Внеклассное мероприятие Математический базар
Открытое мероприятие «Математический базар»
Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей, умение работать в группе.
Формирование представлений о русской ярмарке и расширение словарного запаса и кругозора учащихся.
развитие и укрепление интереса к предмету, познавательной и творческой деятельности,
развитие культуры коллективного умственного труда.
Ребята у нас в школе проходит математическая неделя. Вы познакомитесь с загадочным и интересным миром математики. Увидите, как увлекателен и разнообразен этот мир. Математика- одна из важнейших наук.
- В путешествие по этой стране мы берем с собой самых смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков. В ПУТИ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ СМЕКАЛКА, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАНИЕ. А ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАС ТАКИЕ?
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как смолкла быстро речь?
Это о царице всех наук
Поведем сегодня с вами речь.
2. Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать советы,
Как хороший выполнить расчет.
Для постройки здания, ракеты.
3. Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
4. Ты нам математика даешь
для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
5. И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом, Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!
Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, Вы заметьте-ка
, Капитанам помогает
Ма-те-ма-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Ма-те-ма-ти-ка!
Приветствие команд.
1 команда. «ЭВМ -Эрудированные Вдумчивые Математики»
2команда «Смекалистые»
3 команда. « Умники»
Командам вручаются маршрутные листы.
Мы отправляемся на математический базар. Покупать будем баллы. Деньгами нам послужат наши знания. Начислять баллы нашим командам будет многоуважаемое жюри. Представление жюри.
Детей встречают скоморохи .1. Ух - ты! Ах – ты! Тара – рар!Все спешите на базар!Все спешите на базар! Тут для каждого товар.
2. Как у нас ли, тары – бары, Всяки разные товары!Покупальщики, идитеДа товар у нас берите!
3.Только чтоб товар наш взятьНадо цену разгадать!Надо цену разгадатьБез неё товар не взять!
4. При товаре есть задача,Коль решишь – твоя удача!Цену ты узнаешь тутИ товар тебе дадут!
5. Ошибёшься коль в задаче,Не получишь ты ни сдачу,Ни, тем более, товарЗря пришёл, знать, на базар!
6. Покупатель, же давай На базар скорей валяй!Разбегайся – ка по лавкамТам задачи по прилавкам.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что же такое ярмарка? (Высказывания детей.)
Учитель: Давайте попробуем подобрать синонимы к слову ярмарка, чтобы более широко понять его смысл.
На доске появляется: ЯРМАРКА, ТОРГ, РЫНОК, БАЗАР.
Учитель: В старину говорили так: «Где двое, там рынок, трое – базар, а семеро – ярмарка». Как понимаете смысл этой пословицы?
1. Ярмарка – временный, широко открытый торг, который устраивали ежегодно, в определенное время, в одном и том же месте. Сюда съезжались из разных сел и деревень ремесленники со своим товаром. Длилась ярмарка от одного дня до нескольких месяцев.
2. Ярмарка обычно гудела, шумела и представляла из себя толпу торгующих, покупающих различные товары и просто гуляющих людей.
3. Ярмарки, помимо своей главной функции (места торговли), играли важную роль в обмене информацией, знаниями и опытом людей. А вот многие торговцы продавали свой товар прямо с телег или раскладывая его прямо на земле.
4. На ярмарке совершались крупные сделки по продаже хлеба и соли. Благодаря ярмаркам на Руси расцветали народные промыслы.
5. Ярмарка предлагала много развлечений: карусели, русские горки. Особый интерес вызывали балаганы, кукольный и передвижной театры. Скоморохи потешали публику. Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая, нахваливали их товар.
6. Большую радость доставляла народная забава – лазанье по столбу. Высоко на гладком – гладком столбе подвешивались призы. Желающих достать себе подарок было много, но не всем это удавалось.
Учитель: Продаю, продаю, почти задаром отдаю:
Уравнения, выражения, задачи на мышление.
Учитель: Сегодня мы пришли на ярмарку, да не простую, а математическую. Товара разного много, покупайте, не скупитесь. Покажите смекалку, сообразительность, умение считать и быстроту мышления.
Пифагор (570 – 490 года до н.э.) – древнегреческий математик, философ. Был очень любознательным с раннего детства. Обучался сразу в нескольких храмах Греции. Основатель нумерологии. (Слайд 2)
Разминка. Математическое лото. На столе бочонок с примерами на знание таблицы умножения и деления. У ребят лотерейные билеты. Объявляется приз ( ставится на стол). Я достаю выражение и зачитываю, а дети фишками закрывают ответы. У кого закрылись все цифры в билете, тот и выиграл приз.
