Подходы в физическом воспитании младших школьников


Подходы в физическом воспитании младших школьников.
Сегодня я буду говорить о профессии учителя физкультуры. И разговор хотелось бы начать с тех проблем, которые сегодня не только волнуют, но и тревожат, причем не только меня, но и все наше общество.
Здоровье – главная ценность человека. Это знают все. Однако последние годы понятие «здоровье» применимо к детям, чаще всего звучит в негативном контексте. Медики выносят свой вердикт: нация теряет здоровье, и начинается это в детстве.
Настораживает уже тот факт, что в первый класс дети приходят с серьезными врожденными и хроническими заболеваниями. Около 30-35% детей, поступающих в школу, имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки. В 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья. В 3 раза возрастает количество учеников с заболеваниями органов пищеварения. (3) Современные условия жизни российских граждан, с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками и многочисленными стрессовыми ситуациями, формируют обстановку, в которой задача сохранения и сбережения здоровья обучающихся становится приоритетной.
Увеличение компьютерными играми и интернетом, недостаток возможности для занятия физкультурой и спортом, а порой и просто нежелание – главные причины малоподвижного образа жизни. Это приводит к задержке роста и развития, и в конечном итоге, общему ухудшению состояния здоровья. (2)
В марте 2011 г. в Москве проходил 17 Международный фестиваль физкультуры и спорта. Я принял участие в работе «дискуссионной площадки», девизом которой стали слова «Физкультура в школе – на стороне ребенка». Мне такое название сразу показалось нелогичным: а как же может быть иначе? А на чьей же еще стороне может быть физкультура? Увы! Выступления коллег показали, что уроки физкультуры в некоторых школах все еще порой являются обузой для детей, что не все школы ушли от так называемой «спортизации» школы, что дети и родители до сих пор изыскивают способы «увильнуть» с урока.
Очевидно, что такое положение во многом связано с продуктивностью и качеством работы системы образования в данном направлении. Поэтому приоритетным направлением модернизации структуры и содержания общего образования является повышение эффективности и качества образовательной области «Физическая культура», призванной обеспечить укрепление и сохранение здоровья школьников. (4)
Отсюда вытекают основные цели, которые я определил для себя как главенствующие: дети должны двигаться. И движения, и это самое главное, должны приносить радость.
Желание детей заниматься спортом во многом зависит от личности учителя, от его компетентности. Современный учитель физкультуры, на мой взгляд, должен быть: коммуникабельным, толерантным, справедливым, образцом здорового образа жизни, мобильным, гибким и, конечно, же профессионально грамотным. Должен постоянно учиться: учиться у жизни, учиться у детей.
Согласно проведенному мной опросу, дети младших классов хотят видеть своего учителя добрым, дети средних классов больше всего ценят в учителе справедливость, а старшеклассники хотят общения на равных. Таким образом, современный учитель должен совмещать все эти качества.
В существующей практике физического воспитания в общеобразовательной школе практически отсутствует формирование знаний в области физической культуры, что должно бы составлять фундаментальную основу общего среднего образования. Отсутствие в учебном процессе по физической культуре в школе теоретических занятий в настоящее время не позволяет в полной мере организовать преемственность знаний в области физической культуры в системе многоуровневой подготовки специалистов. Без понимания сущности явления не может быть и ценностного отношения к нему. Отсутствие понимания такого единства является в настоящее время одной из причин низкой физкультурной активности школьников и отсутствие должного ее проявления в их образе жизни.
Уроки физической культуры должны быть направлены на формирование универсальных учебных действий обучающихся, достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. И предусматривать обязательно не только организацию физической активности обучающихся, но и освоение теоретических вопросов по предмету. Они способствуют формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и универсальных учебных действий. (1)
Мой опыт ведения уроков основывается на принципах индивидуально-дифференцированного, компетентностного, системно-деятельностного подходов. Но ведущим я считаю – индивидуально-дифференцированный. Для этого на каждого ребенка у меня заведены карточки, где отмечаются результаты согласно тестовой технологии. Ученик может пронаблюдать свои изменения, это вызывает интерес к занятиям и стремление улучшить свои показатели, что является определенным стимулом для учащегося.
