Формирование здорового образа жизни детей с ЗПР через внеклассные мероприятия

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования


Итоговая работа
слушателя курсов повышения квалификации «Организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС нового поколения по программе специальной (коррекционной) школы VII вида»


Тема: Формирование здорового образа жизни детей с ЗПР через внеклассные мероприятия.






Андреева Полина Николаевна учитель физики МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа» Локнянский район Псковской области



2014


Содержание стр.
Введение ------------------------------------------------------------------ 1
- Постановка проблемы
- Цель и задачи работы
Основная часть работы -----------------------------------------------2- 10
- психолого – педагогическая характеристика
- внеклассное мероприятие «Папа, мама,я – спортивная семья»
Заключение --------------------------------------------------------------- 11
Литература ---------------------------------------------------------------- 12


Введение Отличительная особенность современного общества это динамичность его развития. Успешность человека, а значит и ребенка в социуме все больше зависит от его творческой активности и способности к самостоятельному поиску решений в проблемных ситуациях. Одним из средств развития творческой активности детей является организация участия школьников в различных внеучебных мероприятиях. Возможность высоких достижений в жизни на 80% обеспечивает эмоциональный интеллект. Участие в игровых программах и конкурсах – одно из действенных средств развития ребенка. Особенно, вовлечение детей с ОВЗ во внеклассную деятельность, их участие в интеллектуальных, творческих играх и конкурсах, а также участие в спортивных состязаниях это эффективные пути выявления и развития их неординарных способностей. На фоне имеющегося заболевания у таких детей часто развивается неуверенность в себе и своих способностях. Зачастую ученик, имеющий хроническое заболевание, более остро переживает неудачи, чем ученик «обычный». В свою очередь, эмоции, которые чаще испытывает ребенок, влияют на успешность взаимодействия с другими людьми, а значит, – на успешность его социального развития. Как и в любой школе, так и в нашей школе есть учащиеся с ОВЗ – 7 вид .. И мы всегда ставим цель: не только привлечь их к обучению, но и выстроить их траекторию, которая поможет их социализации, расширит уровень их компетенции, даст возможность участвовать в различного рода мероприятиях и состязаниях, т.е. помочь учащимся с ОВЗ сформировать коммуникативную среду в области внеурочной деятельности, помочь им раскрыть свои способности.
Для этого школе реализуются общеобразовательные программы, проекты, воспитательная система рационально – познавательного типа, выбраны четыре компетентности – познавательная, компетентность в области здоровья, компетентность гражданственности и профессиональная компетентность, срок реализации каждой рассчитан на один год (с дальнейшим пассивным продолжением) и все это направлено на воспитание личности творческой, высоконравственной, любящей свою Родину, здоровой, готовой к дальнейшей профессиональной деятельности.





- 1 -
Основная часть
1. Психолого – педагогическая характеристика.
В классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, пять, четыре мальчика и одна девочка. У всех диагноз: задержка психического развития (ЗПР психогенного происхождения). Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства таких детей имеется мозговая дисфункция. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором – неблагоприятными условиями воспитания. Эмоциональная депривация (лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений), однообразие социальной среды и контактов, обделённость, слабая индивидуальная интеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению темпов психического развития ребёнка; как результат – снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений.
        Нередко очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные семьи: асоциально-попустительские и авторитарно-конфликтные. В асоциально-попустительской семье ребёнок растёт в атмосфере полной безнадзорности, эмоционального отторжения в сочетании со вседозволенностью. Родители своим образом жизни стимулируют аффективность (импульсивные, взрывные реакции),непроизвольность поведения, гасят интеллектуальную активность. Данное состояние часто является благоприятной почвой для формирования стойких асоциальных установок, т.е. педагогической запущенности. В авторитарно-конфликтной семье жизненная атмосфера ребёнка пропитана ссорами, конфликтами между взрослыми. Основная форма родительского воздействия – подавление и наказание систематически травмирует психику ребёнка. В ней накапливаются черты пассивности, несамостоятельности, забитости, повышенной тревожности.
        Дети данной группы интеллектуально пассивны, продуктивной деятельностью не заинтересованы, их внимание неустойчиво. В их поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество.
        При заинтересованности со стороны учителя, индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения и воспитания эти дети сравнительно легко могут заполнить пробелы в своих знаниях в обычных условиях школы.

