель.
Конспект урока по сельскохозяйственному труду в 5 классе
Тема: Обобщающий урок по теме «Уборка и учёт урожая овощей».
Цели: закреплять полученные знания по теме «Уборка корнеплодов»; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор; работать над коррекцией речи, внимания, мелкой моторикой;
воспитывать трудолюбие, интерес к предмету.
Оборудование: кроссворд «Овощи», тест, технологическая карта «Уборка корнеплодов», карточка «Сортировка овощей», корзина с овощами.
Тип урока: обобщающий
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Обобщение изученного материала
1. Стихотворение «Спор овощей»
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!
- Что принесла хозяйка? Как это все можно назвать одним словом?(овощи)
- а какие овощи вы знаете?
2. Кроссворд «Овощи» (на доске)
1
2
3
4
5 5
6
7
1. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покапай немножко: под кустом (картофель)
2. В землю – блошкой, а из земли – лепешкой. (репа)
3. Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке. (капуста)
4. Если любите вы щи, там найдете (овощи)
5. Хотя и сахарной зовусь, но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я (свекла)
6. Кругла, черна как уголек,
Горька на вкус. Что за овощ? Невдомек? (редька)
7. За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (морковь)
3. Работа по технологическим картам
- Укажите порядок выполнения операций по уборке: 1вариант – моркови,
2 в.- свеклы.
Морковь
____ Обрезать ботву
____ Сложить в рядок
____ Подкопать
____ Сложить в корзину
Свекла
___ Сложить в корзину
___ Вытащить из почвы
___ Обрезать ботву
Проверка: 1 ученик из каждого варианта называет ответ
4. Работа с учебником. (стр. 12. рис.6)
- Рассмотрите рисунки.
Расскажите, почему собранный урожай моркови и свеклы необходимо сортировать?
Какую свеклу и морковь нельзя брать на хранение?
Какова температура хранения этих овощей?
5. Физкультминутка
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в сторону, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6. Практическая работа «Переборка моркови» (каждой бригаде приготовлен пакет с морковью)
1) Инструктаж
2) Знакомство с технологической картой.
Технологическая карта «Сортировка овощей»
1. Разложите корнеплоды на парте.
2. Внимательно их осмотри.
3. Отберите мелкие и поврежденные корнеплоды.
4. Отбери крупные корнеплоды без повреждений.
5. Уберите рабочее место.
(2 бригады выполняют переборку моркови: отбирают крупный и мелкий)
7. Работа по карточке.
- Заполните таблицу «Сортировка овощей» (каждому учащемуся раздается карточка) Вид корнеплода: Как используют?
а) Крупные
б) Средние
в) Мелкие, поврежденные
Проверка: коллективное обсуждение ответов.
8. Тест «Уборка корнеплодов»
1. Выберите из перечисленных овощей корнеплоды
a) морковь; b) огурец; c)свекла; d) картофель
2. При уборке моркови её надо
a) подкапывать; b)выдергивать; c)вытаскивать
3. При сортировке овощи необходимо
a)отделять здоровые корнеплоды от больных; b)отделять по цвету;
c) отделять по величине
4. При уборке моркови используют
a)грабли; b)лопату; c)мотыгу
III. Подведение итогов урока.
Понравился ли вам, ребята, урок? Какие задания вам понравились больше всего?
IV. Выставление оценок.
15