Технологическая карта к уроку на тему Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы ( 7 класс)
Технологическая карта урока к уроку_ 2
Учитель: ИЗО и технологии
Предмет: Технология
Класс: 5
Интегрированный урок технологии и биологии.
Тема урока: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы
Задачи: Технология как дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Вводный инструктаж по охране труда.
Определение творческого проекта. Выбор темы проекта. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный). Защита (презентация) проекта. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет
Образовательные: Развитие у учащихся представления о проектной деятельности, основных компонентах и критериях проекта; последовательности разработки творческого проекта.
Умение составлять индивидуальный (групповой) план проекта, формирование стартовой мотивации к изучению нового; ориентирование в информационном пространстве
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к деревьям, изделиям из древесины, прививать интерес к профессии Столяра.
Воспитание аккуратности, умения работать в команде.
Развивающие: Развивать знания детей, активность, старательность
Планируемые результаты:
Личностные: чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре; формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Предметные: Умение использовать свои наблюдения за природой и строением растений; формулировать выводы об условиях и правилах необходимых для выполнения задания; выделять характерные особенности наглядных объектов
Метапредметные: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.)
Межпредметные связи: Чтение . Биология (строение древесины, свойства древесины)
Формы деятельности: фронтальная индивидуальная парная групповая
Формы обучения: деятельностный способ обучения практикум исследования, , интеллектуальная игра ( кроссворд),
Ресурсы:
Основные: компьютерная презентация, учебник, тетрадь, столярные инструменты для ручной обработки древесины.
Дополнительные: Оборудование: мультимедиа аппаратура, экран; таблица «Строение дерева», «Столярный верстак», «Инструменты и приспособления для ручной обработки древесины».
Оформление доски: Кроссворд «Породы древесины», таблица «Строение дерева».
Тип урока: обобщающий интегрированный урок.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о древесине, как о природном конструкционном материале; повторить инструменты и приспособления, применяемые для ручной обработки древесины; рабочее место для ручной обработки древесины; виды пиломатериалов и древесные материалы; закрепить правила техники безопасности при работе на верстаке;
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
Организационный этап Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
Объяснения выполнения практической работы.
Самостоятельная работа учащегося. Самоопределение Смыслообразованияформулирование познавательной цели выдвижение гипотез и их обоснование Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) ЦелеполаганиеПостановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Обобщить и систематизировать знания учащихся о древесине, как о природном конструкционном материале; повторить инструменты и приспособления, применяемые для ручной обработки древесины; рабочее место для ручной обработки древесины; виды пиломатериалов и древесные материалы; закрепить правила техники безопасности при работе на верстаке;
Смыслообразования Самоопределение выдвижение гипотез и их обоснование формулирование познавательной цели Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Целеполагание Планирование Прогнозирование
Актуализация знаний - На сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о древесине.
Основным материалом, используемым при изготовлении изделий, является древесина. Древесина – это ценный и широко используемый конструкционный материал. Но для того, чтобы грамотно использовать этот материал, необходимо знать его свойства. Лёгкость обработки и разнообразие пород позволили применять древесину для самых различных работ.
Вопросы:
- Какие изделия из древесины вы знаете? Слайд 2
(дома, мосты, корабли, музыкальные инструменты, мебель, посуда и т.д.)
- Какими свойствами должна обладать древесина, чтобы изготовленные из неё изделия хорошо сохраняли свою форму и размеры?
(прочностью, древесина должна быть сухой).
К каждому изделию из древесины предъявляются свои требования. Чтобы правильно определить, какую древесину надо использовать для изготовления изделия нужно знать особенность каждой породы.
- На какие две группы пород делится вся древесина?
(лиственная и хвойная).
- Приведите пример лиственных пород?
(берёза, осина, дуб, ольха, липа и т.д.)
- Приведите пример хвойных пород?
(Сосна, ель, лиственница, пихта, кедр).
- По каким признакам различают породы древесины?
(текстура, запах, твёрдость, цвет).
- Что называют текстурой древесины?
(рисунок на поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон).
- Из каких частей состоит дерево? Слайд 3
(ствол, крона, сучья, ветки листья или хвоя).
Ученик выходит к доске, рассказывает по таблице или по изображению на экране.
- Что представляет собой ствол дерева?
(Ствол имеет более толстую часть у основания и более тонкую вершинную).
Сверху ствол покрыт корой.
Основная внутренняя часть дерева состоит из древесины. А древесина имеет множество слоёв, на разрезе они видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева.
Древесина, как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев, при распиловке вдоль волокон.
- Скажите, пожалуйста, а что является вашим рабочим местом в мастерской для ручной обработки древесины? Слайд 4
(в рабочее место для ручной обработки древесины входит столярный верстак и стул.)
- Как называется профессия рабочего занятого ручной обработкой древесины?
(Столяр).
- Назовите правила техники безопасности при работе на верстаке?
Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами;
Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака;
Не ударять молотком по крышке верстака.
Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.
По окончании работы очищать верстак от стружки щеткой-смёткой и совком.
- Какая специальная одежда необходима для работы?
(халат или фартук с нарукавниками и берет).
- Как нужно правильно подобрать верстак для работы?
