Формы и методы контроля ЗУН учащихся на уроках биологии 
      (из опыта работы учителя биологии Каргополовой И.В.)
              Совместная деятельность учителя и учащихся по освоению программного материала состоит и из контролирующей части. В контролирующей части устанавливается обратная связь  в системе «учитель- ученик», позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, своевременного диагностирования и корректирования их знаний и умений. В ходе контроля выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получать и накоплять сведения, необходимые для успешного управления их обучением, воспитанием и развитием.
               В своей практике обучения применяю устный, письменный, лабораторный методы контроля. Они могут осуществляться путем индивидуальной, групповой  и фронтальных проверок. 
              Устный контроль.
  -  Опрос
  -  Устные контрольные работы и т.д.
              Письменный контроль.
 - Проведение контролирующих самостоятельных работ, биологических 
   диктантов, тестов, зачетов и т.д.
             Лабораторный контроль.
 - Позволяет проверить не только умения учащихся применять знания при решении практических задач, но и умение пользоваться таблицами, приборами, инструментами и другими средствами в ходе практических и лабораторных работ.
   
           Для проверки усвоения учащимися программного материала по биологии и с целью разнообразить формы работы на уроке; а также  увеличения количества оценок я использую различные формы и методы контроля: групповые и индивидуальные, устные и письменные, творческие задания, практические , работа с дополнительными источниками информации. 
       Классификация используемых методов контроля:
       а) словесные;
       б) наглядные;
       в) практические;
       г)репродуктивные;
      д) проблемно-поисковые;                                                                                                                                                                                                                                                                                
      е)  индуктивные;
      ж) дедуктивные;  
      э) самостоятельная работа.
                        Словесные методы опроса  я использую на различных этапах уроков, например.      
При изучении темы «Биологические функции белка» 10 класс для активизации  знаний проводится фронтальная беседа: 
            1. К какой группе  веществ относятся белки.
            2. Что является мономерами белковой молекулы? 
            3. Вспомните, какие функции выполняют  белки?        
Для проверки  результативности урока при закреплении провожу индивидуальный опрос у доски. Например: тема  «Строение организмов» 5 класс  прошу учащихся : одного нарисовать строение растительной клетки, другого  - показать  на плакате органоиды растительной  клетки и назвать их.
                       Наглядные методы контроля. 6 класс – тема «Классификация цветковых растений»  учащиеся  должны среди гербарного материала найти и определить растения изученных семейств. На обобщающих уроках в 7 классе использую компьютер или изображения различных животных. Учащиеся должны определить систематическую принадлежность организма. Другой вид проверки?» – игра «Кто лишний ?» Предложены следующие изображения: лошадь, корова, олень, песец ( кто из них лишний и почему?).
                     Практические методы. Учащиеся 5-6 классов получают летние задания,  результаты которых  я оцениваю в новом учебном году, следующего содержания: 
        1. Размножить любым вегетативным способом комнатное  растение.       .  
Вырастить его. 
        3. Собрать коллекцию : а) типов жилкования листьев; б) типов корневых систем; в) видов соцветий; г) типов плодов; д) приспособление плодов и семян к распространению. 
8 класс – при изучении темы «Опорно-двигательная система» прошу учащихся показать приемы оказания первой помощи при повреждении опорно-двигательной системы. «Первая помощь при  кровотечениях», правила наложения жгута. Совместно с медицинской сестрой , я   учу  измерять давление тонометром, находить и считать пульс, определять как влияет ритм и скорость выполнения движения на утомляемость организма.
                     Репродуктивные методы. Наиболее простые, требует от учащихся воспроизведения заученных понятий, я  использую для учащихся, которые испытывают трудности в усвоении программного материала. 6 класс – « Жизнедеятельность организмов» даю следующее задание: Прочитайте предложенный текст, заполните в нем  пропущенные места: «В хлорофилловых зернах зеленых растений поглощается….., выделяется…… и образуется …..только на свету. При дыхании растения и в темноте и на свету поглощают….., а выделяют…. . ( использовать слова: кислород. углекислый газ., крахмал). 
Задания типа «Выбери правильное суждение»: 
 1. Солнце – источник тепла и света на Земле.                                          
 2. Земля во много раз больше Меркурия.                                                                                                                    3.Марс и Венера – звезды Солнечной системы.    
