Формы и методы контроля ЗУН учащихся на уроках биологии



(из опыта работы учителя биологии Каргополовой И.В.)
Совместная деятельность учителя и учащихся по освоению программного материала состоит и из контролирующей части. В контролирующей части устанавливается обратная связь в системе «учитель- ученик», позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, своевременного диагностирования и корректирования их знаний и умений. В ходе контроля выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получать и накоплять сведения, необходимые для успешного управления их обучением, воспитанием и развитием.
В своей практике обучения применяю устный, письменный, лабораторный методы контроля. Они могут осуществляться путем индивидуальной, групповой и фронтальных проверок.
Устный контроль.
- Опрос
- Устные контрольные работы и т.д.
Письменный контроль.
- Проведение контролирующих самостоятельных работ, биологических
диктантов, тестов, зачетов и т.д.
Лабораторный контроль.
- Позволяет проверить не только умения учащихся применять знания при решении практических задач, но и умение пользоваться таблицами, приборами, инструментами и другими средствами в ходе практических и лабораторных работ.

Для проверки усвоения учащимися программного материала по биологии и с целью разнообразить формы работы на уроке; а также увеличения количества оценок я использую различные формы и методы контроля: групповые и индивидуальные, устные и письменные, творческие задания, практические , работа с дополнительными источниками информации.
Классификация используемых методов контроля:
а) словесные;
б) наглядные;
в) практические;
г)репродуктивные;
д) проблемно-поисковые;
е) индуктивные;
ж) дедуктивные;
э) самостоятельная работа.
Словесные методы опроса я использую на различных этапах уроков, например.
При изучении темы «Биологические функции белка» 10 класс для активизации знаний проводится фронтальная беседа:
1. К какой группе веществ относятся белки.
2. Что является мономерами белковой молекулы?
3. Вспомните, какие функции выполняют белки?
Для проверки результативности урока при закреплении провожу индивидуальный опрос у доски. Например: тема «Строение организмов» 5 класс прошу учащихся : одного нарисовать строение растительной клетки, другого - показать на плакате органоиды растительной клетки и назвать их.
Наглядные методы контроля. 6 класс – тема «Классификация цветковых растений» учащиеся должны среди гербарного материала найти и определить растения изученных семейств. На обобщающих уроках в 7 классе использую компьютер или изображения различных животных. Учащиеся должны определить систематическую принадлежность организма. Другой вид проверки?» – игра «Кто лишний ?» Предложены следующие изображения: лошадь, корова, олень, песец ( кто из них лишний и почему?).
Практические методы. Учащиеся 5-6 классов получают летние задания, результаты которых я оцениваю в новом учебном году, следующего содержания:
1. Размножить любым вегетативным способом комнатное растение. .
Вырастить его.
3. Собрать коллекцию : а) типов жилкования листьев; б) типов корневых систем; в) видов соцветий; г) типов плодов; д) приспособление плодов и семян к распространению.
8 класс – при изучении темы «Опорно-двигательная система» прошу учащихся показать приемы оказания первой помощи при повреждении опорно-двигательной системы. «Первая помощь при кровотечениях», правила наложения жгута. Совместно с медицинской сестрой , я учу измерять давление тонометром, находить и считать пульс, определять как влияет ритм и скорость выполнения движения на утомляемость организма.
Репродуктивные методы. Наиболее простые, требует от учащихся воспроизведения заученных понятий, я использую для учащихся, которые испытывают трудности в усвоении программного материала. 6 класс – « Жизнедеятельность организмов» даю следующее задание: Прочитайте предложенный текст, заполните в нем пропущенные места: «В хлорофилловых зернах зеленых растений поглощается….., выделяется…… и образуется …..только на свету. При дыхании растения и в темноте и на свету поглощают….., а выделяют…. . ( использовать слова: кислород. углекислый газ., крахмал).
Задания типа «Выбери правильное суждение»:
1. Солнце – источник тепла и света на Земле.
2. Земля во много раз больше Меркурия. 3.Марс и Венера – звезды Солнечной системы.
4. Луна – спутник Земли.
Ответ: 1,4. и т.д. «Основы генетики» 9, 10 классы – задание :
« Дать определение понятий»:
Генетика – это ……
Геном называется………..
Потомство, полученное в результате скрещивания, называется,,,,,,, и т.д.
