Методические рекомендации по выполнению практической работы
Министерство образования науки и молодежной политики Забайкальского края
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Агинский педагогический колледж имени Базара Ринчино»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий методическим
кабинетом
______________/Цыпылова Б.Д./
от «___»______________2013_
Методические рекомендации
для самостоятельной работы студентов
ПМ. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей
специальность 050144 Дошкольное образование углубленной подготовки
РАССМОТРЕНО СОСТАВИЛ:
на заседании предметно-цикловой комиссии Рабданова Т.В.,
социально-гуманитарных дисциплин преподаватель русского языка
протокол № ____________
от «_____»___________ 201__ года
Зав. ПЦК__________ /Дамдинова Б.Н./
Агинское, 2014
Содержание
№ содержание страница
1. Введение 2
2. Тематический план 4
3. Самостоятельная работа № 1 5
4. Самостоятельная работа № 2 7
5. Самостоятельная работа № 3 9
6. Самостоятельная работа № 4 11
7. Самостоятельная работа № 5 18
8. Самостоятельная работа № 6 21
9. Самостоятельная работа № 7 24
10. Самостоятельная работа № 8. 28
11. Литература 29
Введение
Организация самостоятельной работы студентов выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано не только с долей увеличения самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как выстраиванием жизненной стратегии личности, включением в «образование длиною в жизнь». Мотивация к непрерывному образованию, общие и профессиональные компетенции становятся необходимым ресурсом личности для успешного включения в трудовую деятельность и реализацию своих жизненных планов, а умение учиться становится ключевым умением человека 21 века.
Самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основной смысл дидактических задач самостоятельной работы состоит в том, чтобы:
мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
повысить ответственность обучающихся за свою учебу;
создать условия для совершенствования информационной компетентности;
способствовать развитию компетенций в области самообразовательной, учебно-исследовательской/исследовательской, проектной и творческой деятельности;
формировать у обучающихся системное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением творческих заданий по учебным дисциплинам и т.п.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы разработаны в соответствии с программой ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 «Теория и методика развития речи у детей» к обязательной части ОПОП на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО по специальности 050144 Дошкольное образование углубленной подготовки.
В методических рекомендациях представлена тематика самостоятельных работ и время, отведенное на их выполнение; прописаны задания для самостоятельной работы и формы их представления (задания выполняются как в устной, так и в письменной форме; формы представления заданий различные: конспект, реферат, презентация, устное выступление); составлены инструкции по выполнению самостоятельной работы; представлено, какие умения формируются, какие знания усваиваются, чем овладеет обучающийся в процессе выполнения самостоятельной работы, выделены формируемые ОК и ПК; представлены критерии оценки и самооценки; виды контроля за выполнением самостоятельной работы; указывается список основной и дополнительной литературы.
Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки и самооценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Предлагаемые методические рекомендации разработаны в помощь студенту, выполняющему самостоятельную работу, которые помогут быть успешным в этой деятельности.
Самостоятельная работа № 1.
Раздел 1. Планирование занятий с детьми дошкольного возраста.
Тема 1.1.2. Становление методики развития речи детей как науки.
В результате выполнения данных заданий у студентов
-формируются компетенции: ПК 5.4, развиваются - ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8
-формируются умения: У1-У4
-усваиваются знания: З1
Задание: Подготовить рефераты по проблемам развития речи детей в зарубежной и отечественной литературе. Составить план реферата. Подготовить защиту реферата.
Цель: формировать умения оформления рефератов.
Норма времени: 6 часов.
Примерная тематика рефератов.
1.Научно-методические основы обучения детей речи и языку в трудах Я.А.Коменского.
2. Научно-методические основы развития речи детей в педагогической системе Марии Монтессори.
3. Особенности обучения родному языку детей в отечественной теории и практике дошкольного образования первой половины 20 века.
4. Вопросы изучения детской речи в трудах А.Н.Гвоздева.
5. Е.И.Тихеева о роли среды в развитии речи детей.
6. Роль Е.А.Флериной в разработке проблем речевого развития детей.
7. Развитие идей К.Д.Ушинского о первоначальном обучении детей родному языку в трудах В.Н.Водовозовой.
Инструкция к выполнению задания.
Выбрав тему реферата, подберите литературу
Прочитайте соответствующую книгу, главу, раздел, параграф, фрагмент книги и составьте план реферата на основе этого источника. Точно сформулируйте, что именно вы хотите отразить в реферате.
Помните, что основное правило реферата – доказательность фактов и выводов. Ссылайтесь на источник знаний (автор, название книги, год, место издания).
Используйте дополнительную литературу.
Изучая литературу, делайте выписки на отдельных листочках, указывая тему выписки.
Составьте развернутый план с указанием в скобках фактического материала, на который будете ссылаться.
Оформите реферат. Не забудьте указывать страницы при цитировании. В конце дайте список используемой литературы.
Критерии оценки
«отлично» - студент правильно и точно составляет план реферата
в соответствии с темой;
«хорошо» - студент допускает неточности, отдельные ошибки при составлении плана реферата;
«удовлетворительно» - студент демонстрирует разрозненные знания о составлении плана реферата;
«неудовлетворительно» - студент не составляет план реферата; имеет разрозненные знания о теме реферата.
Виды контроля: защита реферата.
Критерии самооценки
Критерии Выполнено Не выполнено Комментарии
Правильно выбрана тема Составлен план Литература соответствует теме Использована дополнительная литература Аккуратность Соблюдены языковые нормы Соблюдены коммуникативные качества речи при защите Самостоятельная работа № 2.
Тема 1.1.4. Средства развития речи. Обучение как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В результате выполнения данных заданий у студентов
-формируются компетенции: ПК 3.1., развиваются - ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8
-формируются умения: У1-У4
-усваиваются знания: З1
Задание 1: Решите проблемные педагогические ситуации.
Цель: развитие умения анализировать теоретический материал.
Норма времени: 2 часа
В семье растет сын. Родители любят его, окружают заботой. Покупают разнообразные игрушки. Ему исполнилось 5 лет. И с ним стали происходить изменения. Он стал меньше играть с игрушками, все чаще пристает к взрослым. Вмешивается в их разговоры. Задает много вопросов. Родители в недоумении: раньше ребенок хорошо играл с игрушками. Никому не мешал, а сейчас надоедает старшим, и если на его вопросы не отвечают, плачет.
С какими формами общения связано такое поведение ребенка? Что можно посоветовать родителям?
Ребенок средней группы замкнут, неактивен, из неблагополучной семьи. С детьми не общается, предпочитает уединение. На предложение воспитателя поиграть охотно соглашается, но его не интересуют действия с игрушками. Прижимается к воспитателю, стремится забраться на колени.
