Программа по правовому и гражданскому воспитанию младших школьников


Учитель начальных классов МОУ СОШ № 53
С углубленным изучением немецкого языка
Кировского района г.Ростова-на-Дону
Кропотова Татьяна Федоровна
Образование высшее, стаж работы 18 лет,
Учитель высшей категории.
Председатель МО учителей начальных классов
Кировского района г.Ростова-на-Дону.
Тема, над которой работает учитель:
«Правовое и гражданское воспитание младших школьников».
Программа по правовому воспитанию
учащихся начальной школы:
«Я - гражданин» .Пояснительная записка.
По данным Фонда «Общественное мнение», всероссийский опрос городского и сельского населения показал, что при звуках гимна у большей части опрошенных возникает чувство гордости, патриотизма, осознание величия своей страны. Обращаясь к гербу и флагу России, большинству опрошенных они нравятся за историчность и эстетичность, олицетворение мощи и величия страны. Люди испытывают гордость за державу, любовь к Родине.
Но при этом часто случается, что не только дети, но и взрослые люди не знают текста гимна, либо не всегда воспроизводят его музыкальную основу. Еще хуже обстоят дела с гербом, когда некоторые просто не понимают его символику, а в триколоре флага России путают очередность цветов.
В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживания и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Общеобразовательная школа призвана активно противостоять этим негативным тенденциям. Прежде всего, следует скорректировать сложившееся в течении последних десятилетий понимание воспитания преимущественно как управления процессом развития и формирования личности через организацию разнообразной внеурочной деятельности.
Каждый день мы встречаемся с символами государственности в учреждениях, на предприятиях, просматривая телевизионные передачи. Живя повседневной жизнью, мы перестаем акцентировать свое внимание на важности этих элементов. И лишь когда мы слышим и видим наших соотечественников, прославляющих своими победами нашу Родину, а по флагштоку поднимается флаг России, мы чувствуем свою сопричастность с великой державой. Мы, взрослые, встаем и с дрожью в голосе поем гимн России, и каждый из нас в этот момент ощущает себя гражданином этой огромной, сильной, богатой и славной историей и традициями страны. Наши дети, смотря на нас, стараются во всем нам подражать. Воспитание гражданина и патриота своей страны - сложный и длительный процесс. Результаты порой бывают видны через много лет. Поэтому именно сейчас, с первых ступеней начальной школы, надо знакомить детей с государственными символами России, с историей нашей страны, ее культурными традициями, с государственными праздниками. Действительно, младший школьник еще многого не знает, не умеет, его социально-нравственный опыт недостаточен, но у него есть желание узнавать окружающий мир, получать впечатления, отсюда - возникновение интереса к общественной жизни, отношениям в ней. По мнению психологов, эмоции, смысл. Именно эмоции позволяют детям испытывать восхищение своими национальными героями, влюбляться в них, брать с них пример. В этот период развиваются качества личности, в первую очередь нравственные, усваиваются нравственные формы поведения, формируются мотивы поведения. Младшие школьники способы с помощью анализа, сравнения, выбора грамотно воспринимать События жизни, различные явления.
Любовь к Родине - национальное чувство; это понимание величия России в мире государств, любовь к большой и малой Родине, осознание, что надо не только гордиться Родиной, но и много трудиться для того, чтобы она стала лучше, сильнее, а защита ее - долги обязанность каждого гражданина. В августе 2004 года на методическом объединении учителей начальных классов Зам. Директора по УВР Наталья Ивановна Андрюха предложила мне разработать примерную программу по гражданскому и правовому воспитанию младших школьников. Понимание, что сегодняшние первоклассники - это будущие строители и защитники России, обусловило создание и реализацию программы по гражданскому и правовому воспитанник «Я – гражданин России» .Цели и задачи:
Познакомить учащихся с историей создания герба, флага и гимна России, смысловыми значениями символов и цветов герба и флага.
Воспитывать уважительное отношение к символике Российской Федерации.
Приобщать учащихся к историческому и культурному наследию страны.