Проблемно – поисковый метод обучения позволяет узнать причину возникновения явления, проявляющееся в постановке вопросов типа «почему ?», умение объяснять природу наблюдаемых явлений, их взаимосвязь, применять знания в измененной ситуации, где нужно самому провести предварительные преобразования учебного материала. Для этого уровня характерно конструирование ответа в разных вариантах с использованием дополнительных источников, например Интернет, материалы смежных предметов. Например: нахождение ошибок в рисунках. С помощью этого приема я проверяю понимание функциональных связей, правильность приемов оказания приемов оказания первой помощи в курсе биологии 8 класса. Например: Рассмотрите рисунок с изображением сердца, в котором отсутствует один важный признак. Найдите его среди перечисленных ниже признаков: а) нет полулунных клапанов;
б) нет створчатых клапанов;
в) нет сухожильных нитей и сосочковых мышц, препятствующих
выворачиванию клапанов в сторону предсердий;.
г) отсутствует аорта и легочная артерия. В 5 классах даю следующее задание: найти в тексте ошибки и исправить их. Тема «Электрические явления» Текст: я и мой друг Колька решили пойти на рыбалку. Собрали снасти. Взяли с собой еду и воду и отправились в путь. Стоял жаркий солнечный день. В небе сверкали молнии, слышались раскаты грома. Место рыбной ловли было выбрано заранее. Мы взяли лодку и выплыли на середину пруда. И тут разразилась настоящая гроза. Небо расколола гигантская искра – молния. Пошел крупный дождь. Мы решили оставаться на месте, т.к. все равно уже вымокли. ( в жаркий и солнечный день не может сверкать молния и греметь гром; во время грозы нельзя находиться в водоеме или около него). При использовании формы тестирования предлагаю следующие задания:
Из предложенных ответов выбрать один правильный ответ: 1. В отличие от природных экосистем агросистемы характеризуются: а ) большим разнообразие видов; б) наличием монокультуры; в) усложнением; г) большей площадью. Выбранный ответ поясните. ( 11 класс. « Основы экологии»).
Индуктивный метод – основан на умении применять знания в измененной ситуации, уметь связывать частные понятия с общей закономерностью; уметь выводить общие закономерности на примере частных случаев, находить общие признаки. Например: 6 класс «Классификация растений» - предлагаю следующие задания:
а) среди предложенных гербарных экземпляров определите
растения семейства Крестоцветных;
б) по каким признакам вы это сделали? 8 класс «Взаимосвязь органов дыхания и кровообращения» - выполнить следующее задание: определить соответствие органов выполняемой функции: А – газообмен 1 капилляры
В - транспортная 2 альвиолы
3 вены
4 трахеи
5 сердце. 9 класс «Закономерности наследования признаков» - выполняется следующее задание: 1. Установить последовательность процессов при гибридологическом методе: а) получение гибридов первого поколения; б) подбор родительских пар; в) скрещивание гибридов первого поколения; г) количественный подсчет; д) скрещивание родительских пар; е) получение гибридов второго поколения. Ответ: б, д, в, а, е, г. Дедуктивный метод контроля знаний позволяет определить умение учащихся применять ранее полученные знания, применять их в различных ситуациях при выполнении таких заданий, как решение биологических задач, тестировании, выполнять творческие задания и т.д. Тема: «Семя» (6 класс). Задача. У каких растений – болотных, луговых или пустынных – корневая система должна уходить в землю на большую Тема: «Нуклеиновые кислоты» (11 класс) . Задача. Дан ряд нуклеотидов: А (адениновый), Т (тиминовый), У (урациловый), Ц (цитозиновый). Определите какие из них входят в состав ДНК, какие – РНК ?
Задача. На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г - Т – А – Г. Определите схему структуры двухцепочной молекулы ДНК, подсчитайте процентный состав нуклеотидов в этом фрагменте.
