План-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа № 4 города Мценска
Методическая разработка урока
по курсу
«Профессиональное самоопределение
учащихся 9-х классов»
Учитель: Н.И.Савина2011 год
План-конспект урока
по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса»«Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю свою душу,
то счастье само отыщет вас».
К.Д.Ушинский.
Тема: «Хочу – могу – надо» в выборе профиля обучения.
Раздел: Ориентационный курс.
Дата: 14.02.11.
I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
Образовательные:
Способствовать формированию понятия о личном профессиональном плане (ЛПП).
Способствовать формированию понятия о типичных ошибках при выборе профессии и профиля обучения.
Способствовать формированию представления об условиях оптимального выбора профессии.
Способствовать актуализации проблемы выбора профессии как личностно значимой.
Развивающие:
Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы).
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса и личностно-смыслового отношения учащихся к предмету.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательные:
Способствовать формированию представления о будущей профессиональной деятельности, развитию нравственных, трудовых и профессионально значимых качеств личности.
Развивать представление о саморазвитии и самореализации.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
кабинет технологии.
Дидактическое обеспечение:
рабочая тетрадь;
транспарант с названием темы урока и высказыванием К.Д.Ушинского о выборе трудовой деятельности;
плакат «План урока»;
плакат и индивидуальные схемы «Условия оптимального выбора профессии»;
индивидуальные таблицы «Рекомендации по составлению ЛПП;
таблички составляющих профессионального плана «Хочу», «Могу», «Надо», «Есть» для групповой работы;
плакат «Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения.
Методы обучения: беседа с учащимися, индивидуальная практическая работа, деловая игра (работа в группах).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: комбинированные.
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность урока: 1 час.
II. Ход урока.
Организационный момент (5 мин):
- приветствие;
- проверка явки учащихся и заполнение учителем классного журнала;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу;
- доведение до учащихся плана урока.
План урока.
Личный профессиональный план.
Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения.
Условия оптимального выбора профессии (деловая игра).
2. Повторение ранее изученного материала (фронтальный опрос 5 мин.).
Вопрос к учащимся: Сколько профессий существует в мире?
Ответ учащихся: В мире более 10 тысяч профессий, а включая специальности,
специализации и квалификации – свыше 50 тысяч.
Вопрос к учащимся: Почему существует такое многообразие профессий?
Ответ учащихся: В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои личностные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение окружающих, обеспечить себе благополучную жизнь и процветание общества. А так как общество образуют люди, то и многообразие сфер деятельности определяется человеческими запросами, потребностями и способностями. Значит, многообразие мира профессий и является мерой человеческих возможностей.
Вопрос к учащимся: Кто такой профессионал?
Ответ учащихся: Профессионал – это человек, выполняющий свою работу грамотно, качественно с учетом тонкостей и «секретов» своего дела.
Вопрос к учащимся: Что нужно для того, чтобы стать первоклассным профессионалом?
Ответ учащихся: Для того чтобы стать первоклассным профессионалом человеку необходимо быть разносторонне развитым, образованным, не замыкающимся в узкой области своих интересов.
Вопрос к учащимся: Что значит сквозные, редкие и свободные и необычные профессии?
Ответ учащихся: Наиболее массовые профессии принято называть сквозными, т.к. они пригодны для многих отраслей народного хозяйства. Это практически все рабочие специальности, а также профессии: инженер, экономист, исследователь, конструктор, юрист. К особой группе относятся сравнительно редкие, специфические профессии: ювелир-огранщик драгоценных камней, монтировщик, лингвист, эмбриолог и т.д. Особую часть составляют люди, так называемых свободных профессий, которые не числятся на какой-либо определённой должности. Это литераторы, художники, скульпторы, композиторы. Обычно они выполняют отдельные заказы по договорам и живут на гонорары.
Вопрос к учащимся: Как влияет профессиональный труд на человека?
Ответ учащихся: в профессиональной деятельности, в труде происходит самовыражение личности – проявление своего «Я», своей индивидуальности. В процессе труда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация, совершенствуется сам человек, повышается уровень его благосостояния.
3. Актуализация знаний учащихся.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора учебного заведения и будущей профессии во многом зависит будущая судьба. Неправильно выбрать профессию - значит расстроить жизненные устремления, сделаться несчастным.