 4. Луна – спутник Земли.  
  Ответ: 1,4. и  т.д.                                                                                                                                         «Основы генетики» 9, 10 классы – задание : 
« Дать определение понятий»: 
Генетика – это …… 
Геном называется………..  
Потомство, полученное в результате скрещивания, называется,,,,,,, и т.д.
Проблемно – поисковый метод обучения позволяет узнать причину возникновения явления, проявляющееся в постановке вопросов типа «почему ?», умение объяснять природу наблюдаемых явлений, их взаимосвязь, применять знания в измененной ситуации, где нужно самому провести предварительные преобразования учебного материала. Для этого уровня характерно конструирование ответа в разных вариантах с использованием дополнительных источников, например Интернет, материалы смежных предметов.  Например: нахождение  ошибок в рисунках. С помощью этого приема  я проверяю понимание функциональных связей, правильность приемов оказания приемов оказания первой помощи в курсе биологии 8 класса.  Например: Рассмотрите рисунок с изображением сердца, в котором отсутствует один важный признак. Найдите его среди перечисленных ниже признаков: а) нет полулунных клапанов; 
         б) нет створчатых клапанов; 
         в) нет сухожильных нитей и сосочковых мышц, препятствующих 
             выворачиванию клапанов в сторону предсердий;.
         г) отсутствует аорта и легочная артерия.                                                                                                   В 5 классах даю следующее задание: найти в тексте ошибки и исправить их. Тема «Электрические явления» Текст: я и мой друг Колька решили пойти на рыбалку. Собрали снасти. Взяли  с собой еду и воду и отправились в путь. Стоял жаркий  солнечный день. В небе сверкали молнии, слышались раскаты грома. Место рыбной ловли было выбрано заранее. Мы взяли лодку и выплыли на середину пруда. И тут разразилась  настоящая гроза. Небо расколола гигантская искра – молния. Пошел крупный дождь. Мы решили оставаться на месте, т.к. все равно уже вымокли. ( в жаркий и солнечный день не может сверкать молния и греметь гром;  во время грозы нельзя находиться в водоеме или около него).                                                                                                                                            При использовании формы тестирования предлагаю следующие задания:                                           
   Из предложенных ответов выбрать один правильный ответ:                                                              1. В отличие от природных экосистем агросистемы характеризуются:                                                 а ) большим разнообразие видов;                                                                                                             б) наличием монокультуры;                                                                                                                           в) усложнением;                                                                                                                                   г) большей площадью.                                                                                                                        Выбранный ответ поясните. ( 11 класс. « Основы экологии»).                                                         
Индуктивный метод – основан на умении применять знания в измененной ситуации, уметь  связывать частные понятия с общей закономерностью; уметь выводить общие закономерности на примере частных случаев, находить общие признаки.  Например: 6 класс «Классификация растений» -  предлагаю следующие задания:   
                 а)  среди предложенных гербарных экземпляров определите
                     растения семейства Крестоцветных; 
                б) по каким признакам вы это сделали?                                                                                                       8 класс «Взаимосвязь органов дыхания и кровообращения» - выполнить следующее задание: определить соответствие органов выполняемой функции:                                              А – газообмен                       1 капилляры  
                                                    В - транспортная                  2 альвиолы 
                                                                                                   3 вены                          
                                                                                                   4 трахеи
                                                                                                  5  сердце.          9 класс «Закономерности наследования признаков»  - выполняется следующее задание:                                                                                                           1. Установить последовательность процессов при гибридологическом методе:                                                                                                                                 а) получение гибридов первого поколения;                                                                    б) подбор родительских пар;                                                                                               в) скрещивание    гибридов первого поколения;                                                         г) количественный подсчет;                                                                                         д) скрещивание родительских пар;                                                                           е) получение гибридов второго поколения.                                                              Ответ: б, д, в, а, е, г.                                                                                                               Дедуктивный метод контроля знаний позволяет определить умение учащихся                                                                                                                                                                применять ранее полученные знания, применять их в различных ситуациях  при выполнении таких заданий, как решение биологических задач, тестировании, выполнять творческие задания и т.д.                                           Тема: «Семя» (6 класс). Задача.  У каких растений – болотных, луговых или пустынных – корневая система должна уходить в землю на большую Тема: «Нуклеиновые кислоты» (11 класс) .  Задача. Дан ряд нуклеотидов: А (адениновый), Т (тиминовый), У (урациловый), Ц (цитозиновый). Определите какие из них входят в состав ДНК, какие – РНК ?   