Самостоятельная работа как метод контроля знаний и умений учащихся используется мной с 5 по 11 классы на уроках разного типа: уроках обобщения знаний, уроках получения новых знаний и т.д. Например: 7 класс «Закономерности размещения животных» дается следующее задание: прочитайте текст и ответе на следующие вопросы: 1. Что называется ареалом? 2. Каким словом можно заменить слово ареал? 3. Какие виды ареалов бывают? И т. Д. Другая форма самостоятельной работы – составить конспект по параграфу, вопросы к данному тексту, тест, кроссворды. Также учащимся предлагается написать сообщение, реферат, подготовить презентацию проекта. Например, учащиеся 6 классов подготовили презентацию по теме: «Книга рекордов природы». Для этого они подобрала материал по тематике: «Самые большие», «Самые ядовитые», «Лучшие путешественники». Материал собран в книгу. Каждая группа представила своих претендентов – в виде рассказов, в виде рисунков. При подготовке данного материала ребята использовали различные источники информации: энциклопедии, Интернет, различную научно-познавательную литературу. В 5-х, 6-х классах для проверки усвоения материала по теме «Многообразие растительного мира». «Осенние явления в природе» - можно провести экскурсии. Классы делятся на группы, каждая группа получает задание: 1. Соберите коллекцию листьев, изменивших свою окраску. Н Назовите эти растения 2. Какие изменения произошли в деятельности людей? 3 Назовите кустарники на территории школы. Этот метод самостоятельной работы позволяет проверить не только теоретические знания учащихся, но практические умения. Для контроля за усвоением материала использую в своей практике как письменные, так и устные виды работ, индивидуальные, фронтальные, групповые, по парам, применяя при этом следующие формы контроля:
1. ТЕСТЫ. Эта форма контроля позволяет оперативно получать информацию о том, как усвоен материал учащимися; результаты быстро обрабатываются, охват учащихся 100 %. В рамках реализации основных направлений Концепции модернизации российского образования продолжается внедрение новых форм аттестации – единый государственный экзамен. Поэтому подготовку к нему начинаю 5-го класса. Для этого использую различные виды тестов, которые использованы в КИМ для подготовки к экзамену. . .. 1. Задание с выбором одного правильного ответа ( часть А ). 5 класс – тема «Вода». Вода – это….: 1. Фактор неживой природы. 2. Космическое тело. 3. Предмет, созданный человеком. Ответ: 1. …..2. Задание с выбором трех правильных ответов из шести предложенных: ( часть В ). 6 класс – тема «Царство растений» В чем сходство покрытосеменных и голосеменных растений? ….1) характеризуется многообразием жизненных форм ….2) размножается семенами ….3) имеет хорошо развитые вегетативные органы ….4) способны образовывать обширные леса ….5) образуют сочные и сухие плоды ….6) опыляются насекомыми и птицами. Ответ: 2 3 4. …. 3. Задание на установление соответствия биологических процессов, явлений и объектов. 8 класс – тема «Иммунитет» Установите соответствие между способом приобретения иммунитета человеком и его видом. ….СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ ВИД ИММУНИТЕТА ..А) передается по наследству 1) естественный ..Б) вырабатывается под дейст- 2) искусственный ..вием вакцины ..В) возникает после введения в ..организм лечебной сыворотки ..Г) формируется после перене- ..сенного заболевания. Ответ: 1, 2. 2, 1. …. 4.Задания на определение последовательности биологических объектов, явлений, объектов. 9 класс – тема «Структура и состав сообщества» Установите последовательность организмов в пищевой цепи. ……….А) паук ………. Б) скворец ………..В) наездник (насекомое) ………..Г) растение ………..Д) тля ………..Е) ястреб Ответ: Г, Д, В, А, Б, Е.
2. ДИКТАНТЫ:

2.1 Графические диктанты. Данную форму контроля лучше всего использовать в 5 – 6 классах. 6 класс – тема «Бактерии». Задание – выберити верное утверждение (Верное утверждение обозначается знаком +, а неверное -):
1 Бактериальная клетка окружена пористой рыхлой оболочкой . 2.У многих бактерий ядерное вещество распределено в цитоплазме. . 3. Бактериальная клетка имеет несколько мелких ядер, распределенных . в цитоплазме. . 4. Бактерии могут существовать в горячих источниках, где температура достигает 90о С. . 5. Большенство бактерий питается готовыми органическими веществами. . Ответ: - + - + + . 1 2 3 4 5 2.2. Понятийные диктанты. 10 класс – тема «Основы генетики». Закончить предложения: . 1. Метод, позволяющий наблюдать проявление закономерностей наследование признаков, называется….. . 2. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов называется….. . 3. Подавляющий признак называется…… . 4. Гены, отвечающие за проявление одного признака называется….. . 5. Признак, подавляемый другими, называется….. и т. д. Ответ: 1 гибридологический метод; . 2 генетика; . 3 доминантный; . 4 гомозиготный . 5 рецессивный. И т.д. 2.3. Нахождение пропущенных в тексте слов. 11 класс – тема «Виды взаимоотношений между организмами». Вставить в текст пропущенные слова из предложенного списка ( это упрощенный вариант, можно и без списка). У многих видов покрытосеменных растений молодые корни срастаются с гифами грибов и образуют …… . Такие взаимоотношения организмов называют…… . (Перечень терминов: конкуренция, симбиоз, клубеньки, микориза, клубни, паразитизм.) Ответ: микоризу, симбиозом.