На каком уровне (форме) общения находится ребенок?
Какие педагогические действия должен предпринимать воспитатель?
Прочитайте рассказ В.Драгунского «Заколдованная буква».
Какие особенности коммуникативных действий дошкольников в общении со сверстниками ярко проиллюстрированы писателем?
Выделите особенности построения предложений, лексики, звукопроизношения, характерные черты диалога.
Критерии оценки
«отлично» - студент правильно и точно решает проблемную педагогическую ситуацию;
«хорошо» - студент допускает неточности при решении проблемной педагогической ситуации;
«удовлетворительно» - студент демонстрирует разрозненные знания по психологии и средствах развития речи;
«неудовлетворительно» - студент не решает проблемную педагогическую ситуацию.
Виды контроля: устный ответ.
Критерии самооценки
Критерии Выполнено Не выполнено Комментарии
Правильность решения Составлен ответ Литература соответствует Использована дополнительная литература Аккуратность Соблюдены языковые нормы Соблюдены коммуникативные качества речи при ответе Задание 2. Отгадайте кроссворд.
Цель: развитие умения анализировать теоретический материал.
Норма времени: 2 часа
По горизонтали: 3. Словесный прием. 5. Ведущее средство развития речи. 6. Наука, с которой тесно связана методика развития речи. 8. Обозначьте одним словом все перечисленные ниже компоненты: содержательное общение воспитателя с детьми и детей друг с другом; благополучная языковая среда, стимулирующая речевое развитие детей; использование правильных ответов.
По вертикали: 1. Одно из требований к проведению занятий по развитию речи. 2. Один из компонентов профессиональной готовности студентов по развитию речи. 4. Занятие, на котором решаются разные задачи развития речи на едином содержании. 7. Часть метода.
Критерии оценки
«отлично» - студент правильно и точно отгадывает кроссворд;
«хорошо» - студент допускает неточности при отгадывании кроссворда;
«удовлетворительно» - студент демонстрирует разрозненные знания по методам и средствам развития речи;
«неудовлетворительно» - студент не отгадывает кроссворд.
Критерии самооценки
Критерии Выполнено Не выполнено Комментарии
Правильность ответов Виды контроля: письменный ответ.
Задание 3. Составьте список литературы, который можно использовать воспитателям по теме «Как правильно общаться с детьми дошкольного возраста».
Цель: формировать умения определять задачи профессионального и личностного развития.
Норма времени: 2 часа
Критерии оценки
«отлично» - студент правильно и точно составляет список литературы;
«хорошо» - студент допускает неточности при составлении списка литературы;
«удовлетворительно» - студент демонстрирует разрозненные знания по литературе, необходимой для работы воспитателям;
«неудовлетворительно» - студент не составляет список литературы.
Критерии самооценки
Критерии Выполнено Не выполнено Комментарии
Правильность списка Использована дополнительная литература Аккуратность Виды контроля: письменный опрос.
Самостоятельная работа № 3.
Тема 1.2.1. Методика словарной работы на занятиях по ознакомлению с предметами и явлениями социальной жизни.
В результате выполнения данных заданий у студентов
-формируются компетенции: ПК 3.1., развиваются - ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8
-формируются умения: У1-У4
-усваиваются знания: З1
Задание 1. Подобрать словарный материал по темам «Одежда», «Обувь», «Постельные принадлежности».
Цель: формирование навыков отбора содержания для словарной работы в одной из возрастных групп.
Норма времени: 2 часа
Инструкция к выполнению задания.
Объединиться в группы по 2-3 человека
Обследовать словарь 1-2 детей в индивидуальном порядке по одной из тем («Одежда», «Обувь», «Постельные принадлежности»).
Заранее подберите слова и наглядный материал с целью проверки активного и пассивного словаря (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Задавайте вопросы типа «Скажи, как это называется?».
В случае затруднения предлагайте наглядный материал.
Полученные результаты занесите в таблицу обследования. Составьте таблицу по образцу
ФИО ребенка Проверяемые слова
брюки гольфы сарафан бретелька
Иванов Петя активный пассивный Платье (слово заменитель) не знает
Критерии оценки
«отлично» - студент правильно и точно подбирает словарный материал;
«хорошо» - студент допускает неточности при подборе словарного материала;
«удовлетворительно» - студент демонстрирует разрозненные знания по словарному материалу, необходимому для работы воспитателям;
«неудовлетворительно» - студент не выполняет задание.
Критерии самооценки
Критерии Выполнено Не выполнено Комментарии
Правильность подбора активного и пассивного словаря Аккуратность Виды контроля: устный ответ.
Задание 2: Определить примерный словарь-минимум для одной из возрастных групп по теме «Части тела»
Цель: формирование навыков отбора содержания для словарной работы в одной из возрастных групп.
Норма времени: 2 часа.
Инструкция к выполнению задания.
Объединиться в группы по 2-3 человека
Обследовать словарь 1-2 детей в индивидуальном порядке по теме.
Заранее подберите слова и наглядный материал с целью проверки активного и пассивного словаря (имена существительные, имена прилагательные, глагола).
Задавайте вопросы типа «Скажи, как это называется?».
В случае затруднения предлагайте наглядный материал.
Полученные результаты занесите в таблицу обследования. Составьте таблицу по образцу
ФИО ребенка Проверяемые слова
голова ноздри
Иванов Петя активный пассивный
Критерии оценки
«отлично» - студент правильно и точно составляет словарь-минимум для возрастных групп;
«хорошо» - студент допускает неточности при составлении словаря-минимума; неточности при определении особенностей возрастных групп;
«удовлетворительно» - студент демонстрирует разрозненные знания по
словарю-минимуму, необходимому для работы воспитателям;
«неудовлетворительно» - студент не составляет словарь-минимум.
Критерии самооценки
Критерии Выполнено Не выполнено Комментарии
Правильность словаря-минимума Использована дополнительная литература Аккуратность Виды контроля: письменный ответ.
Задание 3: Составить план-конспект образовательной деятельности или занимательного дела по методике словарной работы в ДОУ. Проанализируйте по примерному плану.
Цель: развитие умений анализа занятий.
Норма времени: 2 часа
Инструкция к выполнению задания.
Составьте план-конспект образовательной деятельности или занимательного дела.
Проанализируйте по примерному плану.
Примерная схема плана-конспекта.
Тема занятия:
Образовательная область:
Возрастная группа:
Цель:
Задачи:
- образовательная:
- развивающая:
-воспитательная
Материал к занятию:
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечание
Примерный план анализа:
Структура образовательной деятельности или занимательного дела, роль каждой части в решении задач словарной работы.
