Занятие по внеурочной деятельности по курсу Мир деятельности по теме «Вера в себя».

Кустова Ольга Владимировна, учитель начальных классов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа

Липецкой области имени майора милиции Коврижных А.П.»

г. Липецк

Программа внеурочной деятельности «Мир деятельности» 3 класс

Тема «Вера в себя».

Изучение нового материала.

Цели и задачи :
сформировать представление о понятии «вера в себя» в учебной деятельности.
показать значимость веры в себя как личностного качества, необходимого для успеха в учении, преодоления затруднений, достижения поставленных целей;
сформулировать основные правила, позволяющие формировать веру в себя.

Форма работы учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Оборудование: презентация , эталон и копилка, печатный материал: изображение Мартышки, Удава и Попугая из м/ф «38 Попугаев», разрезной материал., фотографии кадетов в различных видах деятельности: на уроке физкультуры, во время физминутки, на перемене.

Ход занятия.
Этапы
Визуальный ряд
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1 Мотивация к учебной деятельности
Слайд 1







Слайд 2








Слайд 3





Слайд 4
Мы сегодня вместе со Смайликом отправимся в Страну знаний. Давайте вместе скажем де-
виз послание Смайлика:
Надо в дорогу нам торопиться,
Чтобы узнать, как успешно учиться!
- Зачем мы отправляемся в страну Знаний?
- Что значит «уметь учиться»?

- Вы уже умеете учиться?

- Где мы этому учимся?

-Вы уже многое знаете об учебной деятельности, изучили много эталонов. Какие качества ученика вам помогают в учёбе?
-Чего не хватает нашему солнышку?
- О чём будем говорить сегодня на занятии? Сегодня вы узнаете новое личностное качество, которое необходимо для успешной учёбы.
- Для этого надо пройти шаги первого и второго этапов урока открытия нового знания.
Успешно пройдя все этапы урока, вы разгадаете напутствие Смайлика, которое будет вам помогать в течение всего года.
А сопровождать вас на уроке будут герои мультфильма «38 попугаев» Мартышка, Удав
и Попугай.


-Чтобы научиться учиться
-Нужно понять, чего ты не знаешь и самому найти способ.

-только учимся

-На наших уроках, когда открываем новые знания.

- Активность, терпение, доброжелательность
- Лучика с новым качеством.






Дети берутся за руки и говорят друг другу: «Мы вместе значит, у нас всё получится!»
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные: самоопределение; смыслообразование; внутренняя позиция школьника; учебно-познавательная мотивация.

Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества.


2.Актуализа-
ция знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.






Слайд 5







Слайд 6







Слайд 7
Актуализация знаний о ценностях жизни и личностных качествах.
Откройте учебное пособие задание № 1 и прочтите слова.
Знакомы вам эти понятия?
Как эти слова помогают вам в учёбе?
Как можно сгруппировать эти слова?
Рядом с личностными качествами напишите букву Л, а рядом с ценностями нашей жизни
букву Ц.
Какие из этих понятий (эталонов) относятся к личностным качествам?
К какой группе эталонов относятся оставшиеся слова?
Какая самая главная ценность в жизни для человека?
Чтобы быть здоровым, какие правила здоровья надо соблюдать?
- Как мы в Кадетской школе соблюдаем правила здоровья?
Физминутка

- Прочтите первое слово каждого правила. Что вы заметили?

- Какие ещё слова можно использовать в этих правилах?
- Что значит «верить в себя»?
- Это важное правило ? Почему?
- Уточните, какому личностному качеству посвящён наш урок?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Напомните мне, что мы уже сегодня повторили?
- Какие шаги учебной деятельности прошли?
- Какой следующий шаг?
- Чтобы человек был здоровым, ему необходимо соблюдать правила здоровья. А если ученику
надо поверить в себя, что ему необходимо соблюдать?
- Смайлик приготовил для вас карточки с правилами, которые помогут ученику поверить в себя. Он так спешил к вам, что все карточки с правилами перепутал. Как вы думаете, какое задание будет для пробного действия?
- В учебном пособии в задании № 2 изображены эти карточки. Они перепутаны! Прочтите слова, написанные на карточках, и соедините карточки попарно так, чтобы получились правила, которые помогут ученику поверить в себя.
- Поднимите руку, кто не смог составить правила. В чём ваше затруднение?
- Кто составил правила? Вы уверены, что составили верно, можете обосновать?
- У вас возникло затруднение. Что нужно сделать, когда сталкиваешься с затруднением?
- Над чем будете думать?
Учащиеся читают слова: доброжелательность,целеустремлённость, любознательность, са-
мостоятельность, знание, семья, терпение, здоровье, честность, активность.
Личностные качества и ценности нашей жизни.)


