Конспект урока по обществознанию на тему Толерантность — форма сознания современного человека

Конспект урока по обществознанию.
«Толерантность - форма сознания современного человека».
Цели урока:
1. Формирование представлений о толерантности как форме сознания современного человека и человека будущего.
2. Развитие потребности в применении знаний, умений, навыков на практике.
3. Воспитание принципов толерантности в молодежной среде.
Задачи урока:
1. Знать содержание терминов: «толерантность», «интолерантность».
2. Уметь определять сущность явлений, выделяя их признаки.
2. Уметь анализировать документы.
3. Уметь сравнивать различные точки зрения и аргументировать выбранную позицию.
3. Уметь моделировать поведение на основе принципов толерантного поведения.
4. Оценить собственный опыт поведения с точки зрения интолерантного и толерантного поведения.
5. Развитие навыков работы в группе.
6. Развитие навыков обобщения изучаемого материала в форме, соответствующей интересам, способностям учащегося.
7. Развитие навыков самоанализа познавательной деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийная система, электронная доска, указка, ватман (по количеству групп), маркеры, магниты для доски.
Материалы к уроку: слайды к материалам урока, извлечения из «Декларации принципов толерантности» (раздаточный материал), листы самоанализа знаний, умений, навыков на занятии.
Опережающие задания:
- презентация по теме «Проявления нетерпимости в современном обществе» (мультимедийная система);
- разработка заранее сформированными группами ситуационных моделей интолерантного и толерантного поведения;
- чтение наизусть стихотворения Б.Окуджавы «Чувство собственного достоинства».
Ход урока.
1. Организационный этап:
- проверить санитарно-гигиенический режим в кабинете;
- поставить парты для размещения участников групп;
- установить мультимедийную систему;
- разложить материалы, необходимые для работы учеников в группах:
1. Черновики (по количеству участников).
2. Извлечения из «Декларации принципов толерантности» (по количеству участников).
3. Листы самоанализа знаний, умений, навыков на занятии (по количеству участников).
- размещение учеников и подготовка к занятию.
2. Мотивационный этап (10 минут):
Учитель
Ученики
Время

Не будем спешить обозначить тему урока, ибо она настолько важна для нас всех, ибо она настолько определяет жизнь каждого из нас,
что ее нужно прочувствовать всем сердцам, бьющимся здесь, сейчас и во веки веков
Последние десятилетия 20-начала 21 века поставили человечество перед фактом роста насилия. Нетерпимость присутствует в человеческих реакциях на иной оттенок кожи, другой язык, ценности, исповедуемые другим человеком, и даже на иные виды пищи. Факты религиозной, расовой, национальной нетерпимости сопровождали человеческую историю на протяжении многих веков.
Сегодня человечество остро осознало потребность в признании разнообразия убеждений, поступков, культур.










Слайд.
Нетерпимость.
2 мин.

Почему проблема
признания многогранности окружающего мира
остро актуальна для наших современников? (слайд).

Консультация учителя при подготовке опережающего задания: представить факты проявления нетерпимости, шокировавшие учеников и касающиеся в частности следующих сторон жизни общества:
- ксенофобия;
- религиозная нетерпимость;
- рабство в современном мире;
- жестокость родителей по отношению к детям;
- отношения между подростками;
- семейные отношения.
Малый проект.
Презентация по теме
«Проявления нетерпимости в современном обществе».
(мультимедийная система).







5 мин.













Итак, почему проблема признания многогранности окружающего мира так актуальна для наших современников?
Жертвами нетерпимости может стать любой из нас. Основной ценностью гражданского общества является признание права любого человека на самовыражение. Другое мнение нужно учиться понимать, уважать, осознавать.
2 мин.

Из выше увиденного и вышесказанного есть только один выход - другая форма сознания, иная модель поведения. Нужно понять, что ваши особенности не делают вас не лучше и не хуже других людей. Ученые назвали новую форму сознания «толерантность».
Сущности данной формы сознания посвятим два урока, тема одного из них обозначена следующим образом:

1 мин.

Слайд.
«Мы разные - в этом наше богатство,
мы вместе в этом наша сила».
Толерантность – форма сознания современного человека.


2. Изучение материала (14 минут).

На какие вопросы Вы бы хотели найти ответы в связи с изучением данной темы?
- толерантность?
- признаки толерантности?
- преимущества толерантного сознания?
- границы толерантности?

0,5 мин.

Чаще всего мы сталкиваемся со следующим определением понятия «толерантность»

1 мин.

Слайд.
Толерантность-это терпимость:
- к чужому мнению;
- к поведению;
- к культуре;
- к национальности;
- уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.