Приемы обучения, их направленность на развитие мышления. Овладение значениями слов. Формирование навыков употребления слов.
Правильность подбора наглядного материала, особенности их использования с целью реализации задач словарной работы.
Оценка лексических навыков детей, причины неправильного словоупотребления.
Оценка содержания словарной работы, его соответствие программе детского сада, доступность.
Общая оценка занятия, его значение для развития детей.
Критерии оценки
«отлично» - студент правильно и точно составляет план-конспект и его анализ, соответствующий определенной возрастной группе;
«хорошо» - студент допускает неточности при составлении плана-конспекта и его анализе; неточности при определении особенностей возрастных групп;
«удовлетворительно» - студент демонстрирует разрозненные знания по методике развития речи;
«неудовлетворительно» - студент не составляет план-конспект и его анализ.
Критерии самооценки
Критерии Выполнено Не выполнено Комментарии
Правильность плана-конспекта Правильность анализа плана-конспекта Правильность определения цели и задач занятия Правильность подбора методов и приемов Правильность подбора наглядного материала Правильность расчета времени План-конспект соответствует возрастной группе Виды контроля: защита плана-конспекта и анализа.
Самостоятельная работа № 4.
Раздел 2. Проведение занятий с детьми дошкольного возраста
Тема 2.1.Теоретические основы формирования грамматического строя речи.
В результате выполнения данных заданий у студентов
-формируются компетенции: ПК 3.2., развиваются - ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8
-формируются умения: У1-У4
-усваиваются знания: З2
Задание 1: Разработать вопросы для разговора с детьми.
Цель: развитие умения разработки вопросов по теме.
Инструкция к выполнению задания.
Выбрать тему в соответствии с возрастом, интересами детей.
Примерные темы: о друзьях, семье, самом ребенке, предметах и игрушках, явлениях природы, книгах, интересных играх, занятиях и других видах деятельности.
Образец:
- С кем ты дружишь?
- О чем любишь разговаривать с ребятами?
- Кого бы ты пригласил играть вместе с тобой?
- Как ты будешь их приглашать? и т.д.
2. Записать вопросы в методическую копилку.
Норма времени: 2 часа.
Критерии оценки
«отлично» - студент правильно и точно разработал вопросы для разговора с детьми;
«хорошо» - студент допускает неточности при разработке вопросов для разговора с детьми определенного возраста;
«удовлетворительно» - студент демонстрирует разрозненные знания по методике развития речи;
«неудовлетворительно» - студент не разрабатывает вопросы для разговора с детьми.
Критерии самооценки
Критерии Выполнено Не выполнено Комментарии
Правильно выбрана тема Правильно разработаны вопросы Логичность Соблюдены инструкции выполнения задания Соблюдены языковые нормы Соблюдены коммуникативные качества речи Пополнена методическая копилка Виды контроля: проверка методической копилки.
Задание 2: Выполните тест
Норма времени: 4 часа.
1. (выберите один вариант ответа)
А. Общие психофизиологические закономерности развития ребенка и усвоения им языка. Сложности грамматического строя языка. Недостаточный запас знаний об окружающем. Неблагоприятное влияние речи окружающих взрослых. Активное отношение к языку.
Б. Недостаточный уровень развития психических процессов, фонематического слуха. Словотворчество. Влияние окружающей среды. Педагогическая запущенность.
В. Словотворчество. Возрастные особенности внимания, памяти. Название грамматических правил языка.
Г. Недостаточный уровень развития психических процессов, фонематического слуха. Особенности речи детей. Недостаточное внимание к речи детей со стороны взрослых.
2. (выберите один вариант ответа)
Определите, в каком разделе работы по формированию грамматического строя речи используются данные упражнения: дидактическая игра «Кто у кого?», игры-загадки о людях различных профессий, придумывание имен персонажам, подбор однокоренных слов.
А. Формирование синтаксической стороны речи.
Б. Ознакомление со способами словообразования.
В. Развитие словотворчества.
Г. Формирование морфологической стороны речи.
3. (выберите один вариант ответа)
Определите правильную последовательность усложнения в строении предложений у детей дошкольного возраста: а) сложносочиненное предложение; б) слова-предложения; в) сложноподчиненное предложение; г) предложение, состоящее из 3-4 слов; д) простое предложение, осложненное однородными членами.
А. б,а,д,г,в.
Б. д,г,в,б,а.
В. г,д,а,б,в.
Г. б,г,д,а,в.
4. (выберите несколько вариантов ответа)
Определите правильные положения.
А. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста включает работу по морфологии, словообразованию, синтаксису.
Б. Усвоение синтаксиса идет в плане количественного и качественного изменения словесного состава предложения.
В. Работа по формированию грамматического строя речи не связана с развитием других сторон языка и форм речи.
Г. Словотворчество мешает ребенку ориентироваться в особенностях грамматики русского языка, поэтому с этим явлением необходимо бороться.
5. (выберите один вариант ответа)
Расположите в правильной последовательности этапы усвоения грамматики детьми: 1) использование грамматического средства в своей речи. 2) понимание смысла сказанного. 3) оценивание грамматической правильности речи. 4) самостоятельное образование новых форм слов по аналогии со знакомыми.
А. 1,2,3,4.
Б. 2,1,4,3.
В. 2,1,3,4.
Г. 3,4,2,1.
6. (выберите один вариант ответа)
Определите основные причины грамматических ошибок в речи детей.
А. Общие психофизиологические закономерности развития ребенка и усвоения им языка. Сложности грамматического строя языка. Недостаточный запас знаний об окружающем. Неблагоприятное влияние речи окружающих взрослых. Активное отношение к языку.
Б. Недостаточный уровень развития психических процессов, фонематического слуха. Словотворчество. Влияние окружающей среды. Педагогическая запущенность.
В. Словотворчество. Возрастные особенности внимания, памяти. Название грамматических правил языка.
Г. Недостаточный уровень развития психических процессов, фонематического слуха. Особенности речи детей. Недостаточное внимание к речи детей со стороны взрослых.
7. (выберите один вариант ответа)
Определите, в каком разделе работы по формированию грамматического строя речи используются данные упражнения: дидактическая игра «Кто у кого?», игры-загадки о людях различных профессий, придумывание имен персонажам, подбор однокоренных слов.
А. Формирование синтаксической стороны речи.
Б. Ознакомление со способами словообразования.
В. Развитие словотворчества.
Г. Формирование морфологической стороны речи.
8. (выберите один вариант ответа)
Определите правильную последовательность усложнения в строении предложений у детей дошкольного возраста: а) сложносочиненное предложение; б) слова-предложения; в) сложноподчиненное предложение; г) предложение, состоящее из 3-4 слов; д) простое предложение, осложненное однородными членами.