Создать условия для осознания учащимися государственной символики как воплощения национального единства, атрибута суверенного государства.
Изучать историческое и культурное наследие и символику своей малой Родине.
Расширить кругозор учащихся по знанию государственной символики.
Стимулировать познавательную активность учащихся, развивать коммуникативные навыки и навыки аналитической деятельности.
Воспитывать гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе.
Формировать личность, осознающую себя частью общества и гражданином своего Отечества. Через развитие творческого потенциала младшего школьника формировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Через усвоение нравственных норм и основных моральных ценностей подойти к пониманию: что есть государство и кто такой гражданин и патриот.
Предлагаемые формы работы: беседы, диалоги, заседания клуба, викторины, утренники, праздники, конкурсы.Принципы возрастного и индивидуального подхода к детям позволяет реализовать педагогическая диагностика. С помощью диагностики учитель может определить актуальный уровень развития школьника, его потенциальные возможности, выстроить перспективы, «зоны ближайшего развития», а в случае необходимости провести коррекцию в его сознании и поведении.
Программа «Я - гражданин» состоит из пяти частей и рассчитана на весь курс начальной школы.
Первая ее часть относится к периоду адаптации будущих первоклассников. Во время приема детей в школу было проведено первое тестирование, состоящее ИЗ трех вопросов.
Результаты тестирования показали, что из 22 человек
- 12 чел. знают, что государство, в котором они живут, называется - Россия; - 15 чел. знают, что столица нашей Родины - Москва;- 17 чел. знают, что проживают в городе Ростове-на-Дону и почему название нашего города состоит из нескольких слов.
На основании проведенного тестирования были разработаны три занятия для детей, посещающих группу адаптации будущих первоклассников - I часть программы.
Диагностика
Время проведения апрель. В тестировании принимали участие 22
человека.
1 2 3 4
I.Как называется страна, в которой ты живешь? Если:
1. Россия - закрась первый квадрат красным цветом.
2. Украина - закрась первый квадрат желтым цветом.
3. Белоруссия - закрась первый квадрат синим цветом.
II. Столица нашей Родины
Если:
Киев - закрась второй квадрат желтым цветом.
Санкт - Петербург - закрась второй квадрат СИНИМ цветом.
Москва - закрась второй квадрат красным цветом.
III. Как называется город в котором ты живешь?
Если:
Ростов Великий - закрась третий квадрат синим цветом.
Азов - закрась третий квадрат желтым цветом.
Ростов-на-Дону - закрась третий квадрат красным цветом.
IV. Из каких трех цветов состоит флаг России?
Если:
Желто - сине - красный - закрась четвертый квадрат синим цветом.
Бело - сине - красный - закрась четвертый квадрат красным цветом.
Анализ диагностирования:
На I вопрос:
Как называется страна, в которой ты живешь? Дали правильный ответ - 20 чел.
На II вопрос:
Столица нашей Родины? Дали правильный ответ 21 чел.
На III вопрос:
Как называется город, в котором ты живешь? Дали правильный ответ 22 чел.
На IV вопрос:
Из каких трех цветов состоит флаг России? Дали правильный ответ 12 чел.
С учетом результатов диагностирования была разработана и составлена II часть программы - на 1 класс. Диагностирование (промежуточное).
Время проведения декабрь. В диагностировании участвовали 20 чел.
1 2 3 4 5
I. Что из предложенного является государственным символом России?
Если:
эмблема - закрась первый квадрат синим цветом.
Девиз - закрась первый квадрат желтым цветом.
Герб - закрась первый квадрат красным цветом.
II. Как называется Основной закон нашего государства?,Если:
Конвенция - закрась второй квадрат желтым цветом.
Декларация - закрась второй квадрат синим цветом.
Конституция - закрась второй квадрат красным цветом.
III. Из каких трех цветов состоит флаг России?
Если:
сине - бело - желтый - закрась третий квадрат синим цветом.
бело - сине - красный - закрась третий квадрат красным цветом.
IV. Какого цвета Знамя Победы? Если:
золотого- закрась четвертый квадрат синим цветом.