- 2 -
Семья: Трое детей из пяти воспитываются в неполных семьях, один в полной, все семьи малообеспеченные, две семьи являются неблагополучными – родители пьют, перемешаны типы семей асоциально – попустительские и авторитарно – конфликтные, детей воспитывают бабушки, родители ездят на заработки в С-Петербург, образование у родителей начальное профессиональное и среднее, имеют рабочие профессии. Один мальчик из многодетной семьи. В связи с этим у всех детей наблюдаются: неуверенность в себе, повышенная тревожность, внутренняя конфликтность, моральный дискомфорт, негибкость в поведении, психическая напряженность, проблемы самоконтроля, проблемы социально – психологической адаптации.
Дети обучаются в шестом классе. Специальную (коррекционную) программу 7 вида усваивают, девочка по результатам обучения будет переведена на общеобразовательную программу. Мальчики имеют склонности к правонарушениям, один состоит на учете в школе как «проблемный ребенок». Активность приходит стихийно, делают только то, что интересно, в основном спортивные мероприятия и походы. У девочеки особая привязанность к классному руководителю и интерес к рукоделию и танцам.. Режим школы не нарушают, к правилам поведения в школе придерживаются. Ведется большая работа с родителями, постоянная связь через бабушек, мобильная связь, посещение на дому, родительские собрания, беседы. Анкетирование и тестирование детей позволяется выявлять их интересы, желания и несогласие с чем-либо. Пример одной психолого – педагогической характеристики, которые составляются на ребенка ежегодно:
Психолого – педагогической характеристика:
Фамилия имя, отчество ребенка: Денис П.
Дата рождения: __.__.2000 г.
Образовательное учреждение: МБОУ «Локнянская СОШ»
Класс (группа): КРО, 7 вид
История обучения: до поступления в школу не посещал ДОУ обычного типа (логопедическая, коррекционная группа), ДОУ коррекционного типа
Поступил в 1 класс: в сентябре 2008 года.
Оставлялся ли на 2 год : нет
Домашний адрес:
Телефон: домашнего нет, мобильный постоянно не носит

Общее впечатление о ребенке: ребенок замкнут, бывает агрессивен, неопрятен, бывает неожиданно добрым, любит трудится один, выполняет работу качественно,

любимый урок технический труд и физкультура, отношения с учителями ровные, ведомый.
Особенности психофизического развития: работоспособность хорошая, моторика развита средне, хорошая зрительно – пространственная ориентация, зрение 100%, слух хороший, внимание ослабленное, память неустойчивая, левша.
Общая оценка учебных навыков: умения и навыки соответствуют требованиям программы
Математика: счетные навыки развиты слабо, программный материал усвоен удовлетворительно
Чтение; темп чтения низкий, осознанность низкая, пересказ только после устного пересказа педагога
Письмо: аккуратность письма, но неустойчивость почерка
Особенности устной речи: малый словарный запас
Особенности обучаемости: новые понятия усваивает медленно, нужна постоянная помощь педагога
Эмоционально-поведенческие особенности: мало коммуникабелен, взаимоотношения с родителями, учащимися, учителями ровные
Подпись педагога (классного руководителя)  ______________________   ( _______________________)
« ___» ___________  ______г.
Директор школы   ______________________   ( _______________________)
М.П.

-4 -
2. Мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья!»
При подготовке воспитательного мероприятия необходимо соблюдать следующие условия:
- мероприятие должно планироваться на основании общешкольного плана воспитательной работы учреждения и самого педагога;
- мероприятие должно соответствовать общим целям воспитания, а так же той конкретной цели и задачам, которые ставятся воспитателем;
- необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями;
- не копировать слепо методические разработки воспитательных мероприятий, помещенные в разных источниках, а тщательно переработав их, взять то рациональное, что понадобиться в данном конкретном случае, и, дополнив в соответствии с реальными условиями коррекционного образовательного учреждения, использовать на практике.
Этапы организации мероприятия:
 I. Конструирование;
     II. Подготовка;
     III. Проведение;
     IV. Анализ
подготовка
Определить членов жюри, семьи-участники.
Подготовить грамоты (спортивной тематики), призы участникам.
Учителя физической культуры обеспечивают спортивным инвентарем.
Подготовить праздничное убранство зала с помощью родительский комитет класса.
Два старшеклассника подготавливают во время праздника инвентарь к очередному конкурсу, показывают образец выполнения задания.
Праздник проводится в спортивном зале.
Форма праздника – соревнования.