А. б,а,д,г,в.
Б. д,г,в,б,а.
В. г,д,а,б,в.
Г. б,г,д,а,в.
9. (выберите несколько вариантов ответа)
Определите правильные положения.
А. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста включает работу по морфологии, словообразованию, синтаксису.
Б. Усвоение синтаксиса идет в плане количественного и качественного изменения словесного состава предложения.
В. Работа по формированию грамматического строя речи не связана с развитием других сторон языка и форм речи.
Г. Словотворчество мешает ребенку ориентироваться в особенностях грамматики русского языка, поэтому с этим явлением необходимо бороться.
10. (выберите один вариант ответа)
Расположите в правильной последовательности этапы усвоения грамматики детьми: 1) использование грамматического средства в своей речи. 2) понимание смысла сказанного. 3) оценивание грамматической правильности речи. 4) самостоятельное образование новых форм слов по аналогии со знакомыми.
А. 1,2,3,4.
Б. 2,1,4,3.
В. 2,1,3,4.
Г. 3,4,2,1.
Виды контроля: тестирование.
Самостоятельная работа № 5.
Тема 2.1.1. Методика формирования морфологической стороны речи у детей. В результате выполнения данных заданий у студентов
-формируются компетенции: ПК 3.1., развиваются - ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8
-формируются умения: У1-У4
-усваиваются знания: З1
Задание 1. Составить фрагменты образовательной деятельности или занимательных дел с задачами и содержанием работы по формированию способов словообразования.
Цель: формирование умений определять методы и приемы развития речи у детей.
Норма времени: 2 часа
Инструкция к выполнению задания.
Составьте фрагмент образовательной деятельности или занимательного дела.
Образец выполнения:
Тема «Поиграем с нашими гостями».
Цель: учить детей сравнивать предметы одного вида; группировать картинки по функциональному признаку; активизировать названия одежды, обобщающие слова: мебель, посуда, игрушки, одежда, фрукты, овощи.
Материал: две одинаковые куклы в разной одежде, коробка с набором картинок по числу детей в группе.
Ход занятия. 1. В гости приходят куклы. Дети знакомятся с ними, рассматривают их, сравнивают внешний вид и одежду. Таня со светлыми волосами, она светловолосая, с красным бантом. На ней клетчатая юбочка и белая блузка. Таня обута в красивые туфли. У Оли темные волосы, она темноволосая. На ней нарядное красное платье с кружевами. Она обута в такие же туфли, как и Таня. Куклы красивые, нарядные, веселые.
2. Воспитатель загадывает детям загадку об одной из кукол. Дети по описанию определяют, о ком загадка. Затем 2—3 ребенка загадывают про кукол, называя несколько характерных деталей их внешнего вида.
Критерии оценки
«отлично» - студент правильно и точно составляет фрагмент образовательной деятельности или занимательного дела, соответствующий определенной возрастной группе;
«хорошо» - студент допускает неточности при составлении фрагмента; неточности при определении особенностей возрастных групп;
«удовлетворительно» - студент демонстрирует разрозненные знания по методике развития речи;
«неудовлетворительно» - студент не составляет фрагмент занимательного дела.
Критерии самооценки
Критерии Выполнено Не выполнено Комментарии
Правильность фрагмента занимательного дела Правильность определения цели и задач занятия Правильность подбора методов и приемов Правильность подбора наглядного материала Правильность расчета времени План-конспект соответствует возрастной группе Виды контроля: письменный ответ.
Задание 2. Подобрать словарный материал для проведения дидактических игр «Чего не стало?», «Кто у кого?», «Кто что делает?», «Что где растет?», «Чудесный мешочек», «Где солнечный зайчик?».
Цель: формирование умений подбирать словарный материал.
Норма времени: 4 часа
Образец выполнения:
Дидактическая игра «Где солнечный зайчик?»
Дидактическая задача: закрепить названия предметов; развивать ориентировку в пространстве.
Игровые правила: называть словом предметы и их пространственное расположение, когда на них укажет солнечный зайчик.
Ход игры. Воспитатель приносит в группу зеркало и показывает, как солнечные зайчики могут «бегать» по комнате. Начинает игру стихотворением:
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Ну лови, лови скорей,
Вот он, светленький кружок.
Вот, вот, вот — правей, правей.
Убежал на потолок.
Дети следят за движением зайчика и называют те предметы, на которых он останавливается (вещи, которые постоянно находятся в групповой комнате и специально принесены на занятие), а также их пространственное расположение (вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади и др.).
Дидактическая игра «Поможем куклам разобрать картинки».
Воспитатель раздает детям картинки. Куклы спрашивают, что на них нарисовано. По просьбе кукол к столу выходят все дети, у которых на картинках нарисована одежда. Все внимательно смотрят и проверяют, правильно ли выполнена просьба. Затем аналогично группируются другие картинки.
Занятие заканчивается тем, что куклы благодарят детей.
Дидактическая игра «Угадай, про кого мы загадали» (в конце года).
Дидактическая задача: активизировать словарь в процессе составления детьми описания хорошо знакомых им персонажей сказок «Колобок», «Теремок».
Игровые правила: отгадчик выходит из комнаты, воспитатель с детьми договариваются, о каком животном и какую будут загадывать загадку. Отгадывающего приглашают сигналом (считалкой, стихами и т. п.). В ответе нужно использовать лексикон сказки: мышка-норушка, зайчик-побегайчик.
Ход игры. 1. Воспитатель предлагает детям вспомнить персонажей хорошо знакомых им сказок («Кто встречался колобку? Кто прибегал в теремок? Какие они? Как можно сказать про зайца? волка? медведя? лису? мышку? лягушку? петушка? Чем они питаются? Как любят забавляться?).
2. Объясняет правила игры.
3. Тот, кто будет отгадывать, выходит за дверь. Все вместе выбирают персонаж. Воспитатель предлагает каждому подумать, что он будет загадывать про петушка, и вспомнить, что говорится в сказке о петушке.
4. Входит отгадывающий. Дети вместе с воспитателем дают описание петушка («Масляна головушка, шелкова бородушка»; «Хвост узорами»; «Умеет взлетать»; «На заре поет ку-ка-реку!»). Ребенок отгадывает: «Это петушок — золотой гребешок».
Игра продолжается, описываются другие персонажи. (В повторных играх воспитатель может давать образец целостного описания и предлагать детям загадывать загадки по одному.)
