Статья Формы представления результатов (формы подведения промежуточной или итоговой аттестации) реализации дополнительной общеразвивающей программы.


Формы представления результатов
(формы подведения промежуточной или итоговой аттестации) реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Свобода Ю.А. ,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО ДДТ № 2, г.Новокузнецк
Современная дополнительная общеразвивающая программа должна соответствовать определенным требованиям и включать в себя определенные позиции. Одной из таких позиций являются формы подведения итогов, и соответственно, усвоения дополнительной общеразвивающей программы.
Частично решить проблему педагогического контроля в сфере дополнительного образования может творческая деятельность, помогающая формировать у детей потребность в познании, развитии целеустремленности, наблюдательности, любознательности, творческом воображении, работающая на результат.
Формы подведения итогов
Оценкауспехов воспитанников - основная составляющая образовательного процесса. Проверяя уровень теоретической и практической подготовки воспитанников, очень важно продумать форму проведения итогов. Педагоги Дома детского творчества № 2 широко используют самые разнообразные формы.
Обобщив изученные программы можно отметить, что для разных возрастных групп присущи лишь определенные формы подведения итогов.
Таблица 1
Для обучающихся
старшего и среднего школьного возраста Для обучающихся
младшего школьного
возраста Для обучающихся
дошкольного
возраста
1 2 3
Аукцион знаний.
Выставка.
Выпускной ринг.
Доклад.
Диспут.
Интеллектуальная игра.
Зачет.
Защита творческих работ и проектов.
Защита реферата.
Защита творческих проектов.
Конкурс.
Конкурс творческих работ.
Консультация «Тридцать вопросов к педагогу».
Контрольная работа.
Концерт.
Конференция.
Кроссворд.
«Мозговой штурм».
Олимпиада.
Реферат.
Собеседование.
Соревнование.
Сдача спортивных и туристских нормативов.
Тематический альбом.
Тестирование (тест различения, тест опознания, тест на завершение, тест-задача с выбором ответа).
Экзамен. Беседа.
Викторина.
Игра.
Интеллектуальная игра.
Конкурс.
Контрольная работа.
Концерт.
Кроссворд.
Олимпиада.
Путешествие.
Сдача спортивных и туристских нормативов.
Соревнование.
Тестирование.
Устный журнал.
Игра.
Беседа.
Викторина.
Конкурс.
Концерт.
Кроссворд.
Путешествие.
Сказка.
Соревнование.
Характеристика форм подведения итогов
Пример некоторых форм, широко используемых педагогами Дома детского творчества №2 при проведении промежуточной и итоговой аттестации.
Выставка
Форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или творческий приз. Выставка является инструментом поощрения обучающихся.
Игры
Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию внимания, памяти, творческого воображения, аналитических способностей, воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки.Многие игры, кроме теоретических вопросов, могут включать в себя и практические задания. Наряду с интеллектуально-творческими играми для контроля ЗУНов могут использоваться игры, состоящие из набора конкурсов прикладного характера.
Так, например, в своей работе с детьми я использую следующую:все мы с детства знакомы с такой замечательной игрой, как «Одень бумажную куклу». Эта игру я применяю, как промежуточную аттестациюдля детей младшего школьного возраста, занимающихся в объединении «Стиль и мода».Раздел: История моделирования, основные темы: Тенденции и направления современной моды. Одежда. Подбор одежды в соответствии с типом фигуры.Характер и манера одеваться. Виды дополнений и аксессуаров. Подбор аксессуаров и составление образа.Подводя итоги пройденного материала, учащимся предлагается из имеющегося «гардероба» подобрать одежду и аксессуары, и «одеть бумажную куклу» в соответствии с заданной темой. Девочки с удовольствием играют, закрепляя полученные знания и применяя их на практике.
Конкурс творческих работ
Форма итогового (иногда текущего) контроля проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводится по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, изделий, рисунков, показательных выступлений и т.д. По результатам конкурса, при необходимости, педагог может дифференцировать образовательный процесс и составить индивидуальные программы обучения.
Творческий отчет
Творческий отчет - это форма итогового контроля, направленная на подведениеитогов работы детского объединения, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения. Творческий отчет представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы, например: концерт, презентация, фестиваль идей и т.д. Чаще всего проводится в объединениях художественно-эстетической направленности, но может применяться в любом профиле дополнительного образования. Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности.
В заключениихочуотметить, что специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Здесь важно то, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале. Необходимо включать эмоционально-нравственный и действенно-практический опыт участников образовательного процесса.Успех педагогического контроля будет зависеть от правильного сочетания организаторских и педагогических приемов и средств, грамотного выбора форм подведения итогов.