красного - закрась четвертый квадрат красным цветом.
зеленого - закрась четвертый квадрат желтым цветом.
V. Из каких цветов состоит флаг Ростовской области?
Если:
синий, желтый, красный - закрась пятый квадрат красным цветом.
белый, желтый, красный - закрась пятый квадрат синим цветом.
Результаты диагностики.
На вопрос: Что из предложенного является государственным символом России?
Верно ответили - 19 чел.
На вопрос: Как называется Основной закон нашего государства? Верно ответили - 16 чел.
На вопрос: Из каких трех цветов состоит флаг России? Верно ответили -19 чел.
На вопрос: Какого цвета знамя Победы? Верно ответили -17 чел.
На вопрос: Из каких цветов состоит флаг Ростовской области? Верно ответили - 17 чел. диагностирование. Время проведения май.
1 2 3 4 5 6
I. Что из предложенного является государственной символикой России?
Если:
Герб, гимн, флаг - закрась первый квадрат синим цветом.
Герб, флаг - закрась первый квадрат красным цветом.
эмблема, гимн, флаг - закрась первый квадрат желтым цветом.
II. На гербе нашего государства изображенЕсли:
медведь - закрась второй квадрат красным цветом.
лев - закрась второй квадрат синим цветом.
двуглавый орел - закрась второй квадрат желтым цветом.
III. Кто автор слови музыки современного гимна Если:
слова А.С. Пушкина
муз. М.И. Глинки - закрась третий квадрат желтым цветом.
слова С.В. Михалкова
муз. А.В. Александрова - закрась третий квадрат красным цветом.
IV. Как называется Основной закон нашего государства?
Если:
декларация - закрась четвертый квадрат красным цветом
Конституция - закрась четвертый квадрат синим цветом
Конвенция - закрась четвертый квадрат желтым цветом
Раскрась пятый квадрат, соблюдая последовательность и цвета флага России.
Хотелось 6ы тебе узнать больше о своей стране, ее символах, прошлом и будущем?
Если:
«да» - раскрась шестой квадрат красным цветом.
«нет» - раскрась шестой квадрат желтым цветом.
С учетом результатов диагностирования в мае, разрабатываются темы и содержание занятий III части программы для 2-го класса.
№ Содержание
занятия Кол-во
час. Дата Основные задачи
занятия Основные способы
действий Прогнозируемый
результат Виды контроля
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Москва- столица
России 1 февраль Познакомить(заочно)
состолицейнашей
РодиныРоссии-
Москвой.Показатьи
рассказать,как
выглядит Кремль, кто
возглавляетнаше
правительство.
Беседа с использованием
демонстрационного
материалаостолице-
Москве, ее исторических и
культурных памятниках. Знатьназвание
страны,столицы
России.Знать где
именно в Москве
работает
правительство
нашей страны, кто
президент России. 2 г. Ростов-на-Дону, город
в котом
мы живем. 1 март Выяснить, почему наш
городтак называется.
Для всех ли ребят он
являетсямалой
родиной.КтотакиеГубернаторимэр
города. Беседа с использованием
материалаучебного
пособия«Символика
донскогокрая»
Веряскиной О.Г.
Демонстрационный
материалг.Ростов-на-
Дону. Уметь рассказывать
о своем городе, о
малой родине. Что
особенного в
нашемродном
городе? Кто
принимаетзаконы
на нашей земле. г.
Ростов-на-Дону-
столица? 3 Флаг нашейстраны, области,
города. 1 апрель ПознакомитьдетейсфлагомРоссии.
Доступнодля
дошкольников
рассказать,чтовыбор
цвета каждой из трех
полос не случаен. Беседа, подготовленная поматериалампособия
«Государственные
символыРоссии»,
составительТ.В.
Шепелева.Визуальное
знакомствосгосударственнымфлагом
РФ,флагами области и
города. Знать как выглядит
флаг России и где
его можно увидеть.
Уметьотличать
флаготдругих
флагов. Диагности-рование4. День согласия и
примирения. 1 ноябрь Познакомить с
историей праздника. Беседаучителяпоматериалам Бокань Ю.И.
