Занятие для детей разновозрастной группы на тему Технология по работе с соленым тестом Тестопластика
Тема: Фантазии из солёного теста. Декоративный венок.Цель: Дать воспитанникам более глубокие знания о возможностях, способах и техниках работы с солёным тестом.
Задачи:Образовательные - научить воспитанников освоить на практике одну из техник работы с солёным тестом. Ознакомить с новыми словами «декорировать», «дизайн», «дизайнер», «венчик», «тестопластика».
Воспитательные - воспитывать аккуратность и чувство меры во время творческой работы.
Развивающие - развивать художественное, ассоциативное мышление и фантазию. Развивать межполушарное взаимодействие.
Оборудование:Для воспитателя - магнитная доска, технологическая карта по изготовлению декоративного венка, таблица «Декоративный элемент Цветочек», таблица «Выполнение основы венка», плакаты с изображениями декоративного венка, изделий из солёного теста. Выставка поделок «Детское творчество», выставка книг, записи на магнитной доске: «Фантазии из солёного теста», «декорировать», «дизайн», «дизайнер», «венчик». Демонстрационный материал из солёного теста «Декоративный венок», разукрашенный сундучок, открытка с мелодией (музыкальная открытка), проигрыватель, аудиокассета с записью мелодии.
Для воспитанников: солёное тесто, скалка, клеёнка 50x50, ножик для лепки, стакан воды, салфетка бумажная, инструменты для декорирования (зубочистка, пластмассовые мелкие предметы), поднос, свечи.
План занятия:Организационный момент.
Беседа педагога по теме занятия.
Объяснение задания.
Выполнение кинезиологических упражнений.
Практическая работа.
Закрепление нового материала.
Подведение итогов.
Ход занятия:
1. Воспитатель проверяет готовность к занятию.
Воспитатель: Мы сегодня с вами на уроке освоим новую технику лепки. И сделаем одну поделку. На столах у вас лежит материал, из которого мы будем лепить поделку и инструменты при помощи, которых мы будем декорировать.
Воспитатель: Что означает слово «декорировать»?
Ответы детей:
Показ записи на магнитной доске (определение слова «декорировать»).
«Наше время можно назвать по-разному: эра скоростей, эпоха компьютеров, век информации. Но ещё смело можно сказать, что это время дизайна.
Воспитатель: Что означает слово « Дизайн»?
Ответы детей:
Показ записи на магнитной доске (определение слова «дизайн»).
Дизайн подарков и сувениров. Сувениры, сделанные своими руками становятся особо ценными.
Лепить сувениры и подарки можно из разных пластичных материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретая в процессе лепки задуманную форму. Для нашей поделки мы будем использовать простые экологически чистые материалы - мука, соль, вода.
Воспитатель: Скажите, что получается при смешивании этих компонентов?
-Правильно - тесто.
Воспитатель: Наши дети заранее заготовили тесто.
Кто расскажет о способе приготовления солёного теста?
Ребёнок: 1 стакан муки + 1 стакан соли + пол. стакана воды, замешивала, завернула в мешочек и убрала в холодильник.
- В Греции давно стало традицией печь из теста хлебные венки и украшать их богатым орнаментом. Слово «орнамент» в переводе с латинского языка означает повторяющиеся узоры. В Крите хлебные венки традиционно украшают фигурками птичек.
Сообщение воспитанника.
№1 Италия и средние века славилась удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать.
№2. 15 Китае начиная с XVII века делали марионетки из теста.
№3, В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины и 5 теста.
№4. В пароде издавна отметили пластические свойства теста и лепили самые разные фигуры. )то «жаворонки», булочки в виде и тип, с которыми встречали весну, баранки, «козули», которыми одаривали своих друзей к Новому году, Рождеству.
Воспитатель:
А современные дизайнеры используют солёное тесто.
А что означает слово «дизайнер»?
Ответы детей:
Воспитатель: Показ записи на магнитной доске (определение слова «дизайнер»). Искусство лепки из солёного теста называют тестопластикой.