На карусели висят цветные конверты с подписями, ученики выбирают и выполняется задание
1 конверт. « Быстро отвечай»
1к. Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько десятков в числе «18»? (1)
Сколько ушей у пяти малышей? (10)
Сколько месяцев в году? (12)
Кто быстрее долетит до цветка: бабочка или гусеница? (бабочка, гусеница летать не умеет)
2к. Сколько в двух неделях дней? (14)
Как называется результат при умножении? ( произведение)
Сколько сторон у шестиугольника? (6)
Назови число, в котором 12 десятков. (120)
На заборе сидели 3 кота, 2 кошки и воробей. Сколько птиц сидело на заборе? (1)
3к. Сколько орехов в пустом стакане? (нисколько, стакан пустой)
Сколько пальчиков у четырёх мальчиков? (40)
На дубе выросли 8 яблок и 6 груш. Ск всего фруктов выросло на дубе? (0)
Сколько дней в шести неделях? (42)
Сколько нулей в записи числа миллион? ( 6)
2 конверт. «Математические бусы» «Веселые гонки» на машинах
60+10 :7+40*5:10+25*7-100
45+65-70*4:2+35
14+13:9*100+200:5+250= ФИНИШ
15+16-3*100+20:6+300=
16+14*3+10:5*8+190=
3 конверт. «Что означают эти выражения?»
Одна нога тут, другая там.(Быстро)
От горшка два вершка.(Маленький)
На все четыре стороны.(Куда угодно)
Как свои пять пальцев.(Знать очень хорошо)
4 конверт. « Отгадай ребус» Расшифруй спрятанные слова. Команды отгадывают ребусы. За каждый ребус команда получает балл.
5 конверт. « Сказочный»
1. ) Сколько поросят строили дома? (3)
2)Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)
3) Сколько друзей-гномов было у Белоснежки? (7)
4) Сколько лет жил старик со старухой у моря в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33)
5) Сколько бойцов было у Али - Бабы? (40)
6) Чашки 3 и 3 постели, стульев тоже 3, и жильцов здесь в самом деле проживает ровно 3. В какой сказке такое было? ( 3 медведя)
6 конверт. « Удачный рыболов»
1 команда. Четыре братца под одной крышей живут
Одним поясом опоясаны. (Стол).
2к. Два братца в воду глядятся,
Все не сойдутся. (Берега).
3к. Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга).
1к. Ношу их много лет, а счету не знаю. (Волосы).
2к. Стоит дуб, полон круп, пятачком покрыт. (Мак).
3к. Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырех. (Всадник).
1к. Что за шустрый старичок,
Восемьдесят восемь ног,
Все по полу шаркают
За работой жаркою. (Веник).
2к. Не живой я, но шагаю,
Землю рыть я помогаю,
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад. (Шагающий экскаватор).
3к. Ростом мал и пузат.
А заговорит –
Сто крикливых ребят
Сразу заглушит. (Барабан).
1к. 101 брат и все в один ряд
Вместе связаны стоят.
Что это такое? (Изгородь).
2к. Кулик – не велик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись. (Школьный звонок).
3к. На одной яме - сто ям с ямой. (Напёрсток).
В красном домике сто братьев живут,
Все друг на друга похожи. (Арбуз).
1к. Чем больше из неё берешь ,Тем больше она становится. (Яма)
2к. Два брюшка,
Четыре ушка. (Подушка)
3к. Стоит Антошка
На одной ножке.
Где солнце встает,
Туда он и тянется. (Подсолнух)
Дополнит. Вопросы
Живут два друга,
Глядят в два круга. (Глаза, очки).
Овсом его не кормят.
Кнутом его не гонят,
А как пашет —
Семь плугов тащит. (Трактор)
Математические фокусы.
Я смогу угадать любое задуманное число
- Задумайте любое число до 10, запомните его.
- Прибавьте к нему 3.
- Умножьте результат на 6.
- Вычтите задуманное число.
- Вычтите 8.
- Результат разделите на 5.
- Скажите свой результат, чтобы я ответил, какое число задумано.
(Для ответа нужно вычесть 2 из получившегося результата).
7 конверт. «Собери пословицу»
1 команда: ... в поле не воин.
Не имей сто рублей ,а имей….
2 команда: … одного не ждут.
У семи нянек дитя без глазу.