Чтоб расти и закаляться Не по дням, а по часам, Физкультурой заниматься, Заниматься нужно нам! - 5 -
Цели: 1.Пропаганда здорового образа жизни. 2. Совершенствование связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми мероприятиям. 3.Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой. 4.Развитие чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления. Инвентарь: Кегли, обручи, баскетбольные мячи, мини лыжи, воздушные шары, ласты, ролики. Зал украшен воздушными шарами, плакатами, гирляндами. - Добрый вечер! Здравствуйте, мамы и папы, бабушки и дедушки! Здравствуйте, дорогие болельщики и гости! Сегодня мы собрались для того, чтобы провести не совсем обычное спортивное соревнование «Мама, папа я – спортивная семья» Собрались мы здесь для того, чтобы посоревноваться в силе и ловкости, скорости и выносливости. Но не это главное в нашей сегодняшней встрече. Наша цель другая. Мы собрались для того, чтобы поближе познакомиться и крепче подружиться друг с другом, посмотреть, что умеют наши дети и что могут наши родители. И неважно, кто станет победителем в этом состязании, главное – чтобы все мы почувствовали атмосферу праздника, атмосферу сосредоточенности и доброжелательности.
Основная часть.
Приветствие учащихся.
-Учитель: а сейчас мы познакомимся с главными действующими лицами нашего спортивного праздника - Раз, два, три, четыре, Три, четыре, раз, два. Кто шагает дружно в раз? Учащиеся хором: Шумный, шумный 2-й класс. Вед: В зале папы, в зале мамы Здесь собрались не в первый раз И хотим сегодня вместе Поприветствовать мы вас.
Посмотрите-ка, у нас
Здесь собрался целый класс.
А напротив – папы, мамы
Папы бросили диваны. Мамы бросили кастрюли
- 6 -
И костюмы натянули.
Все хотят соревноваться,
Пошутить и посмеяться.
Силу, ловкость показать
И сноровку доказать.
Этой встрече все мы рады.
Собрались не для награды.
Нам встречаться чаще нужно,
Чтобы все мы жили дружно.
И ещё на праздник в зале
Мы гостей к себе позвали.
Убедитесь, что у нас
Самый дружный в школе класс.
Представление участников. А сейчас мы познакомимся с главными действующими лицами нашего спортивного праздника. (Учитель называет семьи, место работы родителей) Представление родителей -Вот они, наши мужественные, закаленные, спортивные папы! Не всякий выдержит перегрузки традиционного мужского троеборья: футбол, телевизор и диван. Но они не сдаются. Вот они все перед нами - слегка бодрые, местами подтянутые, кое-где собранные, но не побежденные. -А вот и мамы! Они всегда в форме. Дают знать о себе постоянные тренировки в женском троеборье: плита, бег по магазинам, стирка. И мы уверены, что сегодня именно они будут задавать тон своим командам в соревнованиях. Потому что известно, что семья держится на трех китах: Женщина, Женщина и еще раз Женщина! Идет представление всех родителей в отдельности Встречайте «мама Арины» - чемпионка Алтайского края по прыжкам на скакалке! - 7 -
Ответное слово родителям:
Морозным вечером, вечером, вечером Когда нам, взрослым, прямо скажем, делать нечего. Мы в школу дружно все придем Поговорим о том, о сем, И состязания смешные проведем. Нам нынче весело, весело, весело!
И наши мамы подпоют нам эту песенку. Пусть пробегутся раз и два. Под крики громкие "Ура!" Но завтра всё же заболит у нас спина! А папы бравые, бравые, бравые! С дивана встали и с улыбкою лукавою, Метнули мячик далеко Бегут по залу так легко. А утром трудно будет им идти пешком! Вед: пока команды готовятся к представлению, позвольте представить людей не заметных на празднике. Это судьи. Судья: Чтоб провести соревнованье, Вам нужен опытный судья. Такое видно уж признанье- Судьей, конечно, буду я! Представление жюри. - А кто же будет оценивать наше соревнование? Давайте познакомимся с нашими жюри. (Ф.И.О.) - считает, что лучший семейный отдых – это спорт! (Ф.И.О.) - считает, если не побегаешь, пока здоров, побегаешь, когда заболеешь! 1. Если хочешь стать умелым, сильным, ловким, смелым, Научись любить скакалки, Обручи и палки. Никогда не унывай, В цель мячами попадай. 2. Вот здоровья в чем секрет- Всем друзьям – физкульт- привет! 3. Спорт ребята очень нужен, Мы со спортом очень дружим. Спорт-помощник! Спорт-здоровье! Спорт – игра! - 8 -
