Работа с воспитанниками младших школьников по: поведению, общению, ответственности через внеклассные мероприятия.
ГБОУ РХ «Школа – интернат для детей с нарушениями зрения».
Работа с воспитанниками младших школьников по: поведению, общению, ответственности через внеклассные мероприятия.
Воспитатель: Майнагашева В.А
Абакан 2016 год.
В младшем школьном возрасте дети охотно вступают в систему разнообразных нравственных отношений, а в процессе общения со сверстниками и взрослыми приобретают опыт поведения, нравственные привычки. Важно, чтобы дети поняли, что права человека и свобода выбора предполагают возрастание ответственности личности за своё поведение не только перед обществом, другими людьми, но и перед самим собой, перед своей совестью.
Работу по воспитанию гражданских качеств у младших школьников проводится по следующим направлениям:
- формирование здорового образа жизни (для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья);
- уроки нравственности (обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей, развитие духовной культуры);
- воспитание экологической культуры (знакомство обучающихся с природными явлениями, их взаимодействием, с проблемами влияния человека на природу, напоминание , что к окружающему миру надо относиться бережно);
- этикет и культура общения (ввести детей в «мир культуры», создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения, помочь детям «вырастить» в себе гибкость, терпимость по отношению к разным людям, освоить социокультурные нормы;
- становление будущего гражданина (ознакомление обучающихся с правами ребенка на основе соответствующих статей Конвенции о правах ребенка).
В работе по данной теме применяются разнообразные формы работы. Широко используется такая форма воспитательной работы как школьные праздники. В процессе их подготовки ученики рисуют рисунки для тематических выставок, посвященных определенному событию, оформляют поздравительные открытки для мамы и папы. В увлекательной форме они знакомятся с историей возникновения государственных праздников: День Конституции, День народного единства, День защитника Отечества, День Победы и др. В ходе таких мероприятий у обучающихся формируются первоначальные навыки общения и участия в общественной жизни класса, школы.Занятия по формированию здорового образа жизни проходят в игровой увлекательной форме, «Я и мое здоровье», КВН, «Что? Где? Когда?» и др.), провожу беседы («Здоровый сон», «О вреде наркотиков на организм»). В результате у обучающихся появляется убеждение о необходимости вести правильный здоровый образ жизни, что отражается в снижении заболеваемости учащихся.
На уроках нравственности обсуждаются прочитанные тексты, истории из жизни, решаются проблемные ситуации, разыгрываются сценки «А как поступишь ты?». Эти уроки учат детей доброте, милосердию, справедливости, самостоятельно находить выход из различных трудных жизненных ситуаций.
Знакомство с экологической культурой у обучающихся проходит в занимательной форме через сказки, рассказы, («Сказка о человеке и золотой рыбке», «Жила-была Река», «Серая шапочка и Красный волк»). Им очень нравятся эти занятия. В результате дети обращают внимание на то, чтобы выйдя из класса, обязательно выключали свет, за собой всегда выключают кран с водой.
Этикет и культура общения преподаётся через ролевые игры и беседы «Культурный человек», «Каким я хочу быть», «Мои достоинства и недостатки», Эти занятия – не простое перечисление того, что хорошо или плохо, какое поведение считается культурным, обучающиеся в игре пробуют все «роли», определяют позицию по отношению к тем или иным проявлениям человеческой жизни, помогают освоить социокультурные нормы.Знакомство обучающихся с Конституцией РФ и государственными символами России, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека, нормами нравственности происходит в ходе деловых игр, внеклассных мероприятий. Например, воспитание гражданского отношения к Отечеству осуществляется посредством игр-путешествий, ролевой игры «Ваши права», знакомство детей с правилами поведения и воспитание гражданского отношения к другим людям – посредством сюжетно-ролевых игр, которые для данного возраста являются наиболее актуальными.
Широко используются такие методы, как поручение и приучение. В группе выбирается актив: староста, физорг, трудовой сектор и др., таким образом, все учащиеся класса имеют определенное общественное поручение. Это вырабатывает у детей чувство принадлежности к коллективу, ответственность за порученное дело, самостоятельность.
Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, при выборе методов воспитания большое значение отводится методам убеждения и примера. Используя в качестве примеров различные образцы нравственных и гражданских поступков из жизни взрослых и ровесников обучающихся, педагог сам старается быть примером гражданского поведения и гражданской активности для своих воспитанников.
Большое внимание уделяется работе с родителями, поскольку они должны выступать не только в роли союзников, но и участников образовательного процесса. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Однако в современной реальности есть противоречие между важностью роста воспитательного потенциала семьи и усилением ее «закрытости», ее нежеланием сотрудничать со школой. В современных семьях ребёнок зачастую испытывает дефицит полноценного общения, восполнение которого должно происходить за счёт грамотной организации воспитательной работы. Проводятся родительские собрания, консультации.
В результате в конце года повышается уровень нравственной воспитанности обучающихся, у детей развиваются гражданские качества.