Ценности нашей жизни.
Здоровье.

- Много занимаемся спортом,
Соблюдаем режим дня, питаемся правильно, и т.д.
- Каждое правило начинается
с глагола: будь, береги, поднимай, держи, соблюдай, делай. Старайся, верь.
Вера в себя это уверенность человека в том, что у него всё получится.
- Вере в себя.
- Личностные качества, ценности жизни, правила здоровья.
- повторили и обобщили
- пробное действие

Правила, которые помогут ученику поверить в себя.

Составить правила, которые помогут ученику поверить в себя.

-Надо остановиться и подумать.

- Над причиной затруднения.
Познавательные УУД
1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представление информации в виде схемы.
3. Выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные УУД
1. Развитие умения высказывать предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивание учебных действий в соответствии с задачей.
3. Осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные УУД
1. Развитие умения слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты
1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
 2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3. Выявление места и причины затруднения.






- Какое задание вы выполняли?

- Почему вы не смогли выполнить это задание?
-Составляли правила, которые помогут ученику поверить
в себя.
Мы ещё не знаем правил, которые помогут ученику поверить в себя, у нас нет эталона
Личностные:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
Регулятивные:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

4.Построение проекта выхода из затруднения.


Слайд 8
- Что же вы должны сегодня сами узнать? Поставьте перед собой цель.
- Назовите следующий шаг нашего урока.

-Посмотрите на карточки. Что вы заметили?
-Что вы будете делать с карточками?
-Какая карточка будет первой частью правила?
- Значит, какой будет первый шаг плана? (Составить правило.)
- Какой шаг будете делать потом: объяснять правило или придумывать знак к правилу? (Сначала надо понять правило и объяснить, а потом, чтобы лучше запомнить, придумать знак.)
- Узнать правила, которые помогут ученику поверить в себя.
Составление плана.
Глаголы «Говори», «ставь цель», «действуй»,
«отмечай», написаны на красных карточках. Слова: «Я научусь! Я смогу!», «От малой к большой!», «Свои успехи!», «Спокойно и уверенно!» написаны на синих карточках.
Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Регулятивные:
Прогнозировать предстоящую работу (составление плана).
Принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

5. Реализация построенного проекта.
Слайд 9








Слайд 10








Слайд 11







Слайд 12



Слайд 13




Слайд 14





Слайд 15
- Чтобы работа в группах была продуктивной, надо вспомнить правила работы в группе..





- А можно записать это правило так: «Не говори: „Я не научусь! Я не смогу!“»? (Нет.) Надо ставить цель, стремясь к чему-то хорошему, а не убегать от чего-то неприятного. Как будет звучать первое правило? Давайте скажем его вместе.
- Если человек только говорит «Я научусь! Я смогу!», а сам ничего не делает, можно ли сказать,
что у него есть вера в себя?
- Это будет пустая вера. Пустая вера как дом без фундамента. Недаром народная мудрость гласит: «Вера без дела пустой звук».
- Какая карточка будет следующей? («Ставь цель».)
-Почему?
-А когда мы ставим цель?
- Достигать цели это как шагать по ступенькам. Разбивать большую и непонятную цель на более мелкие и доступные цели. Какая у вас главная цель в школе?
- Можно ли её сразу достичь?
- Как тогда необходимо действовать?
Из малых целей складывается большая, главная цель.
- Какая карточка будет следующая?
- Где мы уже встречались с похожим правилом?
- Расскажите, как вы это правило выполняете.
Получилось третье правило. Прочтите его все вместе.
- Какое правило осталось? («Отмечай свои успехи!»)
- Как можно отмечать свои успехи?
- Вы слышали слово «портфолио»? Как вы его понимаете?
Портфолио это индивидуальный портфель учебных достижений ученика, в котором собраны результаты олимпиад, конкурсов, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.
- Что находится в вашем портфолио?
- Значит, вы отмечаете свои успехи. Почему важно отмечать свои успехи?
Прочтите четвёртое правило вместе.
- Мы все правила открыли?
- Посмотрите в учебник, все ли окошки заполнили? Почему остался пустой прямоугольник?
- Попробуйте написать сейчас своё правило, если возникнут затруднения, доработаете дома.
Физминутка слайд 16
Под песню «Не бойся быть отважным» из м\ф «38 попугаев: А вдруг получится!»
После выполнения задания представители каждой группы выходят к доске
и прикрепляют на неё карточки с правилами и предложенный символ, обозначающий состав-
ленное правило.
Учащиеся группы по плану представляют правило «Говори: „Я научусь! Я смогу!“»