На уроках физической культуры и внеурочных занятиях я использую такие здоровьесберегающие технологии как:
- инициатива и творчество учеников;
- наличие мотивации;
- положительный психологический климат;
- большое количество видов учебной деятельности и заданий;
- интересно обозначенные начало и конец урока;
- использование нестандартного оборудования;
- включение теоретических вопросов по здоровью в практическую часть урока;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
При занятиях с детьми, имеющими ослабленное здоровье, применяются упражнения для профилактики заболеваний. Занятия имеют направленность на укрепление здоровья (т.е. увеличенную подготовительную часть урока до 20 мин.).
Занятия с детьми, наиболее подготовленными физически, проводятся по системе «Пружина» как на уроках, так и во внеурочное время.
Цель этого метода – создание благоприятной среды для ускоренного и качественного овладения двигательными действиями. При этом развиваются разнообразные умения, навыки и способности детей; создается благоприятная возможность для того, чтобы каждый ребенок мог выступить в инициативной позиции, открывающей путь к самовоспитанию; формируются важные морально-волевые качества.
Суть метода состоит в следующем. Наиболее спортивные ученики или целые классы приглашаются на уроки к учащимся младших классов. Во время изучения или совершенствования тех или иных двигательных действий осуществляется постоянный контакт: визуальный, слуховой, физический – между учащимися. Младшие при выполнении заданий в парах или группах наблюдают, как это же упражнение выполняют их более опытные партнеры, и очень стараются, чтобы выглядеть достойно рядом со старшими ребятами. Последние, в свою очередь, еще раз повторяют ранее пройденный материал, стараются выполнить задание красиво, образцово, сосредотачивая свое внимание на тонкостях и нюансах движений, корректируя технику выполнения двигательного действия. Нельзя забывать, что порой ребята на своем «птичьем» языке быстрее могут объяснить друг другу, как выполнить задание, что способствует быстрому обучению.
Метод пружины можно использовать при изучении некоторых тем в режиме опережения. Для этого я знакомлю младших школьников с основными моментами темы, которую обычно изучают с детьми более старшего возраста, а самые спортивные ребята посещают уроки по этой теме у старшеклассников, получая возможность самосовершенствования. У них расширяется кругозор, появляются новые теоретические знания.
Кроме того, этот метод можно использовать в работе с отстающими учениками, приглашая их на занятия в классы по-младше. Где «западающая» тема только начинает изучаться. В результате двойного повторения лучше усваивается материал урока.
Конечно, нельзя довольствоваться только, применяя «пружину». Сделать урок интересным, увлекательным, вызывающим у детей желание заниматься, вот основной путь к успеху.
В заключении мне хотелось бы еще раз выделить основные моменты, основные пути решения проблемы укрепления здоровья детей:
1. Изменение содержания уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой здоровья»)
2. Увеличение количества уроков физкультуры (как минимум – 3 часа в неделю).
3. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью.
4. Взаимодействие учителей физкультуры и учителей предметников (коррекция педагогических технологий).
5. Использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.).
6. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадках во внеурочное время.
И как вывод: направленность физического воспитания на укрепление здоровья – основной принцип работы.
Литература
1.Влияние физических упражнений и игр на организм детей и подростков: Детский образовательный портал (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.kidportal.ru2. Как спорт влияет на подростков. / Н.В. Макарова. (Электронный ресурс). – Режим доступа: www. copynight.ru3. Оценка физического развития в мониторинге состояния здоровья школьников. / В.В. Горелик. – Тольятти: Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. Т.12, № 1
4. Физкультура для детей / Е.М. Лапицкая; под. ред.: М.М. Безруких. –
М.: Эксмо, 2009.
Сергей Рогушин
Учитель физической культуры
МОУ «Васьковская СОШ»
Г. Архангельск
Физическое воспитание школьников на современном этапе.
«Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые, здоровые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… и обладают чувством ответственности за судьбу семьи»
Есть непреходящие ценности, очевидность которых для всех ясна и бесспорна. Среди главных ценностей, которые выделяют современные родители для своих детей – здоровье. Однако последние годы понятие «здоровье» применимо к детям, чаще всего звучит в негативном контексте. Медики выносят свой вердикт: нация теряет здоровье, и начинается это в детстве. Это подтверждают и результаты Всероссийского мониторинга, который проходил в 2009 году, и мониторинга, проведенного в нашем образовательном учреждении.