           Задача. На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г -  Т – А – Г.                      Определите схему структуры двухцепочной молекулы ДНК, подсчитайте процентный состав нуклеотидов в этом фрагменте.  
       Самостоятельная работа как метод контроля знаний и умений   учащихся используется мной  с 5 по 11 классы на уроках разного типа: уроках обобщения знаний, уроках получения новых знаний и т.д.                            Например: 7 класс «Закономерности размещения животных» дается следующее задание:  прочитайте текст  и ответе на следующие вопросы:              1. Что называется ареалом?                                                                                      2.  Каким словом можно заменить слово ареал?                                                      3.  Какие виды ареалов бывают?  И т. Д.                                                                  Другая форма самостоятельной работы – составить конспект по параграфу, вопросы к данному тексту, тест, кроссворды. Также учащимся  предлагается написать сообщение, реферат, подготовить презентацию проекта.                                    Например, учащиеся  6 классов подготовили презентацию по  теме: «Книга рекордов природы». Для этого они подобрала материал по тематике: «Самые большие», «Самые ядовитые», «Лучшие путешественники». Материал собран в книгу. Каждая группа представила своих претендентов – в виде рассказов, в виде рисунков. При подготовке данного материала ребята использовали различные источники информации: энциклопедии, Интернет, различную научно-познавательную литературу.                                                  В 5-х, 6-х классах для проверки усвоения материала по теме «Многообразие растительного мира». «Осенние явления в природе» - можно провести экскурсии. Классы делятся на группы, каждая группа получает задание:                          1.  Соберите коллекцию листьев, изменивших свою окраску.                                Н   Назовите эти растения                                                                                          2.   Какие изменения произошли в деятельности людей?                                      3    Назовите кустарники на территории школы.                                                                                                        Этот метод самостоятельной работы позволяет проверить не только теоретические знания учащихся, но практические умения.                                               Для контроля за усвоением материала использую в своей практике как письменные, так и устные виды работ, индивидуальные, фронтальные, групповые, по парам, применяя при этом следующие формы контроля:               
1. ТЕСТЫ.                                                                                                                              Эта форма контроля позволяет  оперативно получать информацию о том, как усвоен материал учащимися; результаты быстро обрабатываются, охват учащихся 100 %. В рамках реализации основных направлений  Концепции модернизации российского образования продолжается внедрение новых форм аттестации – единый государственный экзамен. Поэтому подготовку к нему начинаю 5-го класса. Для этого использую различные виды тестов, которые использованы  в КИМ для подготовки к экзамену.                              .                                                                                                                                                                                       ..     1. Задание с выбором одного правильного ответа ( часть А ).                                          5 класс – тема «Вода». Вода – это….:                                                                          1. Фактор неживой природы.                                                                                                  2. Космическое тело.                                                                                                                   3. Предмет, созданный человеком.                                                                                                     Ответ: 1.                                                                                                                                 …..2. Задание с выбором трех правильных ответов из шести предложенных: ( часть В ).                                                                                                                         6 класс – тема «Царство растений»                                                                                    В чем сходство покрытосеменных и голосеменных растений?                                        ….1) характеризуется многообразием жизненных форм                                                  ….2) размножается семенами                                                                                                    ….3) имеет хорошо развитые вегетативные органы                                                ….4) способны образовывать обширные леса                                                        ….5) образуют сочные и сухие плоды                                                                      ….6) опыляются насекомыми и птицами.                                                                        Ответ: 2 3 4.                                                                                                                           …. 3. Задание на установление соответствия биологических процессов, явлений и объектов.                                                                                                             8 класс – тема «Иммунитет»                                                                                                Установите соответствие между способом приобретения иммунитета человеком и его видом.                                                                                                     ….СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ                              ВИД ИММУНИТЕТА                         ..А) передается по наследству                                 1) естественный                                 ..Б) вырабатывается под дейст-                               2) искусственный                              ..вием вакцины                                                                                                                    ..В) возникает после введения в                                                                                   ..организм лечебной сыворотки                                                                                       ..Г) формируется после перене-                                                                                                          ..сенного заболевания.                                                                                                        Ответ: 1, 2. 2, 1.                                                                                                                    …. 4.Задания на определение последовательности биологических объектов, явлений, объектов.                                                                                                             