Статья Управление педагогическими проектами в сельской малокомплектной школе


УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время наше сельское образовательное учреждение работает в режиме развития на основе Программы «Школа саморазвития и самовыражения личности», которая является инструментом обеспечения целенаправленной совместной деятельности управленческого, педагогического и родительского коллектива школы. Для коллектива школы характерна высокая стабильность и профессионализм большей части учителей, что позволяет сегодня эффективно управлять инновационной деятельностью педагогов. С января 2014 года на базе школы проводится областной эксперимент,который является логическим продолжением предыдущего по апробации и разработке воспитательной системы учреждения. Суть эксперимента заключается в определении сущности и оптимальных приемов управления педагогическими проектами, что является фактором эффективного развития сельского образовательного учреждения.
Актуальность изучаемой проблемы в том, что сегодня педагогическое проектирование становится важной составляющей продуктивного педагогического труда. Во-первых, проектная деятельность изменяет мышление участников создания и реализации проекта, выводя его на стратегический уровень, приближая к потребностям ХХI века. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии позволяют обеспечить высокую конкурентоспособность и специалиста и образовательного учреждения на рынке труда.Проектирование в школе используется в качестве оптимального средства совершенствования содержания образования, педагогических технологий, управления педагогическим процессом. Сегодня на первый план выступает практика управления проектами, которая показывает: освоение методологии и инструментария управления проектами способствует достижению качественно нового уровня эффективности работы образовательного учреждения. Для разработки и реализации образовательных, социально-педагогических проектов в школе необходима целенаправленная и системно организованная деятельность педагогического коллектива по овладению теоретическими основами проектной деятельности, по разработке различного рода проектов и их реализация.
Новизна нашего эксперимента состоит в создании проектировочного подхода и мышления, знаний и умений организовывать и осуществлять проектировочную деятельность адекватно сложившейся социально-культурной ситуации.
Цель такой нашей инновации: построение и обоснование модели управления педагогическими проектами в сельской малокомплектной школе.
Задачи, которые необходимо при этом решить:создать модель эффективного корпоративного управления и провести её экспериментальную апробацию, обосновать условия и этапы проектирования содержательного и процессуального аспектов, разработать критерии оценки эффективности управления развитием педагогической системы сельского среднего общеобразовательного учреждения. Управление педагогическими проектами позволит:
усовершенствовать менеджмент и перейти на более качественный уровень управления,
внедрить принцип корпоративного (матричного) управления,
выстроить систему управления проектными командами,
совершенствовать систему мониторинга развития учреждения,
увеличить роль влияния МКШ на внешнюю среду и сельский социум,
повысить статус педагога сельской малокомплектной школы в условиях перехода на 12-летнее обучение.
Проведенное нами исследование возможностей методологических подходов показало, что наиболее адекватными и потенциально продуктивными для нас являются системный и программно-целевой. При этом системный подход способствует четкой постановке проблемы, её логическому развертыванию с целью комплексного, последовательного изучения и предоставляет практический аппарат для разработки организационно-педагогической модели, а программно-целевой обеспечит функционирование построенной модели и получение запланированных результатов.
Программно-целевой подход обеспечиваетпостроение стратегического направления решения проблемы внутри школьного управления педагогического проектирования:
процесс управления педагогическими проектами осуществляется через разработку специальных целевых комплексных программ;
разработка и внедрение целевых комплексных программ предполагает внесение системных изменений в структурную и деятельностную организацию работы школы;
основу целевых комплексных программ внутришкольного управления составляет идея всеобщей субъектности управленческой деятельности, которая на практике выражается в передаче ответственности за результаты всем членам коллектива учреждения, и представлении возможности активного вмешательства в процесс его управления;
целевые комплексные программы в силу временной продолжительности и детальной неопределенности способны обеспечить эффективность внутришкольного управления педагогическими проектами при условии её систематической корректировки, уточнения и совершенствования.[1,53]
В определении структуры модели управления мы придерживаемся, позиции М.М. Поташника, который выделяет четыре уровня управления: уровень директора; уровень заместителей и других членов администрации; уровень учителей, воспитателей; уровень учащихся. На каждом уровне по горизонтали разворачивается своя структура организационных объединений, групп, комиссий, советов и др.