Таблица 1
Результаты мониторинга по МОУ «Васьковская СОШ»
Год Количество учеников с состоянием здоровья Количество учеников с заболеваниями Количество школьников на
диспансерном учетеНедостаток массы тела Избыток массы тела Ожирение Низкий рост Нормальное физическое состояние Органов пищеварения Щитовидной железы Костно-мышечной системы Крови (в т.ч. анемии) Кожи и подкожно-жировой клетчатки Авитаминозы Острые респираторные заболевания Другие 2008 - 4 - 1 129 2 - 53 10 - - 12 33 12
2009 - 2 2 1 131 2 - 49 10 - - 9 46 15
2010 - 2 2 1 130 2 - 48 6 - - 6 43 18
2011 - 2 2 - 133 2 - 40 4 - - 6 39 14
Настораживает уже тот факт, что в первый класс дети приходят с серьезными врожденными и хроническими заболеваниями. Около 30-35% детей, поступающих в школу, имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки. В 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья. В 3 раза возрастает количество учеников с заболеваниями органов пищеварения. (3) Современные условия жизни российских граждан, с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками и многочисленными стрессовыми ситуациями, формируют обстановку, в которой задача сохранения и сбережения здоровья обучающихся становится приоритетной.
Увеличение компьютерными играми и интернетом, недостаток возможности для занятия физкультурой и спортом, а порой и просто нежелание – главные причины малоподвижного образа жизни. Это приводит к задержке роста и развития, и в конечном итоге, общему ухудшению состояния здоровья. (2)
В марте 2011 г. в Москве проходил 17 Международный фестиваль физкультуры и спорта. Я принял участие в работе «дискуссионной площадки», девизом которой стали слова «Физкультура в школе – на стороне ребенка». Мне такое название сразу показалось нелогичным: а как же может быть иначе? А на чьей же еще стороне может быть физкультура? Увы! Выступления коллег показали, что уроки физкультуры в некоторых школах все еще порой являются обузой для детей, что не все школы ушли от так называемой «спортизации» школы, что дети и родители до сих пор изыскивают способы «увильнуть» с урока.
Очевидно, что такое положение во многом связано с продуктивностью и качеством работы системы образования в данном направлении. Поэтому приоритетным направлением модернизации структуры и содержания общего образования является повышение эффективности и качества образовательной области «Физическая культура», призванной обеспечить укрепление и сохранение здоровья школьников. (5)
Отсюда вытекают основные цели, которые я определил для себя как главенствующие: дети должны двигаться. И движения, и это самое главное, должны приносить радость.
Желание детей заниматься спортом во многом зависит от личности учителя, от его компетентности. Современный учитель физкультуры, на мой взгляд, должен быть: коммуникабельным, толерантным, справедливым, образцом здорового образа жизни, мобильным, гибким и, конечно, же профессионально грамотным. Должен постоянно учиться: учиться у жизни, учиться у детей.
Согласно проведенному мной опросу, дети младших классов хотят видеть своего учителя добрым, дети средних классов больше всего ценят в учителе справедливость, а старшеклассники хотят общения на равных. Таким образом, современный учитель должен совмещать все эти качества.
В существующей практике физического воспитания в общеобразовательной школе практически отсутствует формирование знаний в области физической культуры, что должно бы составлять фундаментальную основу общего среднего образования. Отсутствие в учебном процессе по физической культуре в школе теоретических занятий в настоящее время не позволяет в полной мере организовать преемственность знаний в области физической культуры в системе многоуровневой подготовки специалистов. Без понимания сущности явления не может быть и ценностного отношения к нему. Отсутствие понимания такого единства является в настоящее время одной из причин низкой физкультурной активности школьников и отсутствие должного ее проявления в их образе жизни.