3 команда: … один раз отрежь.Одна голова хорошо, а две лучше.
Делу - время, потехе – час
Цыплят по осени считают.
8 конверт. « Прояви смекалку.» – Задачи в стихах. Слушаете стихотворение, отгадываете, а ответ пишите на листочке по цепочке.Кормушку для птиц Мы к зиме смастерили, Зерен и ягод в нее положили. Гости себя не заставили ждать. Стали мы птиц на кормушке считать: Три свиристеля, четыре синицы, Пять снегирей да один воробей. Сколько всех птиц? Отвечайте скорей. ( 13)
В лес за грибами папа ходил, Из леса в корзине домой приносил: Девять лисичек, восемь маслят, Три сыроежки, двадцать опят, Один боровик да десять груздей. Сколько грибов? Сосчитайте скорей! (51)
.
Мы только с парохода,Мы только из похода – Одиннадцать недельГостили на воде.А сколько это дней?Считай-ка поскорей!
В зоопарке он стоял,Обезьянок все считал.77
Две играли на песке,Три уселись на доске,А двенадцать спинки грели.Сосчитать вы всех успели?17
Есть у нашего АндрейкиШесть монет по две копейки.На покупку сладкой плюшкиСколько денег у Андрюшки?12
Солнце льет на землю свет.Рыжик прячется в траве.Рядом тут же в желтых платьяхИх еще двенадцать платьев.13
В кузовок я всех их спрятал.Вдруг гляжу – в траве маслята,Их пятнадцать тех маслят В кузовке уже лежат.А ответ у вас готовСколько я нашел грибов?15
Два цыпленка стоят,Два в скорлупках лежат.Шесть яиц под крыломУ наседки лежат.Посчитай поверней,Отвечай-ка скорей:Сколько будет цыплятУ наседки моей?10
Я, Сережа, Коля, Вася – Волейбольная команда.Женя с Игорем пока – Запасных два игрока.А когда подучатсяСколько нас получится?6
7 воробушек спустились на грядку.
Скачут и что-то клюют без оглядки
Котик –хитрюга внезапно подкрался,
Мигом схватил одного и умчался
Вот как опасно клевать без оглядки
Сколько теперь их осталось на грядке? ( ни одного)
9 конверт. Конкурс капитанов .– Отвечаем на вопросы очень быстро, если не можете ответить. Вопрос переходит к другой команде.
а) Рыболов за две минуты поймал четыре рыбки. За сколько минут он поймает восемь таких рыбок?б) Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?в) На складе было пять цистерн с горючим по шесть тонн в каждой. Из двух цистерн горючее взяли. Сколько цистерн осталось?г) Самолет летит от Москвы до Санкт-Петербурга один час, а обратно из Санкт-Петербурга 60 минут. Почему такая разница?д) Вини-Пух и Пятачок пошли в поход. Они взяли с собой веревку, вдруг пригодится. На этой веревке они завязали 2 узелка. Сколько частей получилось?
е) 6 картофелин сварились за 30 минут в кастрюле. За сколько минут сварилась каждая картошина?ж) Сколько концов у десяти палок?з) Гусь на двух ногах весит 4 кг. Сколько он весит на одной ноге?и) Что тяжелее: 1 кг пуха или 1 кг железа?
А) Незнайка решил искупаться. Он разделся, сложил одежду на берегу реки, вошёл в воду и поплыл. «Сейчас я три раза переплыву реку, оденусь и пойду домой». Как ты думаешь, нашёл ли он свою одежду на берегу реки, когда вышел из воды? Ответ объясни.Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло случиться?
Чтобы сварить 1кг мяса, требуется 1ч. За сколько времени сварится полкилограмма такого же мяса?
102 = 10*10 =100. Чему равно 106?
. Назвать 5 дней подряд не употребляя название дней, недели и чисел.
Тройка лошадей пробежала 21 км. По сколько км пробежала каждая лошадь?
. Когда гусь сидит на весах он весит 4кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу?
. Геометрическая фигура образованная двумя лучами
Длина тела человека?
Когда частное равно делимому?
Сколько яиц можно съесть натощак?
. В семье 7 братьев. У каждого по одной сестре. Сколько детей в семье?
. Врач дал для больной Марины выписал 3 таблетки и велел принимать их через полчаса. Марина строго выполнила указание врача. На сколько времени хватило прописанных врачом таблеток?