Первый уровень – стратегический. Он нацелен на стратегическое управление педагогическими проектами в сельской малокомплектной школе, создание педагогических условий развития научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности педагогов и учащихся.
Второй – тактический уровень, представляет собой систему управленческих действий по обеспечению взаимодействия нескольких советов и отделов с целью эффективности реализации педагогических проектов в сельской малокомплектной школе.
Третий: тактико-деятельностный уровень – является основным механизмом, реализующим цель и задачи педагогических проектов сельской малокомплектной школы. Основным критерием успешности работы этого уровня является включенность всех субъектов образовательного процесса в различные формы учебной и внеучебной деятельности, дающие возможность раскрыть личностный потенциал ученика и педагога.
Четвертый уровень - уровень оперативного управления, по содержанию это уровень самоуправления учащихся.
Таким образом, на основе системного и программно-целевого подходов нами разработана модель, которая построена на общих принципах управления образовательными системами: плановости, эффективности, оптимальности, динамичности, непрерывности и цикличности, которые определили не только ее внешнее содержание, но и внутренние характеристики.
В результате системного анализа, мы пришли к выводу, что наиболее значимыми, существенно влияющими на эффективность модели управления педагогическими проектами, являются следующие педагогические условия:
- психолого-педагогический мониторинг возможностей педагогов и способностей их воспитанников;
- создание в сельской школе информационно-насыщенной, научно-творческой развивающей среды;
- стимулирующая деятельность администрации по активизации потребности детей и педагогов в творческом саморазвитии.
Эксперимент состоит из диагностического, прогностического, организационного, практического и обобщающего этапов. Каждый этап ограничен по времени и имеет соответствующее содержание деятельности. Наибольший интерес представляет практический этап, на котором осуществляется функционирование модели управления педагогическими проектами и целенаправленный мониторинг опытно-экспериментальной деятельности и отслеживание промежуточных результатов.
При осуществлении и реализации эксперимента по данной проблеме есть риск увеличения временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов-экспериментаторов, поэтому нами предусмотрено предоставление им дополнительных творческих каникул.
Несмотря на то, что с начала эксперимента прошло не так уж много времени, можно представить следующие промежуточные результаты. 1. Разработаны и осуществляются 3 комплексно-целевые программы,в структуре которых выполнятся 12 педагогических проектов:
Программа«Успешный учитель»: «Управление проектными командами», «Современный успешный учитель и ИКТ», «Без прошлого нет будущего», «Красивая школа». Программа «Успешный ученик»: «Люблю тебя, мой край родной!», «Мир глазами детей», «В здоровом теле - здоровый дух!», «Сердцу милый уголок». Программа «Одаренные дети»: «Мир закулисья», «Дарите людям красоту», «Здравствуй, лето!», «Волшебные лоскутки».
2. Через профильный палаточный лагерь осуществлен и будет продолжен ежегодный социально-педагогический проект «Оздоровление и отдых детей из социально незащищенных слоев населения» для 100-120 отдыхающих.
3. 2 учебно-методических комплекта художественно-эстетического направления: «Лепка из соленого теста», «Кружок кукол»получили лицензии Областного экспертного совета.
4. Стало возможным успешное участие учреждения в международных конкурсах.
4. Начало активно работать школьное радио и видеостудия.
Таким образом, проводимый нами областной эксперимент по теме: «Управление педагогическими проектами в сельской малокомплектной школе» позволит достигать качественно новых результатов по всем направлениям деятельности образовательного учреждения на основе эффективного корпоративного управления.
Использованная литература:
Колодий Н. В. Развитие детской одаренности: управленческий аспект: Монография/ Н. В. Колодий–Костанай, 2013. – 155 с.
Яковлева Н. О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: Монография / Н. О. Яковлева. – М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. – 239 с.
Программа развития «Школа саморазвития и самовыражения личности», 2012.
Программа эксперимента «Управление педагогическими проектами в сельской малокомплектной школе», 2013.