Доклад по гражданскому воспитанию учащихся


В условиях модернизации российского образования воспитание гражданственности становится одним из главных направлений в работе с детьми.
Оно направлено на осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей малой Родины, страны, ее жизни, к ее народу, уважение национальных традиций и обычаев.
Применение инновационных технологий в педагогической деятельности делает этот процесс интересным и социально-полезным.
Одной из педагогических находок можно считать организацию проектной деятельности учащихся в инициативных и творческих группах по интересам. Ведь плодотворный процесс в любой области зависит, прежде всего, от положительной мотивации участников деятельности на достижение результата.
В 1 классе я стала использовать проектную деятельность не только на уроках, но и во внеурочной работе. Программа по которой мы занимаемся проектированием называется «Я – исследователь» и состоит из нескольких проектов, реализуемых в течение всего учебного года.
Формирование гражданской позиции учащихся через проектирование предполагает реализацию следующих целей:
- привлечение внимания школьников к актуальным проблемам местного значения;
- включение школьников в реальную практическую деятельность.
Время постоянно требует обновления процессов воспитания. В современных условиях необходимо воспитывать чувство ответственности у каждого гражданина начиная с самого раннего возраста.
Современное время диктует субъектно-субъектные отношения, когда ребенок становится активным участником всех процессов, происходящих вокруг.
Выстроенная система воспитания школьников на основе активных действий, ведет к преобразованию и улучшению собственной жизни, ориентации на общечеловеческие ценности.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он их не любит. Если человек не любит старые улицы, старые дома – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране».
Воспитать в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания без совместных действий с семьей невозможно, поэтому эти сложные задачи я решаю совместно с родителями.
В работе над проектом « Моя семья » дети принимали самое активное участие т.к. помощь в работе оказывали родители. Продуктом данного проекта стали праздники «День бабушек.», « Мама - самый лучший друг.», семейные фотоальбомы и родословное древо. Дети подготовили выступления о семейных традициях, о старинных вещах и самых старых фотографиях, которые ценятся и берегут их как память о близких и родных людях.
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Мы с ребятами после бесед о родном крае выбрали тему своего проекта, близкую для понимания, «Моя малая Родина.». Начали с выбора и обсуждения микротем. Каждый ученик выбрал для себя интересную тему. Разбились на группы по интересам. Работа проводилась в течение месяца. Ребята собирали информацию, анализировали, отбирали самое важное, интересное, значимое. Мы посетили краеведческий музей в городе Муроме, где ребята были не только экскурсантами, но и попробовали себя в роли экскурсоводов, для первоклассников были проведены экскурсии в школьном музее Морозова, боевой славы, Затем результаты работы оформили в виде сообщений «Мой любимый уголок», газеты « Вот моя деревня…», презентаций.
У наших детей три воспитателя: семья, школа и село. И мы должны сделать так, чтобы и для нас, и для наших детей село стало не крошечной точкой на географической карте, не только местом жительства, учебы и работы, а настоящим другом.
Подводя итог, хотелось бы привести слова известного ученого В.А. Караковского, которые, определяют формулу успеха в воспитании вообще и идентичности в частности:
Без памяти - нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры - нет духовности,
Без духовности – нет воспитания,
Без воспитания – нет Человека,
Без Человека - нет народа!