- Прежде чем действовать, надо поставить цель.
-Когда сложно, когда есть затруднение, когда хотим чего-нибудь добиться.

- Узнать, что значит учиться, какие два этапа учебной
деятельности надо выполнять
«Действуй спокойно, уверенно!»

Учитель обращает внимание на такой приём укрепления веры в себя, как портфолио. Под руководством учителя учащиеся делают вывод: для формирования веры в себя
можно вести дневник достижений или дневник успехов, в котором отмечать свои достоинства, свои ежедневные успехи.

У каждого человека может быть своё правило веры в себя

Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;

Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Познавательные:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.


6 Первичное закрепление во внешней речи














Слайд 17
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Какой следующий шаг нас ждёт?
- Посмотрите мультфильм «38 попугаев: А вдруг получится!» и назовите правила, которые по-
могли Попугаю поверить в себя.
- Чего не умел делать Попугай?
- Почему он думал, что не умеет летать?
- Кто помог Попугаю поверить в себя?
- Как друзья помогли Попугаю?
А что посоветовали бы вы Попугаю, какие правила ему бы помогли?
- Предлагаю вам поработать в парах. У вас на парте лежит карточка с рассказом Мартышки о
том, какие правила помогают ей поверить в себя. Прочтите рассказ и подчеркните эти правила.
Проверка по слайду 17

Закрепление знаний




Ни разу не пробовал

Личностные:
Оценивать жизненные ситуации (поступки) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

7 Самостоя-
тельная работа с самопро-
веркой по эталону.





Слайд 18
Какой следующий шаг урока?
С какой целью будем выполнять самостоятельную работу?
В задании № 3 самостоятельно прочтите рассказ Попугая и подчеркните правила, которые
помогают ему поверить в себя.
- У кого есть ошибки?
Почему они появились? Исправьте их.
Кто всё выполнил верно? Молодцы!

Чтобы проверить себя


8 Включение в систему знаний











Слайд 19
А где вам пригодится качество вера в себя? Приведите примеры.
Как вы думаете, это качество нужно только ученику? Докажите.
Назовите литературных героев или героев мультфильмов, которые хотели стать увереннее,
поверить в свои силы.
В тетради в задании № 4 зашифрована пословица. Прочтите задание и расскажите, что надо сделать, чтобы расшифровать пословицу.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Посмотрите на солнышко, на нём засветился ещё один лучик, ещё одно качество ученика.
Можете ли вы развивать это качество в себе?
Что вы будете делать, чтобы развить в себе это качество?



Лев, Железный Дровосек из м.ф «Волшебник Изумрудного города»
Расставить шаги первого этапа урока открытия нового знания по порядку, а потом расшифровать пословицу.


9 Рефлексия












Слайд 20
О каком личностном качестве мы говорили?
Какие правила вы узнали, помогающие ученику поверить в себя?
Кто должен соблюдать эти правила и помнить о вере в себя?
Что может произойти, если не соблюдать эти правила?
А теперь посмотрите в тетради на «Лесенку успеха».
Те, кто ещё не разобрался, зачем ученику нужны наши новые правила и не может о них рассказать, приклейте наклейку на нижней ступеньке «Лесенки успеха» на половинке «Знаю». Если эти правила пока вам понятны, но вам ещё понадобится время, чтобы их осмыслить,
приклейте смайлика на ступеньке выше. А насколько выше, решите сами. Кто хочет объяснить свой выбор?
- Верьте в себя- и у вас всё получится! Спасибо за занятие.




15