Показ записи на магнитной доске слова «тестопластика».
При высушивании изделия из него становятся прочные и не теряют форму.
Посмотрите, какие изделия можно сделать из солёного теста.
Дети рассматривают плакаты с изображением изделий.
Можно сделать: рамки для фотографии, панно для украшений комнаты, элементы для украшения карандашницы и салфетницы, магниты на холодильник. Удивительный, чудесный, волшебный мир тестопластики.
Показ иллюстрации из книги «Чудеса из солёного теста».
Вы сегодня слепите поделку в технике тестопластика. В данном случае декоративный венок.
Посмотрите, пожалуйста, на плакаты.
Показ плакатов с изображением разных видов венков на магнитной доске.
Чем отличаются эти венки?
Ответы детей:
-А теперь угадайте, что я вам принесла? Показ разукрашенного сундучка с мелодией. Сюрпризный момент.
Демонстрации образца « Декоративный венок».
Я вам объясню, как можно сделать такой венок.
Прежде чем вылепить основу венка необходимо:
Педагог объясняет последовательность выполнения работы, опираясь на технологическую карту и таблицу «Этапы выполнения».
Сделать основу жгутик,
Скрученные жгутики, делаем венок
Соединяя концы косички, делаем венок
Затем вылепливаем декоративные элементы, для украшения венка
Украшение венков зависит от вашей фантазии. Обычно венки украшают всевозможными цветами: бутонами роз, лилии. Колокольчиками, ландышами, также украшают колосьями, косичками, узорами.
- Один из сложных элементов я вам покажу.
Демонстрация этапов выполнения декоративного элемента «Цветочек».
Раскатываем тесто недлинными колбасками толщиной примерно 1,5 см, длиной 35-40см.
Нарезаем колбаски кусочками
Раскатываем шарики и сплющиваем
Формируем венчики цветков, накладывая лепестки один на другой.
Объяснение педагогом слова «венчик»
Показ записи на доске (определение слова «венчик»).
. В середине делаем углубление, увлажняем водой и вкладываем шарик . Делаем на шарике «тычинки» зубочисткой.
Кто расскажет стихотворение?
-Ребёнок рассказывает стихотворение.
«Мы волшебниками станем
Если только захотим.
Пофантазируем мы сами,
Чудеса изобразим».
Зарядимся энергией (выполнение кинезиологических упражнений).
«Колечки»
Погладим пальчики.
Потёрли тыльной стороной руки.
Потёрли ладонями.
Руки наполнились энергией, потрогайте ладошки друг друга, обменяйтесь своим теплом и настроем на совместную работу.
Правила техники безопасности:
-Перед началом работы повторим правила безопасности.
Как должен лежать нож на столе?
Как нужно передавать нож?
Как должны лежать инструменты?
Задания:
Внимательно рассмотри представленные плакаты венков, выбери один из них, попробуй сделать такой же венок. Но ты можешь изменить и сделать по - своему, пофантазировать.
Подумай и выбери сам, какой венок будешь лепить и чем его украшать.
Работа должна быть аккуратной, законченной с интересным решением по композиции.
Практическая работа.
Дети работают самостоятельно. Воспитатель подходит к каждому ребёнку, помогает при необходимости.
-Вот и музыка, ваш верный помощник в работе. Звучит лёгкая музыка.
Снимем напряжение с рук. В конце - потрясли руками.
Выставка работ детей.
Вопросы:
С какой новой техникой лепки вы познакомились?
Где появилась традиция печь венки из теста?
Чем обычно украшают венки?
Кто хочет стать дизайнером?
Подведение итогов.
Посмотрите, какие интересные и разнообразные венки у вас получились. Все поработали хорошо, все получат положительную оценку. Молодцы! Скоро праздник Пасхи, ваши работы пригодятся для украшения праздничного стола.
-Сделайте цветные наброски к вашим венкам, гуашью будем раскрашивать.