Занятие по предмету окружающий мир Зимующие птицы


МАОУ ДОД ОЦЭВ
Педагог дополнительного образования
Пятина Елена Михайловна
Разработка занятия путешествия по теме: Природные сообщества.
Цели занятия:
познавательные УУД:
- начать знакомство с лесом как с природным сообществом;
- обобщить и систематизировать знания о лесе;
- сравнивать свои возможности и возможности сквозных героев
- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;
- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:
- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы,выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
- использовать словарь терминов
личностные УУД:
- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;
- работать над формированием рефлексивного отношения к занятиям;
регулятивные УУД:
- учить ставить цели предстоящей работы;- учить различать задания разного типа;
- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;
- учить оценивать себя и своих товарищей;
коммуникативные УУД:
- совершенствовать умение работать в паре, в группе;
- учить осуществлять учебное сотрудничество;
- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Оборудование: презентации, тетрадь для записей, карта растительности
Ход урока:
Оргмомент.
– На гостей вы посмотрели, улыбнулись и тихо сели.
Сообщение темы и целей.
- Дети определите тему сегодняшнего занятия
Лес – и его обитатели.
- Сегодня мы начинаем новую тему«Природные сообщества» . Какие сообщества мы изучим в этой главе? (см. в словаре Ожегова сообщество)
- Какие цели занятия мы поставим?- О каких растениях и животных леса ты знаешь из книг?
- Есть ли в твоём крае лес?
- Это тайга, смешанный лес или лиственный лес? (сноска на словарик)Работа в парах - Работа с картой растительности - Какие леса же преобладают в нашем крае? Определите по фону.
(смешанные, в елово-широколиственные, берёзовые и осиновые, сосновые леса)Презентация «Какой бывает лес в разное время года?»
- Какие растения встречаются в наших лесах?- Животные?- Что такое лес?
Лес называют «царством деревьев». Но лес невозможно представить___________________
(пиктограмма «Выскажи предположение)
- Савелий заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько «этажей», или ярусов.
Дети, вы согласны с мнением Савелия? (см. в словаре Ожегова ярус)
(высказываются разные мнения детей).
. Заслушивание микроисследований. Презентация «Какие деревья живут на разных ярусах в нашем крае?»
Верхний ярус – высокие деревья – светолюбивые.
Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель.
Ниже – низкорослые деревья – теневыносливые.
Рябина, черёмуха, ива.
Третий ярус – кустарники.
Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина.
Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы – ландыш, кислица.
Все теневыносливые.
Самый нижний ярус - мхи и лишайники.
Работа в группах.
- Рассаживаемся в группы. Получаем задания.
Вопросы:
Сколько ярусов в смешанном лесу?
Какие растения располагаются в первом ярусе и ниже? И что такое подлесок?
Какие растения располагаются в самом нижнем последнем этаже? (это почва, в ней прячутся корни зелёных обитателей)
Какие растения нельзя отнести ни к какому ярусу в лесу? (подрост)
У каких деревьев и кустарников в смешанном лесу подрост за свою жизнь так и не сможет подняться выше третьего или второго яруса? (ель, пихта, кедр, рябина, черёмуха, крушина, калина)
- Ярусность помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу.
Пиктограмма «Выскажи предположение». Чтение отрывка текста.
Работа по рисунку. Пиктограмма «Работа в парах».
- Расскажите, какие животные живут и на каком ярусе?
Индивидуальное задание.
«Кто в лесу живёт на дереве, а кто под деревом?
Закрепление материала.
Дорисуй животных. (работа консультантов)
Домашнее задание.
- Мы продолжим работу по этой теме. К следующему занятию приготовьте исследования на тему – малоизвестные факты о следующих животных:_________________ . Обязательно расскажите о природных врагах и о питании животных.
Итог.
- Что узнали нового?
- Достигли ли целей?
- Что интересного узнали?