Критерии оценки
«отлично» - студент правильно и точно составляет дидактическую игру, соответствующую определенной возрастной группе;
«хорошо» - студент допускает неточности при составлении дидактической игры; неточности при определении особенностей возрастных групп;
«удовлетворительно» - студент демонстрирует разрозненные знания по методике развития речи;
«неудовлетворительно» - студент не составляет дидактическую игру.
Критерии самооценки
Критерии Выполнено Не выполнено Комментарии
Правильность разработки игровых правил Правильность определения цели и задач игры Правильность подбора наглядного материала Дидактическая игра соответствует возрастной группе Виды контроля: письменный ответ.
Самостоятельная работа № 6.
Тема 2.1.3. Методика воспитания звуковой культуры речи детей.
В результате выполнения данных заданий у студентов
-формируются компетенции: ПК 3.1., развиваются - ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8
-формируются умения: У1-У4
-усваиваются знания: З1
Нормы времени: 4 часа.
Задание 1: Выполните тест
1. (выберите один вариант ответа)
Укажите особенности звуко- и словопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
А. Неустойчивость в произношении звука. Чрезмерное употребление усвоенного звука. Неправильность в произношении длинных и трудных слов.
Б. Пропуск трудных звуков или замена их более легкими. Смягчение согласных звуков. Сокращение слов. Перестановка слогов.
В. Небрежность в произношении слов. Неправильная постановка ударения. Отклонения в орфоэпии. Сознательная замена звуков с целью придать слову другой смысл.
Г. Неправильность произношения отдельных звуков. Пропуск отдельных слов. Быстрая нечеткая речь. Слабая артикуляция звуков.
2. (выберите один вариант ответа)
Чем обусловлена последовательность отработки звуков?
А. Возрастающей ролью сознательного отношения к звуковой стороне слова.
Б. Психологическими особенностями развития памяти и мышления.
В. Некоторыми возрастными особенностями детей.
Г. Физиологическими особенностями развития речедвигательного аппарата.
3. (выберите один вариант ответа)
Укажите основные формы работы по звуковой культуре речи:
1. Трудовая деятельность детей.
2. Дидактические игры.
3. Занятия по родному языку.
4. Дополнительная работа по звуковой культуре вне занятий.
5. Чтение художественных произведений.
6. Музыкальные занятия.
7. Специальные упражнения.
А. 1,2,5,7.
Б. 2,4,5,7.
В. 2,3,4,7.
Г. 2,3,5,7.
4. (выберите один вариант ответа)
Выберите этапы работы над звуками в правильной последовательности:
1. Установка на внимание.
2. Показ и объяснение произношения изолированного звука.
3. Тренировка речедвигательного аппарата.
4. Дифференциация изолированных звуков.
5. Сказки «Веселого язычка».
6. Закрепление звука во фразовой речи.
7. Закрепление звука в слогах.
8. Дифференциация звуков речи.
9. Закрепление звука в словах.
10. Упражнения в речевых навыках.
А. 1,2,4,7,6.
Б. 2,4,7,9,6.
В. 3,2,7,9,6.
Г. 3,5,4,8,10.
5. (выберите один вариант ответа)
Реализации какой задачи звуковой культуры речи будут способствовать следующие упражнения:
А) выдыхание воздуха с различной силой;
Б) «Ветер», «Попади в ворота»;
В) произнесение на одном выдохе нескольких звуков.
А. Развитие речевого дыхания.
Б. Формирование правильного произнесения звуков.
В. Развитие артикуляции.
Г. Развитие слухового внимания.
Виды контроля: тестирование.
Самостоятельная работа № 7.
Тема 2.1.4. Методика развития связной речи.
В результате выполнения данных заданий у студентов
-формируются компетенции: ПК 3.1., развиваются - ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8
-формируются умения: У1-У4
-усваиваются знания: З1
Задание 1: Решите проблемные педагогические ситуации.
Цель: развитие умения анализировать теоретический материал.
Норма времени: 2 часа
Ребенок младшего дошкольного возраста не пользуется речью в общении с воспитателем, хотя с родителями разговаривает. Что вы будете делать?
Ребенок 6-7 лет не может составить рассказ по игрушке. Укажите причины его затруднений, обозначьте направление педагогической работы с ним по формированию этого умения.
Определите, какому дошкольному возрасту (младшему, среднему, старшему) соответствует следующая характеристика связной речи?
В беседе со взрослым ребенок правильно отвечает на вопросы. Выслушивает ответ. Сам задает большое количество вопросов.
В процессе пересказывания литературных произведений ребенок может самостоятельно передать содержание небольших сказок, рассказов, не только знакомых, но и впервые прочитанных.
Умеет составить небольшие рассказы по картине, игрушке, опираясь на образец рассказа воспитателя по плану, предложенному взрослым, при этом ребенку необходима помощь.
При составлении рассказов из опыта испытывает некоторые затруднения, не всегда может логично передать происходившие события, так как большое место занимает ситуативная речь, перескакивает с описания одного события на другое, логика повествования нарушается, языковые средства дополняются жестами, мимикой.
Самостоятельно придумать рассказ по теме, предложенной взрослым не может.
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Цель: развитие умения определения целей, задач обучения в ДОУ.
Норма времени: 2 часа
(выберите один вариант ответа)
Определите основные дидактические принципы проведения индивидуальных занятий с детьми раннего возраста.
А. Планомерность
Создание фона тишины
Эмоциональность
Многократное напоминание
Индивидуальное обращение к детям
Б.
Планомерность
Повторяемость
Длительность проведения занятий
Наличие детской деятельности
Образцовая речь воспитателя
В.
Повторяемость
Обобщение
Учет возрастных и индивидуальных особенностей
Образцовая речь воспитателя
Длительность проведения занятий
Г.
Сочетание наглядности со словом
Учет индивидуальных особенностей
Планомерность
Повторяемость
Эмоциональность
2.(выберите один вариант ответа)
Определите условия успешного решения задач развития речи детей раннего возраста
А.
Постоянное общение взрослого и ребенка
Наглядность
Спокойная, бесшумная обстановка
Образец речи воспитателя
Знания об окружающем мире
Б.
Становление потребности в общении со взрослым
Правильная организация жизненной обстановки
Разнообразная деятельность детей
Эмоционально-положительное отношение взрослого к ребенку
Образец речи воспитателя
В.
Индивидуальные беседы с ребенком
Хорошее физическое развитие ребенка
Потребность в общении
Образцовая речь воспитателя
Постоянный контакт взрослого с ребенком
Г.
Развитие голосовых реакций
Потребность в общении
Использование наглядных пособий
Разнообразная деятельность детей
Создание фона тишины
3.(выберите один вариант ответа)
Определите основные приемы развития активной речи детей раннего возраста
А.
«Разговор» с ребенком
Словесные приемы
Игры-переклички
Использование картинок
Б.