9 класс – тема «Структура и состав сообщества»                                                                                          Установите последовательность организмов в пищевой цепи.                                 ……….А) паук                                                                                                                   ………. Б) скворец                                                                                                         ………..В) наездник (насекомое)                                                                                ………..Г) растение                                                                                                          ………..Д) тля                                                                                                                                                                ………..Е) ястреб                                                                                                                   Ответ: Г, Д, В, А, Б, Е.                                                                                                                 
2. ДИКТАНТЫ:  
                                                                                                              
2.1 Графические диктанты.                                                                                                Данную форму контроля лучше всего использовать в 5 – 6 классах.                                                                                      6 класс – тема «Бактерии». Задание – выберити верное утверждение (Верное утверждение обозначается знаком +, а неверное -):                                                 
1 Бактериальная клетка окружена пористой рыхлой оболочкой                 .         2.У  многих бактерий ядерное вещество распределено в цитоплазме.          .         3. Бактериальная клетка имеет несколько мелких ядер, распределенных .          в цитоплазме.                                                                                                   .          4. Бактерии могут существовать в горячих источниках, где температура достигает 90о С.                                                                                                      .           5. Большенство бактерий питается готовыми органическими веществами.                                                                                                                              .           Ответ: - + - + +                                                                                                                .                       1 2 3 4 5                                                                                              2.2. Понятийные диктанты.                                                                                                        10 класс – тема «Основы генетики».                                                                                     Закончить предложения:                                                                                                     . 1. Метод, позволяющий наблюдать проявление закономерностей наследование признаков, называется…..                                                                      . 2. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов называется…..                                                                                                     . 3. Подавляющий признак называется……                                                                  . 4. Гены, отвечающие за проявление одного признака называется…..                    . 5. Признак, подавляемый другими, называется…..     и т. д.                                         Ответ: 1 гибридологический метод;                                                                                        .           2 генетика;                                                                                                                  .           3 доминантный;                                                                                                         .           4 гомозиготный                                                                                                          .           5 рецессивный.   И т.д.                                                                                                  2.3. Нахождение пропущенных в тексте слов.                                                                      11 класс – тема «Виды взаимоотношений между организмами».                                    Вставить в текст пропущенные слова из предложенного списка ( это упрощенный вариант, можно и без списка).                                                                  У многих видов покрытосеменных растений молодые корни срастаются с гифами грибов и образуют …… . Такие взаимоотношения организмов называют…… .    (Перечень терминов:  конкуренция, симбиоз, клубеньки, микориза, клубни, паразитизм.)                                                                                       Ответ: микоризу, симбиозом.    
                                                                                                
2.4. Нахождение биологических ошибок .                                                                                Ошибки могут содержать как рисунки и подписи к нам, так и тексты, так и ряды последовательности каких-то процессов.                                                                      6 класс – тема «Строение цветка». Задание. Прочтите текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.             .                             Строение цветка.                                                                                      .  1. Цветок – орган семенного размножения, представляет собой  видоизмененную почку. 2. Расширенная часть цветка называется цветоложем. 3. Чашечка цветка состоит из чашелистиков различных цветов и оттенков. 4.  Главные части цветка – пестики и тычинки. 5. Все цветки имеют двойной околоцветник. 6. В пыльниках тычинок созревает пыльца, а в завязи пестика – семяпочки.
                                                                                                                   .       3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.                                                                                   В своей практике использую познавательные задания, ориентирующие учащихся на осуществление активной мыслительной деятельности , 6 класс – тема «Прорастание семян».                                                                          
Задача. Сельский житель посеял весной семена одного из видов огородных растений. Однако большинство из них не проросли. Как можно объяснить эту неудачу? Как обеспечить высокую всхожесть семян в следующем году? Почему вы так думаете?                                                                                              В 9-х, 10-х классах при прохождении темы «Основы генетики» обязательно уделяю внимание решению генетических задач  различных типов.                                