4. Изложение нового материала (15мин.).
4.1. Личный профессиональный план.
Известно, что только 60% школьников старших классов способны адекватно выявить и оценить собственные интересы, склонности и способности к какому- либо виду деятельности и пользуются правилами выбора профессии, составляя на их основе собственный план самореализации. При этом последний не только обогащает их представления о будущей профессиональной деятельности в ближайшей и отдаленной перспективе, но и делает ее более реальной.
Что же такое профессиональный план?
Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста.
Рекомендации по составлению личного профессионального плана (ЛПП)
№
п/п Основные направления ЛПП
Содержание направлений
Представление перспектив и способов овладения будущей профессией
1. Главная цель. Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело?
Кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться?
2. Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы. Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста.
3. Пути и средства достижения цели. Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ, курсы).
4. Внешние сопротив- ления на пути достижения цели. Предусмотреть трудности, возможные препятствия, противодействия, влияние тех или иных людей.
5. Внутренние условия достижения цели. Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию.
6. Запасные варианты и пути их достижения. Например: "Не пройду по конкурсу в ВУЗ, техникум - попробую поступить на ту же специальность, соответственно, в техникум ПТУ и т. д.»
Ответить на вопрос «Кем быть?» фактически означает найти способ реализации собственного «Я». Однако на пути свободного поиска себя люди сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями и сложностями. Связано это с тем, что часто мы недостаточно информированы о профессиях, нам не хватает знаний о них и требованиях, которые они предъявляют к человеку.
4.2. Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения.
Незнание мира профессий Незнание себя Незнание правил выбора профессий
Устаревшие представления о характере и условиях труда и конкретной профессии.
Предубеждения в отношении престижности профессии. Необъективная оценка своих способностей
(завышение или занижение)
Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии и профиля обучения. Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос отношения к человеку на профессию.
Выбор профессии за компанию.
Неумение определить пути получения профессии.
4.3.Условия оптимального выбора профессии.
В ходе работы над собой - углубления своих интересов, уточнения знаний о профессиях, участия в профессиональных пробах, ваш план обязательно будет претерпевать изменения, становясь более реальным и полным. Однако в его основе останутся правила оптимального выбора профессии, которые можно представить в виде схемы:
4.3.1. Индивидуальная работа учащихся со схемой (5 мин.).
Задание: выявить зону сочетания составляющих «Хочу» и «Есть».
5. Практическая работа (деловая игра – 10 мин.)
5.1. Групповая работа учащихся.
Группа 1 – «Хочу» (мотивы, интересы, склонности).
Голубцова М. – (Ч-Ч учитель)
Гришкина Д. – (Ч-П эколог)
Ляхов А. – (Ч-Т мастер)
Мануковский Д. – (Ч-Т техник-технолог)
Новосельский К. – (Ч-Т фрезеровщик)
Кочергин Д. – (Ч-З инженер-программист)
Федина А. – (Ч-Х/О архитектор)
Бывшева С. – (Ч-Х/О парикмахер)
Ерухова Ю. - (Ч-Х/О художник)
Группа 2 – «Могу» (способности, здоровье).
Блохин Д., Гомонова И., Зубова Н., Изотова К., Кофанов Н., Кривова А.,Кузнецов А.
Профессионально-важные качества педагога:
умственные способности
способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета
умение и способность проникать в душевный мир человека
развитая психологическая наблюдательность
организаторские качества
волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.
коммуникативные,тактичность,педагогическое воображение, способность к распределению внимания;
динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению
эмоциональная устойчивость (способность владеть собой)
оптимистическое прогнозирование
креативность (творчество)
Профессионально–важные качества профессии "Эколог":
инициативность, предусмотрительность, решительность, самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, способность аргументировано отстаивать свое мнение);
способность к переключениям с одной деятельности на другую; целеустремленность; в норме развитые свойства ощущений и восприятия (зрение, слух, обоняние,осязание); способность к переводу образа в словесное описание; избирательность внимания; стратегическое мышление; аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; память на образы предметного мира; память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики); умение грамотно выражать свои мысли; навыки письменного изложения информации; склонность к исследовательской деятельности; способность к сопереживанию; умение правильно и эффективно распределять время; умение предвидеть результат; умение принимать адекватные решения.
