Тезисы. Внеклассные занятия по произведениям Э.Успенского как средство формирования ценности дружбы у младших школьников


Внеклассные занятия по произведениям Э.Успенского как
средство формирования ценности дружбы у младших школьников
Чухнова М. В.,
студентка 4 КП группы,
специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в
начальном образованииГБПОУ СО «Камышловский
педагогический колледж»
В современной образовательной науке внимание учёных, исследователей привлекает вопрос формирования нравственных ценностей обучающихся. Это отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которых говорится о личностных характеристиках выпускника начальной школы:
укрепление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
развитие способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника.[ REF _Ref476379764 \r \h 3, REF _Ref476379806 \r \h 1]
В программе по литературному чтению «Начальная инновационная школа» в 1-4 классах (авторы: Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова) недостаточное количество времени уделяется темам, которые бы позволяли формировать ценность дружбы у младших школьников. Вследствие этого выделены противоречия между:
1)необходимостью формирования ценности дружбы у младших школьников и недостаточной ориентацией современного начального школьного образования на присвоение личностью данной ценности;
2)недостаточным потенциалом начального общего образования по формированию ценности дружбы у младших школьников и недостаточности знаний педагогов для формирования ценностей дружбы;
3)требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и недостаточным количеством разнообразных и эффективных средств для формирования духовно-нравственных качеств младших школьников.
Возможность решения указанных противоречий обуславливает актуальность настоящего исследования и определяет проблему: каковы возможности внеклассных занятий по литературному чтению в образовательной организации, обеспечивающих формирование нравственной ценности дружбы у младших школьников.
С целью разрешения данной проблемы было проведено исследование по теме: «Внеклассные занятия по произведениям Э. Успенского как средство формирования ценности дружбы у младших школьников».
Цель проекта – теоретически обосновать и разработать внеклассные занятия по произведениям Э. Успенского, способствующие формированию ценности дружбы у младших школьников.
В предлагаемой работе рассмотрен ряд понятий (нравственное воспитание, дружба, внеурочная деятельность, внеклассная работа), проанализированы требования ФГОС НОО, программа и учебники с 1 по 4 класс «Начальная инновационная школа», авторами которых являются Г. С. Меркина, Б. Г. Меркина, С. А. Болотовой, что стало основой для составления внеклассных занятий, способствующих формированию ценности дружбы у младших школьников.В словаре-справочнике по педагогической психологии М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева мы находим определение нравственного воспитания – это воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. [ REF _Ref476380859 \r \h 2]
Дружба это категория нравственного воспитания. Философская энциклопедия предлагает нам такое определение понятию «дружба»: разновидность избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой.[ REF _Ref476381309 \r \h 4]
Наиболее целесообразно рассмотреть возможности решения проблем формирования ценности дружбы на внеклассных занятиях, так как художественное слово в младшем школьном возрасте более доступно, чем научный текст, что и определило выбор произведений писателей, писавших о ценности дружбы.
Цель разработки внеклассных занятий – оказать методическую помощь учителям начальных классов, студентам педагогических специальностей при организации внеклассных занятий, направленных на формирование ценности дружбы у младших школьников.
В проекте представлены конструкты внеклассных мероприятий:
заочное путешествие «Мир произведений Э. Н. Успенского»;
турнир знатоков «Произведения Э. Н. Успенского»;
спектакль «Дядя Фёдор, пёс и кот»;
создание книги «Нет друга – ищи, а нашёл - береги».
Для определения уровня сформированности ценности дружбы у младших школьников до и после пробации проекта подобраны диагностики:
анкета-опросник «Настоящий друг», разработанная А.С. Прутченковым.
рисуночная методика «Я и мой друг», разработанная В. О. Смирновой и В. Г. Утробиной и другими.
В завершении хотелось бы сказать, что разработанные внеклассные занятия по произведениям Э. Н. Успенского предусмотрены для учителей начальных классов и классов компенсирующего образования. Представленные сценарии внеклассных занятий можно использовать в профессиональной деятельности учителям начальных классов, классов компенсирующего образования и студентам, проходящим практику внеурочной деятельности с добавлением, по желанию, своих материалов.
Список литературы:
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009.М.В. Гамезо, А. В. Степаносова, Л.М. Хализева. Словарь-справочник по педагогической психологии. 2001. URL: http://pedagogic_psychology.academic.ru/726/Нравственное_воспитание.
Министерство образования и науки Российской Федерации / Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Утверждён приказом от « 6 » октября 2009 г. № 373Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/357/ДРУЖБА