  
  4.  ОБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ.                                                                                           Эти уроки обладают большими возможностями; они повышают качество усвоения учебного материала, развивают познавательную самостоятельность учащихся. На таких уроках открываются большие возможности использовать  самые различные методы и формы контроля знаний.                                                    6 класс – тема «Классификация покрытосеменных растений».                                            Урок – «вертушка». Подготовительный момент.  Класс делится на 4 группы (по количеству изученных семейств). Определяются 4 ученика – экзаменатора, у которых я заранее проверяю материал изученной темы.                   В классе выделяются четыре стола, на каждом табличка – «Семейство Крестоцветных» и т.д., за каждым – ученик – экзаменатор, а также билеты с вопросами:                                                                                                                             .   1. Дать общую характеристику данному семейству.                                                    .   2. Назвать представителей данного семейства и рассказать о их значении .        .   3. Определить растение из данного семейства среди других экземплярах.          У каждого учащигося имеется зачетный лист:                                                                                                   .                                   Зачетный лист ученика 6….  ……………..                                 .              тема «КЛАССИФИКАЦИЯ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ».            . Название семейства !   № вопроса  ! Оценка  ! Ф.И. экзаменатора ! Итоговая      .                                    !                        !               !                                  ! оценка                  .                                                                                                                                                    .Время на ответы за одним столом – 10 минут, когда все члены команды ответят – они переходят за следующий стол. Экзаменатор выслушивает и оценивает ответы учащихся. Учащиеся, которые испытывают затруднения при подготовке ответов на свои вопросы, могут обратиться за помощью к своим  членам команды.                                                                                                           
5. ОТЧЕТЫ.                                                                                                                                 Данная форма может быть предложена учащимся после, например . проведения какого-либо наблюдения (в 7 классе – за поведением животных),                    выполнения лабораторной работы, проведения экскурсии. Например: экскурсия на реку Куму в 5 классе по теме: «Работа воды в природе». Учащиеся должны сделать отчет по плану                                                                               .  1. Описать разрушительную и созидательную работу воды.                                       .  2. Как человек использует воду?    :                                                                                       
6. ЗАГАДКИ НА УРОКАХ                                                                                             Оживить такие части урока как опрос и закрепление можно с помощью загадок Загадки могут быть использованы в играх и групповой работе, а также как проблемные задания, требующие прочного знания фактического материала Например:                                                                                                              Ни головы, ни ног,                                                Всю ночь работали ткачи:                     Ни рук мы не имеем,                                             По кружевам бегут лучи.                                  Зато какой чертог                                                           (Пауки – крестовики)                       Мы выстроить умеем                                                                                                                     .      (Кораллы)  
                                                                                                                             .    7. РЕФЕРАТЫ.                                                                                                                 Это одна из форм самостоятельной работы ученика с дополнительными источниками информации. Использую в своей работе, начиная с 5 класса, например: Подготовить сообщения о типах электростанций. (5 класс – тема «Электрические явления» и т.д.  
                                                                                              .   
  8. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.                                                                         Этот этап учебной работы школьников начинается на уроке, выполняется дома и снова возвращается на урок. Выполняемое дома, учебное задание служит связующим звеном между прошедшим и настоящим уроком.                               Фронтальная проверка выполнения домашнего задания проводиться в виде беседы по вопросам к тексту или самой задавать вопросы. Иногда прошу учащихся самим составить вопросы к тексту.                                                                                           Индивидуальная проверка – рассказ учащегося у доски или выполнение рисунков, нахождение  изученных объектов, выборочно проверить выполнение письменного задания в рабочих тетрадях.                                                      «Уплотненный опрос» - к доске вызывается одновременно несколько человек, которые будут отвечать поочередно. Например: 8 класс – тема «Дыхательная система». К доске выходит несколько человек и отвечают на вопрос «Строение и функции отделов пищеварительной системы».                               Провожу и взаимный контроль выполнения домашних заданий – устные ответы по домашнему заданию наиболее подготовленным ученикам; или письменные ответы проверяем  по парам.                                                                    .