Профессионально важные качества художника:
инициативность; самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности); самокритичность; способность планировать свою деятельность во времени; стремление к профессиональному совершенству; целеустремленность; хорошее зрительное восприятие; хорошее цветоразличение; концентрированность внимания; способность к зрительным представлениям; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; способность к созданию образа по словесному описанию; способность к переводу образа в словесное описание; способность к пространственному воображению; ассоциативность мышления; интеллектуальность мышления; интуитивное мышление; пространственно–образное мышление; творческое мышление; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; эмоциональная память; память на образы предметного мира; оперативная память; долговременная память; кратковременная память;зрительная память; согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность); способность к выполнению мелких точных движений; способность к выполнению плавных соразмерных движений; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); умение импровизировать; развитый эстетический и художественный вкус; чувство вкуса; чувство гармонии; чувство симметрии.
Профессионально–важные качества профессии "Программист":
аккуратность; педантичность; самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности); самостоятельность; старательность, исполнительность; стремление к профессиональному совершенству; целеустремленность; тактильная чувствительность (чувствительность пальцев); способность различать отклонения параметров процессов от заданных значений; внимание к деталям; концентрированность внимания; способность к созданию образа по словесному описанию; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; способность к переводу образа в словесное описание; абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления; аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; интуитивное мышление; оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления; стратегическое мышление; творческое мышление; техническое мышление; долговременная память; оперативная память; память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики); память на числа и символы; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); умение грамотно выражать свои мысли; переносимость статических физических нагрузок; умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; умственная работоспособность; упорство; усидчивость; склонность к исследовательской деятельности; способность заниматься длительное время кропотливой работой; способность к абстрагированию; творческие способности; умение предвидеть результат; умение работать в команде.
Профессионально–важные качества профессии "Фрезеровщик":
дисциплинированность; организованность, самодисциплина; ответственность; предусмотрительность; пунктуальность, педантичность; самостоятельность; старательность, исполнительность; стремление к профессиональному совершенству; трудолюбие; мышечно–суставная чувствительность усилий или сопротивления; острота зрения; переносимость длительно действующего звукового раздражителя; ручная моторика; слуховая дифференциальная чувствительность (способность различать: тембр, длительность, высоту, силу звука, ритм, фоновые или разнообразные шумы); устойчивость зрительной чувствительности во времени; хороший глазомер: линейный, угловой, объемный; внимание к деталям; способность к распознаванию небольших отклонений параметров технологических процессов от заданных значений по визуальным и акустическим признакам; концентрированность внимания; помехоустойчивость внимания; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; техническое мышление; память на сложные движения; память на образы предметного мира; операциональная память; хорошая координация движений обеих рук; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); переносимость статических физических нагрузок; физическая работоспособность (выносливость); навыки черчения; умение предвидеть результат; чувство симметрии.
Группа 3 – «Надо» (потребности рынка труда в кадрах).
Кучин М., Макарова О., Миронов Е., Медведев Н., Морозов В., Меренкова А., Нагорнева И.
Группа 4 – «Есть» (устойчивые индивидуальные способности, дарования).
Наумова Д., Никитин П., Незнанова Н., Нырёнков И., Сурина А., Шелепова А.
Победы в предметных олимпиадах.
Победы в конкурсах изобразительного искусства.
Победы в конкурсах творческих проектов.
Победы в конкурсах исследовательских работ.
6. Подведение итогов урока и сообщение задания на дом (5 мин).
Итак, наш урок подходит к концу. Чтобы узнать о его результативности каждый из вас выберет для себя определённое утверждение.
У меня сформировалось четкое представление об условиях оптимального выбора профессии и я смогу самостоятельно составить личный профессиональный план (красная фишка).
У меня появилось ясное представление об условиях оптимального выбора профессии, но мне необходима консультация и помощь учителя по созданию личного профессионального плана (желтая фишка).
У меня не очень ясное представление об условиях оптимального выбора профессии и я не смогу самостоятельно составить личный профессиональный план (зеленая фишка).
Из 25 учащихся присутствующих на уроке:
10 чел. – справятся с заданием
9 чел. – справятся с помощью
учителя
4 чел. – не справятся с заданием
2 чел. – воздержались от ответа
Вывод: основные цели урока достигнуты. К следующему уроку подготовить личные профессиональные планы.