(Встать возле верстака, опустить руки вниз, положить руку на его крышку: если не требуется наклоняться или сгибать руку, то верстак подобран правильно).
- Назовите основные части столярного верстака?
(основание, крышка, на крышке два зажима – передний и задний, выдвижной лоток или поворотные пальцы, на крышке отверстия под клинья).
- Для чего нужны отверстия под клинья?
(для жёсткого закрепления заготовок при строгании и распиливании).
- Для чего нужен выдвижной лоток?
- Каким должно быть основание у столярного верстака?
- Чем отличается столярный верстак от слесарного? Слайд 5
- Какие инструменты для ручной обработки древесины вы знаете?
(рубанок, ножовки, стамеска, пила, топор – это режущие инструменты; измерительные – линейка, метр, мерная рейка; вспомогательные – молоток, киянка, дрель, коловорот и т.д.)- Какие лесоматериалы можно получить при распиловке дерева?
(бревно).
- Чем измеряют длину и диаметр лесоматериала?
(метром, мерной рейкой).
- Какие способы сушки древесины вы знаете?
(естественная и искусственная – в камерах).
- В чём преимущество сушки древесины в камерах в сравнении с естественной сушкой?
(сушка в камере более быстрая и качественная, продолжительность сушки несколько суток; естественная сушка длится несколько недель).
- Какие пиломатериалы можно получить из древесины?
(брус, бруски, доски, горбыль, пластина, четвертина).
- Какие виды материалов получаемых из древесины вы знаете?
(шпон, ДВП, ДСП).
Нравственно-этического оценивания моделирование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий построение логической цепи рассуждений Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Целеполагание Планирование Контроль Коррекция Оценка
Первичное усвоение новых знаний 3. Практическая работа «Виды пиломатериалов».
У вас на столах лежат карточки с разным пиломатериалом.
Задание: Найти и подписать название каждого пиломатериала.
Виды пиломатериалов
Нравственно-этического оценивания Самоопределение Развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками построение логической цепи рассуждений анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений доказательство выдвижение гипотез и их обоснование Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Целеполагание Планирование Коррекция
Первичная проверка понимания
Первичное закрепление Практическая работа: Кроссворд «Породы древесины»
1. Дерево, имеющее мягкую древесину, используемое для изготовления художественных изделий? (Липа)
2. Прочная, устойчивая к загниванию порода, используется для изготовления мебели и паркета. (Дуб)
3. Смолистая древесина жёлто-белого цвета применяется для изготовления музыкальных инструментов (Ель)
4. Древесина хвойной породы, твёрдая, долго не загнивает. (Лиственница)
5. Мягкая древесина, применяется для изготовления спичек(Осина)
6. Сильно смолистая древесина, с чётко выраженной текстурой. Применяется в строительстве и столярно-мебельном производстве. (Сосна)
7. Твёрдая, лиственная порода, быстро загнивает. Используется для изготовления фанеры (берёза)
8. Мягкая, лёгкая древесина идёт на изготовление лопат (тополь)
9. Лёгкая древесина, не имеющая запаха. Её кора имеет сильный и приятный запах. (пихта)
- Что же такое древесина?
- Из каких частей состоит дерево?
- Какие инструменты и приспособления мы применяем для ручной обработки древесины?
- Назовите ваше место в мастерской для ручной обработки древесины?
Умение использовать различные способы , сбора, обработки, анализа, интерпретации и передачи информации Владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений Управление выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Умение определять общую цель и пути ее достижения Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка
Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Домашнее задание – повторение изученного в тетради.
Смыслообразованияанализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) поиск и выделение информации Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Целеполагание Планирование Контроль Оценка
Рефлексия (подведение итогов занятия) В ходе практической работы показана разнообразная деятельность учащихся.каждый выполнил свое задание. Выставление оценок в дневники и журнал.
Уборка рабочих мест.
Учителю на заметку: Если останется время на уроке, то можно включить видеоролик на тему обработка древесины на мебельных фабриках, или изготовление изделий из древесины.
Ознакомление с элементами заполнения кроссворда, работа с карточками Дети повторили основы графического язык
, ознакомились с строением и свойствами древесины , способами, элементами построения изображений на чертежах.
На уроке было содействование развитию у учащихся творческого мышления, эстетического вкуса, формированию представления о культуре декоративного творчества.
Были созданы условия для закрепления знаний и умений, для выполнения практической и творческой работы.
У нескольких детей было затруднение в работе в усвоении элементов построения изображений на чертежах, у других, с правильной расшифровкой графического языка . С ними была проведена индивидуальное объяснение уч. материала с демонстрацией выполнения работ К концу урока должны знать: что
древесина – это ценный и широко используемый конструкционный материал, как грамотно использовать этот материал, необходимо знать его свойства.
Уметь: Умение применять древесину для самых различных работ.
Уметь работать с карточками, работать с инструментом. Целью урока было добиться внимания усидчивости и аккуратности при выполнении чертежей. Научить
самостоятельно работать над изготовлением изделий из древесины.
Дети с интересом отнеслись к работе и она была выполнена успешно.
5
4
6
2
7
8
9
1
3