Профессиональное самоопределение учащихся выпускных классов в общеобразовательной школе.
Профессиональное самоопределение выпускников в общеобразовательной школе.
Прозвенит последний звонок, затем закончатся экзамены и выпускной бал и на плечи ученика ложится большой груз, связанный с выбором профессии.
Как показывает опыт консультационной работы, учащиеся, не выбравшие профессию, часто обращаются к психологу с просьбой определить, к какому виду деятельности они наиболее способны, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу их профессиональной предназначенности.
В настоящее время проблема профессиональной ориентации, или профессионального самоопределения выпускников, достаточно широко обсуждается в широких слоях педагогической общественности, является одной из приоритетных задач образования, т. к. правильный выбор будущей профессии выпускниками — это и есть, на наш взгляд, конечная цель обучения в школе.
Не только низкая культура психологических знаний, но и слабое знакомство с миром современных профессий затрудняет выбор своего жизненного пути. Поэтому профессиональное сопровождение выпускников в наше время более, чем актуально, а задача помочь выпускнику определиться со своей будущей профессией — одна из главных современной школы.
Не будем забывать, что, от успешности протекания процесса профессионального самоопределения учащегося зависит его успешность в учебе, что непосредственно влияет на его самооценку и психологическое здоровье. Неумение правильно выбрать индивидуальную учебную траекторию, предметы для сдачи экзаменов, распределить силы в изучении школьных предметов ведет к переутомлению и негативно влияет на процесс учебной деятельности.
В данной статье мы хотим показать систему работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде. Проанализировав ситуацию, мы сделали вывод о важности осуществлять профессиональное сопровождение в системе, комплексно.
Это помогло разработать модель профессионального сопровождения обучающихся с 1 по 11 класс. Большинство наших выпускников с легкостью определяются с будущей профессией, и, как правило, с легкостью, выбирают направление будущего ВУЗА.
Психолого-педагогическое сопровождение у нас в школе, включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика (мониторинг профессиональных направленностей, тренинги, ролевые игры, консультации), включение в учебный план элективных учебных курсов, расширяющих и углубляющих профессиональные знания старшеклассников, профессиональную консультацию, социально-профессиональную адаптацию, развитие профессиональных интересов и склонностей учащихся.
Профессиональное просвещение включает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Особо востребованы среди выпускников такие формы работы, как: экскурсии на предприятия, встречи с представителями ВУЗов и ССУЗов, Дни открытых дверей профессиональных учреждений, ежегодное проведение «Недели профориентации». Вне урока возможна организация бесед, экскурсий, встреч с представителями той или иной профессии.
Целью профессиональной диагностики является изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики мы изучаем характерные особенности личности: ценностные ориентиры, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент. Психолог не просто диагностирует, а проводит диагностико-коррекционную работу, главной целью которой является подготовка учащегося к своему профессиональному будущему путем направленного формирования необходимых качеств, свойств личности. Психодиагностическое обследование должно помочь учащемуся лучше узнать себя, свои возможности, способности, интересы, активизировать его стремление к работе над собой, к самовоспитанию и самосовершенствованию.
Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.
Большую помощь в развитии интересов и склонностей, а также в социально-профессиональной адаптации оказывает система дополнительного образования и программы внеурочной деятельности.
Реализуются следующие дополнительные образовательные программы на всех ступенях образования:
художественное направление («Чистый голос», «Театр», «Программа вокального ансамбля», « Выжигание», «Выпиливание», «Резьба по дереву», «Рукодельница»);физкультурно- спортивное направление («Мини-футбол», «Общая физическая подготовка», «БОС-Здоровье», «Безопасное колесо»);
социально педагогическое направление («Английский язык», «Русский для всех»);
техническое направление («Информатика для начинающих»);
туристко-краеведческое направление («Школьная музейная комната»);
от Центра Ювента на базе МБОУ СОШ №14 реализуются такие программы дополнительного образования как: «Семь шагов в мир экономики», «Учимся договариваться и принимать решения»
К общеобразовательным программам, реализиующие ФГОС ООО для 5,6,7-х классах посредством внеурочной деятельности относятся: « Город мастеров», «Тропа здоровья», «Оранжевый мяч», «Литературно- музыкальная мастерская», «Я в мире – мир во мне», «Экология», «Проектная и исследовательская деятельность», «Мир танца», «Физика вокруг нас», «Умники и умницы».
Важным средством формирования профессионального самоопределения в период подготовки обучающихся являются программы элективных курсов, которые способствуют актуализации процесса профессионального самоопределения. В 8-9 классах реализуются следующие программы:
«Твоя профессиональная карьера», «Азбука профориентации XXI»с целью актуализации процесса профессионального самоопределения учащихся, развития у них способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
«Риторика», с целью формирования надпредметных умений и навыков, необходимых для успешного образования обучающих;
«Учимся учиться, размышлять, исследовать», с целью формирования опыта переноса и применения учебных действий в жизненных ситуациях;
«Экономика. Моя роль в обществе», с целью эффективного социально-экономического образования , их саморазвития.
В 10-11 классах реализуются следующие программы:
«Компьютерное делопроизводство», с целью выработки устойчивых навыков использования компьютерных технологий в делопроизводстве;
«Основы потребительской культуры», с целью формирования у старшеклассников знаний основ потребительской культуры;
«Психология человека и общества», с целью ознакомления с историей развития представлений о человеке, с социальными феноменами, закономерностями, с которыми можно давать объяснение поведению людей.
Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Мы придерживаемся той точки зрения, что именно на уроке педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии.
Системная работа по профессиональному и личностному сопровождению выпускников сможет помочь обучающимся адаптироваться в социуме, не растеряться в мире современных профессий, стать счастливыми и успешными в жизни. Надеюсь, что работа педагогического коллектива МОУСОШ № 14 в этом направлении сможет им в этом помочь.