Не зря в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования в области физическая культура выделено три основных пункта:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
2) овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
3) формирование навыка самостоятельного наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). (4)
Уроки физической культуры должны быть направлены на формирование универсальных учебных действий обучающихся, достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. И предусматривать обязательно не только организацию физической активности обучающихся, но и освоение теоретических вопросов по предмету. Они способствуют формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и универсальных учебных действий. (1)
Мой опыт ведения уроков основывается на принципах как индивидуально-дифференцированный, компетентностный, системно-деятельностный. Но ведущим я считаю – индивидуально-дифференцированный. Для этого на каждого ребенка у меня заведены карточки, где отмечаются результаты согласно тестовой технологии. Ученик может пронаблюдать свои изменения, это вызывает интерес к занятиям и стремление улучшить свои показатели, что является определенным стимулом для учащегося.
На уроках физической культуры и внеурочных занятиях я использую такие здоровьесберегающие технологии как:
- инициатива и творчество учеников;
- наличие мотивации;
- положительный психологический климат;
- большое количество видов учебной деятельности и заданий;
- интересно обозначенные начало и конец урока;
- использование нестандартного оборудования;
- включение теоретических вопросов по здоровью в практическую часть урока;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
При занятиях с детьми, имеющими ослабленное здоровье, применяются упражнения для профилактики заболеваний. Занятия имеют направленность на укрепление здоровья (т.е. увеличенную подготовительную часть урока до 20 мин.).
Занятия с детьми, наиболее подготовленными физически, проводятся по системе «Пружина» как на уроках, так и во внеурочное время.
Цель этого метода – создание благоприятной среды для ускоренного и качественного овладения двигательными действиями. При этом развиваются разнообразные умения, навыки и способности детей; создается благоприятная возможность для того, чтобы каждый ребенок мог выступить в инициативной позиции, открывающей путь к самовоспитанию; формируются важные морально-волевые качества.
Суть метода состоит в следующем. Наиболее спортивные ученики или целые классы приглашаются на уроки к учащимся младших классов. Во время изучения или совершенствования тех или иных двигательных действий осуществляется постоянный контакт: визуальный, слуховой, физический – между учащимися. Младшие при выполнении заданий в парах или группах наблюдают, как это же упражнение выполняют их более опытные партнеры, и очень стараются, чтобы выглядеть достойно рядом со старшими ребятами. Последние, в свою очередь, еще раз повторяют ранее пройденный материал, стараются выполнить задание красиво, образцово, сосредотачивая свое внимание на тонкостях и нюансах движений, корректируя технику выполнения двигательного действия. Нельзя забывать, что порой ребята на своем «птичьем» языке быстрее могут объяснить друг другу, как выполнить задание, что способствует быстрому обучению.
Метод пружины можно использовать при изучении некоторых тем в режиме опережения. Для этого я знакомлю младших школьников с основными моментами темы, которую обычно изучают с детьми более старшего возраста, а самые спортивные ребята посещают уроки по этой теме у старшеклассников, получая возможность самосовершенствования. У них расширяется кругозор, появляются новые теоретические знания.
Кроме того, этот метод можно использовать в работе с отстающими учениками, приглашая их на занятия в классы по-младше. Где «западающая» тема только начинает изучаться. В результате двойного повторения лучше усваивается материал урока.
Конечно, нельзя довольствоваться только, применяя «пружину». Сделать урок интересным, увлекательным, вызывающим у детей желание заниматься, вот основной путь к успеху. Развивать любовь к самостоятельным занятиям физической культурой – это одна из основных задач учителя.
В заключении мне хотелось бы еще раз выделить основные моменты, основные пути решения проблемы укрепления здоровья детей:
1. Изменение содержания уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой здоровья»)
2. Увеличение количества уроков физкультуры (как минимум – 3 часа в неделю).
3. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью.
4. Взаимодействие учителей физкультуры и учителей предметников (коррекция педагогических технологий).
5. Использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.).
6. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадках во внеурочное время.
И как вывод: направленность физического воспитания на укрепление здоровья – основной принцип работы.
Список литературы
1.Влияние физических упражнений и игр на организм детей и подростков: Детский образовательный портал (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.kidportal.ru2. Как спорт влияет на подростков. / Н.В. Макарова. (Электронный ресурс). – Режим доступа: www. copynight.ru3. Оценка физического развития в мониторинге состояния здоровья школьников. / В.В. Горелик. – Тольятти: Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. Т.12, № 1
4. ФГОС начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373. П.12.7
5. Физкультура для детей / Е.М. Лапицкая; под. ред.: М.М. Безруких. –
М.: Эксмо, 2009.