Физкульт- Ура 3. В мире нет рецепта лучше, Будь со спортом не разлучен, Проживешь 100 лет- Вот и весь секрет! Итак, с командами познакомились, жюри выбрали, напутствие услышали - пора начинать соревнование! Спортивные эстафеты 1 эстафета «Разминка» Добежать до противоположной стороны зала, огибая кегли, проползти в обруч и бегом вернуться обратно.
2 эстафета «Перекати поле» Бежать спиной вперед и с помощью обруча катить мяч до середины зала и обратно. 3 эстафета «Биатлон» С лыжей на одной ноге добежать до ограниченного знака, «выстрелить» приготовленным «оружием» и вернуться обратно. 5 эстафета «Дружба» Удерживая лбами, надувной мяч и взявший за руки, два участника команды бегут до ограниченного знака и обратно. У линии старта передают эстафету следующей паре. 6 эстафета «Царевна лягушка» Детям-участникам представляется возможность побывать в роли Царевны лягушки. В ластах и очках добежать до середины зала. Снять все и вернуться обратно, следующий бежит, все это одевает на себя, и возвращается обратно. 7 эстафета «Праздничная » Добежать до противоположной стороны зала, взять листок с буквой и вернуться обратно. Эстафета считается законченной, когда команда выстроилась, держа перед собой составленное слово. Использованные слова (Счастье, красота, веселье, здоровье) 8 эстафета «Тяти – толкай» Родители, держат детей за палку, дети на роликах, катятся до ограниченной линий и возвращаются обратно. 9 эстафета «Хоккей » Клюшкой докатит мяч, вернуться обратно. 10 эстафета «Гирлянда победителя» Взять воздушный шар добежать до отметки и привязать мяч к обручу. Построение. Награждение участников грамотами и призами.
Выступление детей
1. Провели мы состязанья, И желаем на прощанье - 9 -
Всем здоровье укреплять,
Мышцы крепче накачать. 2. Телевизор не смотреть, Больше с гирями потеть, На диване не лежать, На скакалочке скакать. 3. Родителям всем мы желаем Не стареть и не болеть, Больше спортом заниматься, Чувство юмора иметь. Самоанализ спортивного праздника Я считаю, что спортивно-оздоровительную работу нужно начинать с первых шагов ребенка в школе, когда он еще не достиг подросткового возраста. Для младших школьников на уроках обязательны физкультурные минутки, но кроме них необходимо проводить небольшие беседы о вреде курения, о важности соблюдения режима дня, о роли спорта. На родительских собраниях нужно убеждать родителей в важности ведения здорового образа жизни, совместном культурном отдыхе с детьми. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» - традиционный. Он способствует не только воспитанию потребности здорового образа жизни, но и сплочению классного коллектива, детей и родителей.










- 10 –
Заключение:
В данной работе взята только тысячная часть работы с детьми с ОВЗ, спортивное мероприятие. В школе всего 700 учеников и работа школы выстроена через участие в КТД, поэтому в любом мероприятии у нас участвуют все дети с ЗПР, 8 вид, дети находящиеся на индивидуальном обучении. Мы стараемся создавать свободное творческое пространство для самореализации ребенка, развития и совершенствования его творческих возможностей, воспитываем осознанную нравственную позицию, опыт социального взаимодействия, веру в свои возможности, укрепление здоровья, поддерживать вовлечение их в трудовую деятельность.
Исходя из всего сказанного, можно утверждать что формирование творческой деятельности обучающихся с ОВЗ, является специально организованная социально – педагогическая поддержка, включающая общественно-полезную деятельность детей, организацию воспитательных мероприятий.

































- 11 –






Литература
Журнал «Народное образование» - №8 2008 год
2. Интернет - ресурсы