Подговаривание
Звукоподражание
Прием договаривания
Вопросы типа «Где часы?»
В.
Показ предмета в действии
Чтение книг
Словесные приемы «повтори, попроси»
«Разговор» с ребенком
Г.
Вопросы типа «Что это»
Звукоподражание
Прием договаривания
Словесные указания «скажи, назови»
4. (выберите один вариант ответа)
Определите основные приемы развития понимания речи детей раннего возраста
А.
Показ предмета в действии
Появление и исчезновение предмета
Инсценировка
Звукоподражание
Б.
Вопросы типа «Что это?»
Поручения
Художественная литература
Показ с называнием
В.
Показы-инсценировки
Вопросы типа «Что делает…?»
Наблюдение окружающей действительности
Словесные приемы
Г.
Инструкция к действию
Показ с называнием
Поручения
Вопросы типа «Где то-то?»
5. (выберите один вариант ответа)
Определите правильные положения характеристик развития ребенка раннего возраста:
А. Ранний возраст является сенситивным периодом в процессе овладения речью.
Б. К году ребенок начинает выражать свои мысли простыми предложениями.
В. В раннем возрасте широко используются словесные методы обучения.
Г. На первом году жизни у ребенка появляется способность обобщения.
6.(выберите один вариант ответа)
Определите приемы, способствующие развитию голосовых реакций:
А. Словесные указания взрослого. Использование озвученных игрушек. Поиск звучащего предмета. Показ картинок. Игры-забавы. Игры-переклички.
Б. Игровые приемы. Игры-переклички. Словесные указания взрослых. Рассматривание предметов. Вопросы типа «Где то-то?». Игра «Прятки».
Г. Многократное повторение слов с изменением интонации, громкости. Усиление и уменьшение силы голоса. Организация поисковой деятельности. Организация перекличек. «Разговор» с ребенком. Неожиданное появление и исчезновение.
Г. Организация поисковой деятельности. Игры-забавы. Вопросы типа «Кто это?». Использование художественной литературы. «Разговор» с ребенком. Интонационная выразительность речи взрослого.
Критерии оценки: правильность выполнения тестовых заданий
Виды контроля: тестирование
Критерии самооценки
Критерии Выполнено Не выполнено Комментарии
Правильность Задание 3.Закончите предложения.
Занятие по обучению детей пересказыванию литературных текстов состоит из пяти частей:
Вводная часть предназначена для………………………………………….
Следующая часть посвящена организации восприятия произведения. Для сохранения целостности художественного текста в этой части занятия не следует давать…………………………………………………..
Важным этапом, подготавливающим детские пересказы, является следующая часть занятия, которая направлена на то, чтобы……………..
Затем организуется повторное восприятие произведения. Перед которым дается………………………………………………………………
Основная часть занятия реализует главную цель всего занятия - обучение детей……………………………………………………………….
Задание 4. Разработать план-конспект занимательного дела по развитию связной речи. Сделать самоанализ занятия.
Цель: развитие умений анализа занимательного дела.
Норма времени: 4 часа
Инструкция к выполнению задания.
Составьте план-конспект занимательного дела.
Проанализируйте по примерному плану.
Примерная схема плана-конспекта.
Тема занятия:
Образовательная область:
Возрастная группа:
Цель:
Задачи:
- образовательная:
- развивающая:
-воспитательная
Материал к занятию:
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечание
Примерный план самоанализа:
Анализ программного содержания занимательного дела. Соответствие его возрасту детей.
Основные структурные части занимательного дела, их взаимосвязь.
Методы и приемы обучения на занятии (особо выделить методические приемы, направленные на развитие речевой активности и диалогической, монологической речи).
Правильность подбора наглядного материала, особенности их использования с целью реализации задач развития связной речи.
Оценка речи воспитателя и воспитанников.
Общая оценка занятия, его значение для развития детей.
Критерии оценки
«отлично» - студент правильно и точно составляет план-конспект и его самоанализ, соответствующий определенной возрастной группе;
«хорошо» - студент допускает неточности при составлении плана-конспекта и его самоанализе; неточности при определении особенностей возрастных групп;
«удовлетворительно» - студент демонстрирует разрозненные знания по методике развития речи;
«неудовлетворительно» - студент не составляет план-конспект и его анализ.
Критерии самооценки
Критерии Выполнено Не выполнено Комментарии
Правильность плана-конспекта Правильность анализа плана-конспекта Правильность определения цели и задач занятия Правильность подбора методов и приемов Правильность подбора наглядного материала Правильность расчета времени План-конспект соответствует возрастной группе Виды контроля: защита плана-конспекта и самоанализа.
Самостоятельная работа № 8.
Тема 2.2. Детская художественная литература
В результате выполнения данных заданий у студентов
-формируются компетенции: ПК 3.1., развиваются - ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8
-формируются умения: У1-У4
-усваиваются знания: З1
Задание 1. Написать сочинение на тему «Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи».
Цель: развивать умения рассуждать.
Норма времени: 4 часа.
Инструкция к выполнению.
1. Подбор литературы.
2. Составить план сочинения.
3. Запись основных положений по теме сочинения.
4. Написать сочинение-рассуждение.
Критерии оценки
«отлично» - студент правильно и точно составляет план сочинения;
«хорошо» - студент допускает неточности при составлении плана сочинения;
«удовлетворительно» - студент демонстрирует разрозненные знания по написанию сочинения-рассуждения;
«неудовлетворительно» - студент не написал сочинение-рассуждение.
Критерии самооценки
Критерии Выполнено Не выполнено Комментарии
Правильность план сочинения Правильно подобрана литература Тема сочинения раскрыта Тип текста - рассуждение Соблюдены коммуникативные качества речи Виды контроля: сочинение
Самостоятельная работа № 9.
Тема 3.2.3. Программа «Развитие +».
В результате выполнения данных заданий у студентов
-формируются компетенции: ПК 3.1., развиваются - ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8
-формируются умения: У1-У4
-усваиваются знания: З1
Задание 1. Составить занимательное дело на тему «Золотая осень по программе «Развитие +» для разных возрастных групп.
Цель: развивать умения анализа занятий.
Норма времени: 6 часов.
Инструкция к выполнению.
Инструкция к выполнению задания.
Составьте план-конспект занимательного дела.
Проанализируйте по примерному плану.
Примерная схема плана-конспекта.
Тема занятия:
Образовательная область:
Возрастная группа:
Цель:
Задачи:
- образовательная:
- развивающая:
-воспитательная
Материал к занятию:
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечание
Примерный план самоанализа:
Анализ программного содержания занимательного дела. Соответствие его возрасту детей.
