Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему Калмыцкий национальный геометрический орнамент
Конспект занятия. 3 класс.
Внеурочная деятельность
Автор: Гогаева Людмила Лиджиевна, воспитатель ГПД МКОУ «ЛСОШ №4 им. Джамбинова З.Э» г.Лагань Республика Калмыкия
Тема урока: Аппликация «Национальный орнамент»Цель: познакомить детей с видами орнаментов, правилами его построения.Задачи:Образовательные: формировать представление о новом использовании геометрических фигур; научить составлять узор и орнамент с использованием геометрических фигур; учить применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.Развивающие: развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, мелкую моторику пальцев.Речевые: развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.Воспитательные: воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес, любознательность
Ресурсы и оборудование.
У учителя: конспект занятия, презентация, варианты готовых изделий для демонстрации.
У учащихся: цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, шаблоны фигур.
Основные понятия: орнамент - растительный, геометрический, животный; национальный орнамент; шаблон.
Формы работы
Фронтальная, в паре, индивидуальная.Методические приемы: игровая ситуация, практическая деятельность детей, физкультминутка, выставка работ, анализ работ, подведение итогов, рефлексия. Планируемый результат:Репродуктивный - изготовление элементов орнамента по образцу.Частично-поисковый – выбор цвета геометрических фигур, количества элементов по выбору ученика.Творческий - самостоятельный подбор компоновки элементов и их количества, выбор цветовой гаммы.
Ход занятия
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
– Всё ли у вас подготовлено к занятию ?
– Посмотрите, правильно ли вы сидите: руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.
Беседа по теме урока
Калмыцкий орнамент
Декоративно-прикладное искусство Калмыкии разнообразно и красочно. Основным направлением в его развитии стал орнамент. Калмыцкий народный орнамент представляет собой оригинальную, разнообразную по формам и колориту область декоративного искусства. В нем наибольшее использование нашли геометрические, растительные и животные формы, созвучные духу народа.
Калмыцкий орнамент берет свое начало в далеком прошлом Востока, откуда вышло и само этническое ядро калмыков.
В основе многочисленных калмыцких орнаментальных мотивов лежат стилизованные изображения рогов, степных трав и цветов, солнца, луны и звезд, огня, облаков.
Каждому из орнаментов в декоративном калмыцком искусстве определены свое место и техника исполнения. Типичная в орнаментике цветовая гамма состоит из шести основных цветов - желтого, зеленого, красного, синего, белого (серебристого) и черного. Для многих работ характерна также цветовая гамма из четырех цветов: желтого, зеленого, красного и черного. Все цвета имели символическое значение.
Красный - цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце - источнике всего живого на земле.
Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Голубой - цвет неба - символ верности и преданности; зеленый - цвет весны, покоя и стабильности.
Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север. Белый цвет означал свет и жизнь; черный - тьму и мрак.
Все известные ныне мотивы калмыцкого орнамента можно подразделить на четыре исторически сложившиеся группы: геометрические, растительные, животные и астральные.
К геометрическим мотивам относятся: точки, линии, полосы, зигзаги, квадраты, треугольники, окружности, крестообразные и сердцевидные фигуры, всевозможные розетки, решетки и т.д. В калмыцкой орнаментике выделяется шесть типов орнамента: четыре геометрических, один растительный и зооморфный.
Самый распространенный - первый - геометрический тип, который состоит из полос, прямоугольников, параллельных линий; чаще всего используется в виде бордюра.
Классическим национальным узором считается "зеег" (чаще всего употребляется в вышивке).
Мы будем украшать орнаментом пояс, в технике аппликация. Кто знает, что такое орнамент?
Орнамент – в переводе с латинского языка означает «украшение» - Какое основное назначение орнамента? (основное назначение орнамента - украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. )Орнамент - это узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические фигуры и изобразительные элементы. -Назовите, под каким номером геометрический орнамент? (Демонстрация образцов геометрического и растительного орнаментов)
- Почему он так называется? (состоит из геометрических фигур)- А сейчас найдите растительный орнамент.- Почему он так называется? (состоит из листьев, ягод)
Каким орнаментом мы будем украшать свои пояса , вы узнаете, если отгадаете загадки:
На фигуру посмотриИ в альбоме начерти Три угла. Три стороныМеж собой соедини.Получился не угольник,А красивый… (треугольник).
Я фигура – хоть куда,Очень ровная всегда,Все углы во мне равныИ четыре стороны.Кубик – мой любимый брат,Потому что я…. (квадрат).
- Кто догадался, какой орнамент мы будем использовать для украшения?- У вас на столе лежат заготовки.- Из какого материала эти заготовки? (из бумаги)- С каким материалом будем работать? (с бумагой). - В какой технике? (в технике аппликация). -Что такое аппликация?
Аппликация – это способ нашивания или наклеивания на бумагу, ткань разноцветных кусочков бумаги, ткани, кожи для создания различных изображений, орнаментов.
Прежде чем мы примемся за работу, давайте немного разомнемся.
Физкультминутка.Мы осанку исправляемСпинки дружно прогибаемВправо, влево мы нагнулисьПлечи вверх, назад и внизУлыбайся и садись.
Посмотрите, какие орнаменты можно составить из геометрических фигур (обсуждение образцов )Планирование работы.1. Продумать композиционное расположение геометрических фигур ?.2. Распределить детали аппликации на картоне. 3. Приклеить детали к основе.
Практическая часть.Выполнение изделия по намеченному плану. Ребята, давайте вспомним правила безопасной работы с клеем и ножницами:1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
5. Ножницы это режущий инструмент, его нужно подавать тупыми концами.
Приступайте к самостоятельной работе.Во время самостоятельной работы учащихся учитель контролирует правильность выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы; оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения; Контролирует объем и качество выполнения работы.
Итог урока- Что научились создавать своими руками? (украшать орнаментом )- Красиво получилось? - Каким орнаментом вы украсили пояски? (геометрическим орнаментом)- Почему он называется геометрическим орнаментом? (состоит из геометрических фигур)
-Каким инструментом вы пользовались?(ножницами)-В какой технике создавали работу? (в технике аппликация).- Какие материалы использованы в работе? (картон, бумага, клей).
Рефлексия. Выставка работ.- Спасибо за занятие!
По материалам книги Л.В. Фокиной 'Орнамент'
Список использованной литературы:
Интернет ресурсы.
Активные ссылки на использованные изображения http://img01.chitalnya.ru/upload2/301/462833557277917888.jpgАппликация из бумаги «Калмыцкий орнамент. Пояс» Инструкционная карта.
Порядок выполнения работы
Материалы:
цветной картон,
цветная бумага, клей,
шаблоны фигур.
Инструменты: ножницы
Приспособления: салфетка 1.Подготовь необходимые материалы, инструменты и приспособления.
Очень важно помнить!!! Правила безопасной работы с ножницами
93916518669005387971676410024384032004091440186690 2. Вырезать геометрические фигуры из бумаги
3. Продумать композиционное расположение геометрических фигур .4. Распределить детали аппликации на картоне. 5. Приклеить детали к основе.
Очень важно помнить!!! Правила безопасной работы с клеем
6. Убери рабочее место.
7. Оцени качество твоей работы на занятии.