« Наши праздники» - М
1980.
Демонстрационный
материал. Иллюстрации сдемонстрации 7 ноября. Знать, как
назывался праздник
раньше, и почему
его переименовали.
Как отмечается он внашей стране
сейчас. 5. День Конституции
Российской
Федеращии. 1 декабрь Познакомитьс
историейпраздника.
Воспитывать бережное
отношение к символам
РФ.Познакомитьс
основнымЗаконом,справиламии
обязанностями
Классныйчас.Рассказ
учителя,беседасучащимися. Используемая литер.
Конституция РФ «Ростов
книга» 2004 г. календарь
знаменательных дат - М,1998г., Методическиерекомендации«Герб,
флагигимн России»,
М 2003 г. изучение Государственных символов РФ в школе -
Знать как называется основной закон нашего государства (Конституция). Когда она была принята и обязанности граждан страны, закрепленная конституцией РФ. 6. Из истории
символов нашего края. Герб, флаги гимн Ростовской
области. 1 Января Рассказать, когда была
образована Ростовская область. показать как
выглядит герб Войска
Донскогоигерб
Ростовскойобласти.
Когдаонибыли
утверждены. Выяснить, чем они похожи и чем отличаются. Когда и кто утвердил трехцветный
казачий флаг. Когда и
кем создан и утвержден
гимн Ростовской
области. 'Занятие по материалам
учебногопособия
«СимволикаДонского
края»ВеряскинойО.Г.
демонстрацияи
рассматриваниегерба
Войска Донского и герба
Ростовскойобласти,
объясняя,каксвязано
изображениесегосмыслом.
Прослушиваниегимна
Ростовскойобласти.
Рисованиефлага
Ростовской области. Знатьисторию
созданиягербаи
флага,гимна
Ростовской
области.Уметь
соотносить
изображениеи
описание гербов и
флагов.Уметь
распознавать флаг,
гербРост.Обл.
среди флагови
гербовсоседних
регионов. Диагностика
7. «Россия славится
людьми» Нашизнаменитые
земляки. 1 февраль Познакомить с
Героическими и
трагическими
страницамиистории
Дона. Судьбами людей,
своимиоткрытиями,
достижениямии
победами,
прославившими
Донскую землю. Рассказ учителя, беседа сучащимися. Беседа
подготовлена по
материалам «Знаменитыелюди Донской земли».
Учащиеся готовят
сообщения
самостоятельна Воспитывать
гордость за своихзнаменитых
земляков. Желание
брать пример дляподражаниясзамечательных
представителей
разныхвремени
эпох. 8. Герб, флаги гимн
нашего города. 1 март Рассказать об истории
создания герба, флага г.
Ростова-на-Дону, когда
и кем они утверждены.
О чем языком символов
рассказываютгерб и флаг Рассказпо материалам
учебногопособия
«СимволикаДонского
края»Веряскиной О.Г.
Практические занятия поописанию ребята находят герб других районов Ростовской области Знать герб и флаг г.
Ростова-на-Дону.
Уметь распознавать
ихсредидругих
гербовифлагов
городов Ростовской области 9. Наши знаменитые
горожане,
прославившие
городи страну. 1 апрель Воспитывать
потребность работать сдополнительными
источниками
информации для сбора
сведений.Готовить
сообщения.
Размышлятьнадтем
«Кто я?» и «Кем хочу
стать?» Рассказучителяпоматериалам «Знаменитыелюди Донской земли».
Учащиесяготовят
сообщения
самостоятельно. На доске
портреты Байкова А.М.,
Куинджи А.Н., КутаховаП.С.,ПетляковаВ.М.,
СарьянаМ.С.,Чехова
А.П., Шолохова М.А. Задуматься над тем, в чем ребятавидят
свою общественную
полезность сейчас.
Чтоявляетсяих
основнойзадачей
сейчас, и ием они
хотят стать вбудущем. 10. «Россия - великая
страна. Знамя
Победы». 1 май Воспитыватьуребят
чувство патриотизма и
гражданственности.