Предлагаю более глубоко рассмотреть сущность явления «толерантность».
16 ноября 1995 года в Париже участники 28-ой конференции ЮНЕСКО в количестве 185 стран приняли «Декларацию принципов толерантности».

2 мин.

Слайд.
16 ноября - Международный день толерантности.


«Декларация принципов толерантности» следующим образом трактует интересующий нас термин:
Задания к тексту документа:
1. Внимательно прочитайте определение.
2. Согласны ли Вы с определением толерантности как терпимости к чужому мнению? Аргументируйте ответ.
3. Выделите основные черты интолерантного человека.
4.Определите черты толерантного человека.

Работа с текстом документа
(смотреть «Приложение»).


Обсуждение вопросов.

Для выполнения 3 и 4 заданий группы используют ватман и маркеры.





6 мин.



4,5 мин.

Слайд (к вопросу № 2).
Основные черты интолерантного человека:
- эгоизм;
- пренебрежение;
- игнорирование;
- непонимание;
- равнодушие;
- раздражительность;
- нетерпимость;
- агрессивность.



Слайд (к вопросу № 3).
Основные черты толерантного человека:
- доброжелательность;
- понимание других людей;
- открытость для общения;
- уважение мнения других людей;
- уважение к формам самовыражения людей.










4. Терпимость может иметь различные лики, например: терпимость-безразличие, терпимость-равнодушие, терпимость-снисхождение Толерантность - не пассивное отношение, она проявляется через активную жизненную позицию. Толерантность-это диалог. Если человек толерантен, он не равнодушен, он проявляет внимание, заботу, доброту, несет ответственность, предупреждает зло. Толерантность – высоконравственная позиция. Это-добродетель, не маскирующаяся в одежды безразличия, равнодушия, снисхождения.



3. Закрепление материала (15 мин).


Наиболее сложной для нас проблемой является выработка навыков поведения в духе толерантности, которая является психологической основой для взаимопонимания.
Проверка опережающего домашнего задания.
Работа по группам:
1.Группа представляет ситуацию из повседневной жизни, характеризующую интолерантное поведение.
2.Группа предлагает решение ситуации с учетом принципов толерантного поведения и объясняет преимущество данной модели поведения.
Возможные ситуации:
-общение одноклассников;
-общение между детьми и родителями;
Работа по 5 мин.


Рефлексия (4 мин).


Толерантное поведение позволяет избегать конфликтных ситуаций и сохранять человеческое достоинство в самых сложных ситуациях.
Чтение наизусть стихотворения
Булата Окуджавы
«Чувство собственного достоинства»
(смотреть «Приложение»)


Толерантное поведение-уважение к деятельности других людей, выраженное в корректной форме. Выразите свое мнение о сегодняшнем уроке.



Предлагаю сдать «Листы самооценки деятельности на уроке».



5. Домашнее задание (3 мин).

Слайд.
Домашнее задание (по выбору):
1. Написать эссе «Мои размышления о толерантности».
2. Написать эссе «Праведник толерантности» (например, А.Д.Сахаров, Я.Корчак, Л.Н.Толстой, Махатма Ганди и другие).
3.Сочинить эпиграф к уроку «Пределы толерантности».
4. Нарисовать эмблему, символизирующую принципы толерантности.

Человечеству предстоит грандиознейшая работа по формированию новой формы сознания, основанного на принципах толерантности. Хочется надеяться, что сегодняшний урок будет жить в ваших поступках.














Рабочий лист урока.
1. Ознакомьтесь с трактовками термина «толерантность», предложенными ниже:
а). Толерантность-это терпимость:
- к чужому мнению;
- к поведению;
- к культуре;
- к национальности;
- уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.
б). «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Извлечение из «Декларации принципов толерантности»
2. Согласны ли Вы с определением толерантности как терпимости?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3. Заполните таблицу:
Сравнительная характеристика
признаков интолерантного и толерантного поведения

Основные черты
интолерантного человека
Основные черты
толерантного человека






























Булат Шалвович Окуджава.
«Чувство собственного достоинства».
Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент:
созидается он столетьями, а утрачивается в момент,
под бомбежку ли, под гармошку ли, под красивую ль болтовню
иссушается, разрушается, сокрушается на корню.
Чувство собственного достоинства – вот таинственная стезя,
на которой разбиться запросто, но с которой свернуть нельзя,
потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,
растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.
Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.
Я люблю вас, мои товарищи, - боль и нежность в моей крови.
Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего
не придумало человечество для спасения своего.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15