Тест Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний. Истина и её критерии
Работа 6. Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний. Истина и её критерии
1. И чувственное, и рациональное познание
1)формирует знания и представления о предмете
2)использует логические умозаключения
3)начинается с ощущения 4)дает наглядный образ предмета
2. Понятие – это форма мысли, которая
1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств
2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений
3)формирует наглядный образ предмета
4)фиксирует различные комбинации ощущений человека
3. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.
1)Верно только А. 2)Верно только Б. 3)Верны оба .4)Оба суждения неверны.
4. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1)расширяет знания об окружающем мире 2)формирует наглядный образ предмета
3)осуществляется в форме ощущений и восприятий
4)использует логические умозаключения
5. Верны ли следующие суждения об истине?
А.Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.
Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.
1)Верно только А. 2)Верно только Б. 3)Верны оба .4)Оба суждения неверны.
6. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:
1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями
7. Рациональное это познание:
1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта
3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления
8. Возможность получения истинного знания отрицается:
1) философами 2) социологами 3) агностиками 4)духовенством
9. Методом эмпирического познания не является:
1) эксперимент 2) наблюдение 3)аналогия 4) описание
10. Верны ли суждения:
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4)оба суждения неверны
11. Верны ли суждения:
А. Противоположностью истины может быть другая истина.
Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4)оба суждения неверны
12. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:
1)обыденного знания 2) мифологического знания
3) эмпирического знания 4)научного знания
13. Какая из перечисленных наук изучает общество?
1) зоология 2) астрономия 3) социология 4) химия
14. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная
деятельность учёного:
1) основывается на использовании эксперимента
2) основывается на творческом подходе к работе
3) интеллектуально развивает
4) ставит целью открытие нового, достоверного знания
15. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.
Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность
выводов.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4)оба суждения неверны
16. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование
1) отвлечённых понятий 2) художественных образов
3) научных приборов 3)абстрактных моделей
17. Результатом познания являются:
1) вещи 2) знания 3) учения 4) заблуждения
18. Укажите, что не является теоретическим методом познания:
1) гипотеза 2) эксперимент 3) теория 4) аналогия
19. Укажите, что из перечисленного не является формой чувственного познания:
1) суждение 2)представление 3) ощущение 4) восприятие
Часть В
В1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ
ВИД ИСТИНЫ
1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей
А. Объективная истина
2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире
Б. Относительная истина
3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности
В. Абсолютная истина
4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент
5. Информация, соответствующая действительному положению вещей
В2 Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что рационального? (Правильный ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три рациональное)
1) Ощущения 2) Восприятия 3) Суждения 4) Понятия 5) Представления 6) Умозаключения
В3. Закончите фразу:
«Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, называется ...».
В4. Закончите фразу:
«Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется ...».
В5. Вставьте пропущенное слово:
«Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это ...знание».
В 6. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенных:
«Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. ________ - это воздух учёного. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваше теория – пустые потуги» (И.П. Павлов)
1) Замыслы 2) Предположения 3) Факты 4) Убеждения
В7. Установите соответствие между психическими процессами, участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ОПИСАНИЕ
ОПИСАНИЕ
1) ощущение
А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности
2) восприятие
Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов
3) представление
В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира
4) воображение
Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей
5) интуиция
Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств
6) мышление
Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств
В8. В каких случаях мы говорим об отсутствии у человека сознания:
1) когда от поступает нелогично
2) во время сна
3) под влиянием наркоза
4) в период сильного волнения
5) во время просмотра телевизионных передач
6) в период тяжёлого психического заболевания
7) при участии в компьютерных играх?
B9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Свои выводы наука формулирует в ____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего ____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим ____________(3), она исследует со стороны закономерностей и ____________(4). Научное познание опирается на систему ____________(5) и вырабатывает свой собственный ____________(6), отличный от обычного».
А) вопрос Б) предмет В) проблема Г) метод Д) схема
Е) теория Ж) язык З) субъект И) причина
Часть С
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них – само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно-научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно-научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное – его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом – через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <>
Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).
C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?
C2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания
C3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.
C4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.
С5.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль познавательной деятельности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ключ:
1 -1 В1. А;В;Б;Б;А
2 -2 В2. 3,4,5,6
3- 3 В3. Аналогия
4- 4 В4. Умозаключение
5 – 4 В5. Ценностное
6 -1 В6. Факты
7 -4. В7 1В;2Е;3Д;4Б;5А;6Г
8 -3 В8 2,3,6
9 -3 В9 ЕЗБИГЖ
10 – 2
11 -2
12 -4
13 -3
14 -4
15 -1
16 -2
17 -2
18- 2
19 – 1
С1. Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект – само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.
С2.Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание – это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании – извне, отстраненно, с помощью абстрактно-общих объяснений.
С3.Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно-исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.
С4. Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.
С8. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие о познавательной деятельности./ Познавательная деятельность – деятельность, нацеленная на постижение знаний.
2) Объекты познавательной деятельности:
а) окружающий мир, природа;
б) общество;
в) человек.
3) Формы познания:
а) чувственное познание
б) рациональное познание
4) Познавательная деятельность – путь личностного самосовершенствования и саморазвития
15