Уважениеклюдям,
отстоявшиммирна
земле, веру в торжество
справедливости. Праздниксучастием
родителей.Материалы,
используемыеучителем
при подготовке ПоканьЮ.И.БолгаринГ.Р.
«Нашипраздники»
ПетуховВ.Н.«Парад
памяти».Муз.
Оформление: записи муз.
Композиций,
оформлениекласса
торжественное. Осознание величия
духалюдей
военного
поколения,
уважение
участникам В.О.В.,
гордостьзасвою
страну, уважение ккрасномуЗнамени
- Знамени Победы. 11. Международный
день семьи.
«Счастливая семья
- делает
государство
счастливым» .1 май Познакомитьдетейс рольюсемьивобществе, с обязанностямичленов
семьи.. Воспитывать чувстволюбви
и уважение к своей семье. Вступительноеслово
учителя.Материал длявступительного слова и
конкурсовпокниге
«Праздники в школе. Ты
имеешьправо».
Составитель Л.И.Жук,
изд-во «Красико-Принт», 2003г. Конкурсы с участием родителей Знатьисторию
своегорода,
соблюдать добрые
традициисвоей
семьи.Совместно
сосвоейсемьей
соблюдать
традиции своей страны Диагностирование.
Занятия: «Государственные символы России. Герб».
Цели:
визуальное знакомство с гербом России,
познакомить с историей создания герба России,
познакомить со смысловым значением герба России,
развивать интерес к истории России,
воспитывать уважительное отношение к символам своего государства и других стран,
воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
государственные символы России: герб, флаг, гимн (аудиозапись),
физическая карта России,
Конституция России,
трафареты и шаблоны для творческого задания,
изображение гербов других стран.
Ход занятия:
Ребята сегодня у нас второе занятие, по Государственным символам России. На прошлом занятие мы много узнали о том, кто такой гражданин, в каком государстве мы живём, как называется Закон нашего государства, что такое государственные символы, как выглядит государственный флаг России, и что обозначаю цвета нашего флага.
Мы живём в Российской Федерации. Наша страна большая и красивая (показываем на карте). Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы: герб, флаг и гимн. Обойтись без них невозможно: герб и флаг являются обязательными атрибутами государственных учреждений, военных форм, морских кораблей, воздушных лайнеров, космических кораблей. Гербовой печатью скрепляются все самые важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно знаменательное событие - будь то международный форум, спортивное состязание или военный парад.
В символах обновлённой России переплелись традиции прошлого, веяния настоящего и надежды будущего.
Главный символ любого государства - герб. Герб -это отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальны документах. Слово «герб» в переводе с немецкого языка означает «наследство». В нём отражены особенности политического развития, история, религиозные верования, а иногда даже географическое положение страны.
Наука, которая изучает гербы и объясняет, что они обозначают и какова ИХ история, называется геральдикой. При разработке герба или эмблемы внимание уделяют не только предметам, но и цвету, поскольку он тоже может иметь символическое значение.
Красный цвет - является символом храбрости и мужества. Синий цвет символизирует красоту. Золотой является символом богатства, а серебряный -чистоты. Рождение гербов связано с рыцарскими традициями и относится к середине седьмого века: Первые гербы были достаточно простыми. Они изображали реальных или фантастических животных и птиц, а также растения.
Истории возникновения и развития российского герба более 400 лет. Герб России - двуглавый Орёл, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более четырёх столетий олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов !На Руси в некоторых княжествах задолго до принятия христианства символом был сражающийся всадник. Он сражался со Змием - олицетворением зла. В образе змия -Змея Горыныча из русских сказок - наши предки представляли орды кочевников (печенегов и половцев), своими набегами терзавших русскую землю. Позже всадник старанием церкви превратился в Святого Георгия Победоносца. две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока. Скипетр и держава в когтях Орла - образное выражение незыблемости государственных устоев нашего отечества. Грудь Орла, защищённая щитом с изображением Святого Георгия, указывает на Русь собирательницу и защитницу земель русских. И недаром на пороге 21 века двуглавый Орёл снова становится символом России.