2.4. Нахождение биологических ошибок . Ошибки могут содержать как рисунки и подписи к нам, так и тексты, так и ряды последовательности каких-то процессов. 6 класс – тема «Строение цветка». Задание. Прочтите текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте. . Строение цветка. . 1. Цветок – орган семенного размножения, представляет собой видоизмененную почку. 2. Расширенная часть цветка называется цветоложем. 3. Чашечка цветка состоит из чашелистиков различных цветов и оттенков. 4. Главные части цветка – пестики и тычинки. 5. Все цветки имеют двойной околоцветник. 6. В пыльниках тычинок созревает пыльца, а в завязи пестика – семяпочки.
. 3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. В своей практике использую познавательные задания, ориентирующие учащихся на осуществление активной мыслительной деятельности , 6 класс – тема «Прорастание семян».
Задача. Сельский житель посеял весной семена одного из видов огородных растений. Однако большинство из них не проросли. Как можно объяснить эту неудачу? Как обеспечить высокую всхожесть семян в следующем году? Почему вы так думаете? В 9-х, 10-х классах при прохождении темы «Основы генетики» обязательно уделяю внимание решению генетических задач различных типов.

4. ОБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ. Эти уроки обладают большими возможностями; они повышают качество усвоения учебного материала, развивают познавательную самостоятельность учащихся. На таких уроках открываются большие возможности использовать самые различные методы и формы контроля знаний. 6 класс – тема «Классификация покрытосеменных растений». Урок – «вертушка». Подготовительный момент. Класс делится на 4 группы (по количеству изученных семейств). Определяются 4 ученика – экзаменатора, у которых я заранее проверяю материал изученной темы. В классе выделяются четыре стола, на каждом табличка – «Семейство Крестоцветных» и т.д., за каждым – ученик – экзаменатор, а также билеты с вопросами: . 1. Дать общую характеристику данному семейству. . 2. Назвать представителей данного семейства и рассказать о их значении . . 3. Определить растение из данного семейства среди других экземплярах. У каждого учащигося имеется зачетный лист: . Зачетный лист ученика 6…. …………….. . тема «КЛАССИФИКАЦИЯ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ». . Название семейства ! № вопроса ! Оценка ! Ф.И. экзаменатора ! Итоговая . ! ! ! ! оценка . .Время на ответы за одним столом – 10 минут, когда все члены команды ответят – они переходят за следующий стол. Экзаменатор выслушивает и оценивает ответы учащихся. Учащиеся, которые испытывают затруднения при подготовке ответов на свои вопросы, могут обратиться за помощью к своим членам команды.
5. ОТЧЕТЫ. Данная форма может быть предложена учащимся после, например . проведения какого-либо наблюдения (в 7 классе – за поведением животных), выполнения лабораторной работы, проведения экскурсии. Например: экскурсия на реку Куму в 5 классе по теме: «Работа воды в природе». Учащиеся должны сделать отчет по плану . 1. Описать разрушительную и созидательную работу воды. . 2. Как человек использует воду? :
6. ЗАГАДКИ НА УРОКАХ Оживить такие части урока как опрос и закрепление можно с помощью загадок Загадки могут быть использованы в играх и групповой работе, а также как проблемные задания, требующие прочного знания фактического материала Например: Ни головы, ни ног, Всю ночь работали ткачи: Ни рук мы не имеем, По кружевам бегут лучи. Зато какой чертог (Пауки – крестовики) Мы выстроить умеем . (Кораллы)
. 7. РЕФЕРАТЫ. Это одна из форм самостоятельной работы ученика с дополнительными источниками информации. Использую в своей работе, начиная с 5 класса, например: Подготовить сообщения о типах электростанций. (5 класс – тема «Электрические явления» и т.д.
.
8. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. Этот этап учебной работы школьников начинается на уроке, выполняется дома и снова возвращается на урок. Выполняемое дома, учебное задание служит связующим звеном между прошедшим и настоящим уроком. Фронтальная проверка выполнения домашнего задания проводиться в виде беседы по вопросам к тексту или самой задавать вопросы. Иногда прошу учащихся самим составить вопросы к тексту. Индивидуальная проверка – рассказ учащегося у доски или выполнение рисунков, нахождение изученных объектов, выборочно проверить выполнение письменного задания в рабочих тетрадях. «Уплотненный опрос» - к доске вызывается одновременно несколько человек, которые будут отвечать поочередно. Например: 8 класс – тема «Дыхательная система». К доске выходит несколько человек и отвечают на вопрос «Строение и функции отделов пищеварительной системы». Провожу и взаимный контроль выполнения домашних заданий – устные ответы по домашнему заданию наиболее подготовленным ученикам; или письменные ответы проверяем по парам. .