Основные структурные части занимательного дела, их взаимосвязь.
Методы и приемы обучения на занятии (особо выделить методические приемы, направленные на развитие речевой активности и диалогической, монологической речи).
Правильность подбора наглядного материала, особенности их использования с целью реализации задач развития связной речи.
Оценка речи воспитателя и воспитанников.
Общая оценка занятия, его значение для развития детей.
Критерии оценки
«отлично» - студент правильно и точно составляет план-конспект и его самоанализ, соответствующий определенной возрастной группе;
«хорошо» - студент допускает неточности при составлении плана-конспекта и его самоанализе; неточности при определении особенностей возрастных групп;
«удовлетворительно» - студент демонстрирует разрозненные знания по методике развития речи;
«неудовлетворительно» - студент не составляет план-конспект и его анализ.
Критерии самооценки
Критерии Выполнено Не выполнено Комментарии
Правильность плана-конспекта Правильность анализа плана-конспекта Правильность определения цели и задач занятия Правильность подбора методов и приемов Правильность подбора наглядного материала Правильность расчета времени План-конспект соответствует возрастной группе Виды контроля: защита плана-конспекта и самоанализа.
Литература.
Алиева С. Народная сказка как средство развития речи детей // Дошкольное воспитание. -2009. - № 10.
Андросова В.Н. Обучение детей восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание. -2011. - № 3.
Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество/ В.П.Аникин, Ю.Г.Круглов.- М.,2010.
Гурович Л.М. Ребенок и книга / Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова. – М., 2009.
Дошкольникам о художниках детской книги / сост. Т.Н.Доронова. – М., 2011.
Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду // Дошкольное воспитание. -2009. - № 2.
Карпинская Н.С. развитие творческих способностей детей в процессе обучения их выразительному чтению, наизусть, рассказыванию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2009. – с. 520-530.
Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2012– с. 485-497.
Павлова Л. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание. -1990. - № 3, 4,7, 10,12. – 2011. - № 2, 4, 6, 7.
Соловьева О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2010. – с. 498-501.
2.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел,
тема Задание Форма представления задания Раздел 1.
Планирование занятий с детьми дошкольного возраста
Тема 1.2.1. Подготовить рефераты по проблемам развития речи детей в зарубежной и отечественной литературе. Реферат
Составить аннотации на статьи из журнала «Старший воспитатель» по развитию речи детей.
Аннотация Тема 1.2.2. Посетить 1-2 занятия с детьми, на основе их анализа сделать выводы о развивающем характере обучения. Проследить, каким образом в задачах, содержании и методике занятий проявляются методические принципы развития речи. Анализ
На основе анализа программы показать усложнение содержания воспитания звуковой культуры речи в возрастных группах. Проверить особенности звукопроизношения у детей шестого года жизни. Выяснить причины несовершенной речи.
Составить развернутый план занятия для младшей группы (дидактическая игра с игрушками или рассказ-драматизация) с целью обучения произношению звука
ц.
Составление плана Раздел 2.
Проведение занятий с детьми дошкольного возраста
Тема 2.1.1. Понаблюдать за общением воспитателя с детьми, записать их высказывания в разных видах деятельности. Проанализировать результаты наблюдения и сделать выводы о степени влияния общения на речевое развитие детей. Определить соответствие речи воспитателя педагогическим требованиям. Наблюдение
Анализ
Понаблюдать за общением детей друг с другом, записать и проанализировать их высказывания (грамматическая оформленность, развернутость высказывания, словарь, адресованность речи партнеру).
Тема 2.2.2. Отобрать и проанализировать художественные произведения для чтения и рассказывания на сентябрь-октябрь для одной из возрастных групп. Обосновать свой выбор. Составление плана.
Подбор материалов. Составить развернутый план занятия по ознакомлению с художественной литературой.
Подготовить план – конспект занятия по заучиванию стихотворений.
Составление плана-конспекта. Отобрать несколько произведений одного из жанров фольклора (потешка, пословица, небылица) и продумать методику использования произведений этого жанра в работе с детьми. Отбор материла Подобрать 2-3 книги с иллюстрациями известных художников для анализа на занятиях.
Подбор примеров.
Раздел 3.
Ведение документации, обеспечивающей организацию занятий
Тема 3.2.1 Конспект материала из учебника Алексеева М.М., Яшина В.И. « Структура и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования.». – М.: 2001. Стр.214-219.
Познакомиться с планом работы старшего воспитателя. Дать анализ плана.
Проследить усложнение словарной работы в возрастных группах на основе анализа программ.
Составить календарный план работы по развитию речи на 2 недели для одной из возрастных групп.
Ознакомиться с опытом работы воспитателей (публикации в журнале « Управление ДОУ», «Старший воспитатель», «Дошкольное воспитание»).
Изучить программу развития речи. Установить перечень разделов и глав программы, в которых излагаются требования к речевому развитию детей. Составить фрагмент занятия по обогащению словаря детей.
Провести сравнительный анализ современных программ речевого развития дошкольников.
Конспект
Анализ Итого: 102
Самостоятельная работа № 1.
Раздел 1. Планирование занятий с детьми дошкольного возраста
Тема 1.2.1.Теоретические основы воспитания и обучения детей на занятиях развития речи
Выполнение заданий
В результате выполнения данных заданий у студентов
-формируются компетенции: ПК 3.1., ОК 1-ОК 8
-формируются умения: У 1-У 7
-усваиваются знания: З1-З6
Задание 1. Подготовить рефераты по проблемам развития речи детей в зарубежной и отечественной литературе.
Примерная тематика рефератов:
Учение К.Д.Ушинского о родном языке.
К.Д.Ушинский об изучении иностранных языков.
Е.И.Тихеева о роли среды в развитии речи детей.
Развитие идей К.Д.Ушинского о первоначальном обучении детей родному языку в трудах Е.Н.Водовозовой.
Научно-методические основы развития речи детей в педагогической системе М.Монтессори.
Задание 2. Составить аннотации на статьи из журнала «Старший воспитатель» по развитию речи детей.
Литература.
Алексеева М.М. Методика развития речи в обучении родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина.- М., 2000.
Выготский Л.С. Мышление и речь/ Л.С.Выготский.- М., 1934.
Ушинский К.Д. Родное слово// К.Д.Ушинский. Соч.-Т.2.-М., 1979.
Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка// К.Д.Ушинский. Соч.-Т.1.-М., 1974.
Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до дошкольного возраста// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2000.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Е.И.Тихеева ; под. ред. Ф.А.Сохина.- М., 1981.
Самостоятельная работа № 2.