. Ответы: 1). 8 детей; 2)на 1 час; 3)27 км; 4) 4кошки; 5) нет, т.к. будет 11 ч ночи; 6)в этом месяце 5 понедельников; 7) 225; 8) позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра; 9) 21 км; 10) за 4мин; 11)осталось 5 цистерн;12) за 1час; 13) когда делим на 1; 14)1яйцо; 15) 4кг;
17) дед, отец, сын; 18) за 6мин; 19) родина; 20) рост; 21) 102 = 10*10= 100,
106 = 10*10*10*10*10*10* = 1000000; 22) угол.
. Ответы: 1). 8 детей; 2)на 1 час; 3)27 км; 4) 4кошки; 5) нет, т.к. будет 11 ч ночи; 6)в этом месяце 5 понедельников; 7) 225; 8) позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра; 9) 21 км; 10) за 4мин; 11)осталось 5 цистерн;12) за 1час; 13) когда делим на 1; 14)1яйцо; 15) 4кг;
17) дед, отец, сын; 18) за 6мин; 19) родина; 20) рост; 21) 102 = 10*10= 100,
106 = 10*10*10*10*10*10* = 1000000; 22) угол.
10 конверт "Музыкально - математический".
Команды должны угадать мелодию и сказать фразу, в которой будет математический термин.
1) "Учат в школе" (К 4+2)
2) "Вместе весело шагать по просторам" (... раз дощечка, два дощечка)
3) "Крокодил Гена" (... и подарит нам 500 эскимо)
4) "Дважды два - четыре
5) "Солнечный круг, небо вокруг"
6) "Жили у бабуси два веселых гуся"
Конкурсная игра «Собери грибы».
На доске грибочки с примерами. Каждая команда собирает грибы в свое лукошко и зарабатывает жетоны.
45:15
36*2
95:5
96:8
65:13 72:2 81:17
34*4
38*7
51:3
28*3
64:2
64:4 78:13 60:15 96:16
14 *5
45*2 15*6 26*5
5 * 20
70:14 25 * 4
90:5
24*4
60: 12 16 *6
11 конверт « Умные задачки »
Расположи 45 кроликов в 9 клетках так, чтобы в каждой клетке количество кроликов было бы различным.
Сумма цифр двузначного числа равна 10 . Если из этого числа вычесть число, которое получится при записи цифр этого числа в обратном порядке, то результат будет равен 72. Найди первоначальное двузначное число.
Раздели эти 12 чисел на 4 группы так, чтобы сумма чисел каждой группы была равна 125.
15
78 23
75 24
62 25
49 29
47 35
38
Игра. Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз . Лишь скажу я слово три
Приз немедленно бери (хлопай в ладоши).
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых ... две.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри
А жди команду: раз, два... марш.
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя, их повтори
Разок, другой, но лучше... пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать...
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли
Когда была возможность взять.
12 конверт «Арифметическое ассорти» Расставь знаки действий и скобки, чтобы получить верное выражение.
5 5 5 5 = 3 5 5 5 5 = 30
5 5 5 5 = 4 5 5 5 5 = 75
5 5 5 5 = 5 5 5 5 5 = 50
5 5 5 5 = 6 5 5 5 5 = 120
5 5 5 5 = 7 5 5 5 5 = 130
5 5 5 5 = 26 5 5 5 5 = 625
5 5 5 5 5 =100 1 2 3 4 5 6 7=40
7 9 8 4 3 5= 12
13 конверт. «Волшебное слово»
Придумать как можно больше слов используя слово «Треугольник».
Пока жюри подводит итоги вашему вниманию предлагается
сценка. « Треугольник и квадрат».
Жили-были два брата
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный приятный.
Младший - треугольный
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат!»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре»
Но квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я – квадрат».
И сказал ещё нежнее:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату
Натыкаясь на столы, Младший лез воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился-был квадратом,
А проснешься - без углов!»
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он - нет квадрата.
Онемел… стоял без слов…
Вот – так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
. Сюрпризный момент – сладкие петушки из Матрешки
Ух – ты! Ох – ты! Тара – рар! Коль задачи б не решили,Вот и кончился базар! Не купили бы товар.Вот и кончился базар! Не купили бы товар,Распродали весь товар! Зря пришли бы на базар!
Подведение итогов, награждение победителей
По количеству заработанных баллов между командами распределяются 1, 2, 3 места.
Спасибо всем за активное участие в игре!
Сегодня мы не только будем соревноваться, но и узнаем много интересного о математике.