25 декабря 2000 года Президент Российской Федерации В. В. Путин утвердил закон «О Государственной символике Российской Федерации» и «О Государственном гербе Российской Федерации» .Давайте рассмотрим герб нашего государства и попробуем растолковать его смысл.
- Рассмотрите и посчитайте, какие и сколько цветов в изображении нашего герба?
Ученики: пять цветов. Красный, золотой, синий, серебряный, чёрный.
- Вспомните, что означает красный цвет в геральдике? Ответы детей: храбрость, смелость, мужество.
- Что означает золотой цвет?
Ученики: символ богатства.
- А синий цвет?
Ученики: надежда, молодость, радость, изобилие.
- Что означает серебряный цвет?
Ученики: чистоту.
-Что означает чёрный цвет?
Ученики: печаль, тёмные силы.
На нашем гербе изображён золотой двуглавый орёл на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим три короны, две маленькие и одну большую. Крылья орла подняты вверх. На груди у орла помещён красный щит с изображением Святого Георгия Победоносца, сидящего на белом коне. За его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей -это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом, как в старых добрых русских сказках.
- Что изображено на нашем гербе?
- Двуглавый орёл.
- Какого цвета щит, на котором изображён орёл?
- Щит - красного цвета.
- Сколько корон над головами у орла?
- Три короны.
- Что вы видите на груди у орла?
- На груди у орла красный щит.
- Что изображено на щите?
Серебряный всадник на коне, в синем плаще, с копьём, которым он убивает дракона.
- Что держит в лапах орёл?
- В левой лапе - держава, в правой лапе - скипетр (слова записаны на доске).
- Что обозначают эти символы?
- Это символы власти.
- Как, по-вашему, что олицетворяет чёрный дракон?
- Чёрный дракон -это зло, враги.
- Что символизирует герб России?
- Он обозначает красоту и справедливость, победу добра над злом.
Молодцы, давайте попробуем коллективно сочинить стихотворение, о нашем гербе. Я буду говорить начало строки, а вы заканчивать.
Учитель: В суверенных государствах, таких ...
Дети:... как Россия
Учитель: Есть три символа важных.. .Дети:... Гербы, флаги и гимны.
Учитель: Российский герб по углам...
Дети: … закругленУчитель: На красном фоне – щит с …Дети:… двуглавым орлом.Учитель: Увенчан коронами, крылья…Дети: … поднялУчитель: В левой лапе держава…Дети: … в правой скипетр сжалУчитель: На груди орла, в красном щите…Дети:…Серебряный всадник в синем плащеУчитель: Повержен бесстрашно длинным…Дети:… копьемУчитель: Напавший на Родину…Дети:… черный драконУчитель: Этот герб есть на флагах и …Дети:… документахУчитель: На паспорте Российском и…Дети:… на монетах
Прочитайте теперь все вместе стихотворение, которое мы сочинили.
Государственный герб России
В суверенных государствах, таких как Россия,
Есть три символа важных: гербы, флаги и гимны.
Российский герб по углам закруглён.
На красном фоне -щит с двуглавым орлом.
Увенчан коронами, крылья поднял
В левой лапе держава, в правой скипетр сжал. На груди у орла в красном щите,
Серебряный всадник в синем плаще.
Повержен бесстрашно длинным копьём,
Напавший на Родину чёрный дракон.
Этот герб есть на флагах и документах,
На паспорте Российском и на монетах. !- Вам нравится, как выглядит герб России?
-Да, он красивый, яркий, интересный, им можно любоваться, его можно читать, ион, как сказки означает победу добра над злом.
-Предлагаю вам принять участие в конкурсе: «Знаток государственных символов России». Я разместила на доске символы гербов разных стран и времён. У каждого из вас на столе есть эти символы и шаблоны. Выбрав верные символы, составьте герб нашего государства. Подводятся итоги и награждаются лучшие.
В заключение нашего занятия я предлагаю вам прослушать гимн России. А на следующий раз, мы познакомимся с ним подробнее.