Тема 1.2.2. Методические основы воспитания и обучения детей на занятиях развития речи
Выполнение заданий
В результате выполнения данных заданий у студентов
-формируются компетенции: ПК 3.1., ОК 1-ОК 8
-формируются умения: У 1-У 7
-усваиваются знания: З1-З6
Посетить 1-2 занятия с детьми, на основе их анализа сделать выводы о развивающем характере обучения. Проследить, каким образом в задачах, содержании и методике занятий проявляются методические принципы развития речи. Составить план-конспект занятия по развитию речи детей.
На основе анализа программы показать усложнение содержания воспитания звуковой культуры речи в возрастных группах.
Проверить особенности звукопроизношения у детей шестого года жизни. Выяснить причины несовершенной речи.
Составить развернутый план занятия для младшей группы (дидактическая игра с игрушками или рассказ-драматизация) с целью обучения произношению звука ц.
Литература.
Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач развития речи на занятиях // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2000.
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина.- М., 2000.
Багуш А.М. Речевая подготовка детей к школе / А.М.Багуш. – Киев, 1984.
Занятия по развитию речи в детском саду / под. ред. О.С.Ушаковой. – М., 2001.
Самостоятельная работа № 3.
Раздел 2. Проведение занятий с детьми дошкольного возраста
Тема 2.2.1. Особенности и методика речевого развития детей
Выполнение заданий
В результате выполнения данных заданий у студентов
-формируются компетенции: ПК 3.2.,ПК 3.4., ПК 3.5., ОК 1-ОК 8
-формируются умения: У 1-У 8
-усваиваются знания: З1-З6
Задание 1. Понаблюдать за общением воспитателя с детьми, записать их высказывания в разных видах деятельности. Проанализировать результаты наблюдения и сделать выводы о степени влияния общения на речевое развитие детей. Определить соответствие речи воспитателя педагогическим требованиям.
Задание 2. Понаблюдать за общением детей друг с другом, записать и проанализировать их высказывания (грамматическая оформленность, развернутость высказывания, словарь, адресованность речи партнеру).
Методические указания к выполнению задания.
Для обследования необходимо заранее подобрать слова и наглядный материал с целью проверки активного и пассивного словаря (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия).
Определить примерный словарь-минимум для одной из возрастных групп по теме «Одежда».
Литература.
Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет /под. ред. Е.О.Смирновой. – М., 2001.
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми /под. ред. М.И.Лисиной. – М., 1985.
Рожков А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 2,3.
Яшина В.И. Речевая среда и дети // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8.
Самостоятельная работа № 4.
Тема 2.2.2. Детская художественная литература
Выполнение заданий
В результате выполнения данных заданий у студентов
-формируются компетенции: ПК 3.2.,ПК 3.4., ПК 3.5., ОК 1-ОК 8
-формируются умения: У 1-У 8
-усваиваются знания: З1-З6
Задание 1. Отобрать и проанализировать художественные произведения для чтения и рассказывания на сентябрь-октябрь для одной из возрастных групп. Обосновать свой выбор.
Задание 2. Составить развернутый план занятия по ознакомлению с художественной литературой.
Задание 3. Подготовить план – конспект занятия по заучиванию стихотворений.
Задание 4. Отобрать несколько произведений одного из жанров фольклора (потешка, пословица, небылица) и продумать методику использования произведений этого жанра в работе с детьми.
Задание 5. Подобрать 2-3 книги с иллюстрациями известных художников для анализа на занятиях.
Литература.
Алиева С. Народная сказка как средство развития речи детей // Дошкольное воспитание. -2003. - № 10.
Андросова В.Н. Обучение детей восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание. -2001. - № 3.
Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество/ В.П.Аникин, Ю.Г.Круглов.- Л.,1983
Гурович Л.М. Ребенок и книга / Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова. – М., 1999.
Дошкольникам о художниках детской книги / сост. Т.Н.Доронова. – М., 1981.
Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду // Дошкольное воспитание. -2006. - № 2.
Карпинская Н.С. развитие творческих способностей детей в процессе обучения их выразительному чтению, наизусть, рассказыванию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2005. – с. 520-530.
Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2004– с. 485-497.
Павлова Л. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание. -1990. - № 3, 4,7, 10,12. – 1991. - № 2, 4, 6, 7.
Соловьева О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2000. – с. 498-501.
Самостоятельная работа № 5.
Раздел 3. Ведение документации, обеспечивающей организацию занятий
Тема 3.2.1. Структура и содержание примерных и вариативных программ развития речи дошкольников
Выполнение заданий
В результате выполнения данных заданий у студентов
-формируются компетенции: ПК 5.1., ОК 1-ОК 8
-формируются умения: У 1-У 8
-усваиваются знания: З1-З6
Задание 1. Конспект материала из учебника Алексеева М.М., Яшина В.И. « Структура и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования». – М.: 2001. Стр.214-219.
Задание 2. Познакомиться с планом работы старшего воспитателя. Дать анализ плана.
Задание 3. Проследить усложнение словарной работы в возрастных группах на основе анализа программ.
Задание 4. Составить календарный план работы по развитию речи на 2 недели для одной из возрастных групп.
Задание 5. Ознакомиться с опытом работы воспитателей (публикации в журнале « Управление ДОУ», «Старший воспитатель», «Дошкольное воспитание»).
Задание 6. Изучить программу развития речи. Установить перечень разделов и глав программы, в которых излагаются требования к речевому развитию детей. Составить фрагмент занятия по обогащению словаря детей.
Задание 7. Провести сравнительный анализ современных программ речевого развития дошкольников.
Литература.
«Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.- СПб., 1996.
«Истоки»: базисная программа развития ребенка-дошкольника /под. ред. Л.А Парамоновой и др. – М.,2003.
Программа «Развитие» /науч. рук. Л.А.Венгер. – М., 1993.
Программа «Из детства в отрочество» \сост. Т.Н. Доронова и др. – М.,2002.
Программа обучения и воспитания в детском саду /под. ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М., 2004.
«Радуга». Программа и руководство для воспитателей. / сост. Т.Н.Доронова – М., 1993.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду /О.С.Ушакова. – М., 2002.
Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / под. ред. Р.А.Курбатовой, Н.Н.Подъякова. – М., 2004.
Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении / К.Ю.Белая. – М., 1991.
Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородич. – М., 2004.
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина.- М., 2000.
12. Выготский Л.В. Мысль и слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2000. –с. 23-27.
13. Логинова В.И. Формирование словаря // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2000. – с. 226-236.
14. Лурия А.Р. Развитие значения слов // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2000. – с. 195-199.
15. Эльконин Д.Б. Развитие словаря и грамматического строя речи // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. – с. 134 -147.