уРОК ПО ПРЕДМЕТУ СВЕТСКАЯ ЭТИКА аЛЬТРУИЗМ И ЭГОИЗМ


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» городского округа г. Стерлитамак РБ
Урок по курсу « Основы светской этики»
на тему
«Альтруизм и эгоизм»

Провела
учитель начальных классов
высшей категории
МАОУ«Гимназия №4»
Громова Н. Д.

2012-2013г. г.
Тема: Альтруизм и эгоизм.
Цель: развитие доброжелательности и личной ответственности учащихся, основанной на умении понимать и сопереживать чувствам других людей.
Задачи урока:
Ориентированные на результаты:
Личностные: формирование у младшего подростка нравственных качеств через раскрытие понятий «альтруизм» и «эгоизм».
Метапредметные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметные: – знакомство учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм», понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Виды деятельности:
Беседа;
Самостоятельная работа со словарем;
Работа в парах;
Мозговой штурм;
Визуальное восприятие;
Устные высказывания на тему;
Основные термины и понятия: Альтруизм. Милосердие. Эгоизм.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Упражнение «Найди похожих».
-Добрый день! Встаньте, пожалуйста, те…
- у кого сегодня хорошее настроение!
- кто сегодня пришел в брюках!
- кто сегодня пришел в юбке!
- кто является старшим ребенком в семье!
- кто готов начать работать!
Актуализация знаний учащихся
Открытие нового знания».
Давайте вспомним содержание басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» и стихотворение С.Баруздина «Бревно»
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья СтрекозаЛето красное пропела;Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза.Помертвело чисто поле;Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листкомБыл готов и стол, и дом.Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;Стрекоза уж не поет:И кому же в ум пойдетНа желудок петь голодный!Злой тоской удручена,К Муравью ползет она:«Не оставь меня, кум милой!Дай ты мне собраться с силойИ до вешних только днейПрокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?»Говорит ей Муравей.«До того ль, голубчик, было?В мягких муравах у насПесни, резвость всякий час,Так, что голову вскружило».— «А, так ты...» — «Я без душиЛето целое всё пела».— «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!»
Обсуждение
-Перед нами 2 персонажа – стрекоза и муравей. Когда мы обсуждали это произ ведение на литературе, мы называли стрекозу легкомысленной , беспечной, беззаботной и ленивой, а какие качества из предложенных вы отнесли бы к муравью : жадный , добрый, чуткий , справедливый, трудолюбивый, жестокий, бесчувственный, благородный…строгий.мудрый. внимание,  ласка.равнодушный,заботливый
А может кто-то из вас присвоит ему ещё другие качества и обоснует их?
Давайте проследим дальнейший путь Стрекозы. Что с ней стало? (могла замёрзнуть, умереть с голоду…, если …)
Какой выход из создавшейся ситуации видите вы?

  Каких людей больше в нашей жизни?   Отзывчивых или равнодушных?
  В чем причины людского равнодушия и невнимания?
  Можно ли воспитать милосердие в себе?
   Нужно ли милосердие в наше время?
  В чем оно проявляется? Примеры.
Подбор синонимов к слову милосердие
Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость,  долг,  сочувствие человечность,  забота,  честь,  внимание,  ласка,  сострадание, человеколюбие,  жалость, любовь, альтруизм
Подбор антонимов 
   Равнодушие,  черствость, бездушие,  злость,  зависть,  высокомерие,  жадность,  жестокость, безжалостность, эгоизм
Бревно (разыграть)
Лежало на пути бревно,Мешало путникам оно.
Один сказал: - Нехорошо!Сказал - и знай себе, пошёл!
Второй взглянул, потом вздохнулИ то бревно перешагнул.
А третий путник промолчал.Он с виду был и хил, и мал.
Он молча скинул полушубок И в сторону бревно убрал.
-Какой из персонажей вам понравился? Чем?
Тема нашего урока «Альтруизм и эгоизм»
Я не думаю , что эти слова из вашего активного словарного запаса, но цель урока- узнать значение данных слов. Справки из словаря . Даю только часть толкования, чтоб вы сами догадались кого из людей можно назвать тем или иным словом.
Альтруист (от латинского alter - другой)
. «эгоист» произошло от латинского (эго)-я.
Работа с толковым словарем. Задание: выписать значение слов.
Полное толкование (на обороте листа)
Альтруизм-(книжн.). Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
Альтруистический, альтруистичный - проникнутый альтруизмом, самоотверженный.
Эгоизм-себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
Эгоистичный ,эгоистический -проникнутый эгоизмом, себялюбивый.
Альтруизм(французское altruisme, от латинского alter - другой) - бескорыстная забота о благе других людей. Термин введен французским философом О. Контом (не путать с Кантом, это вообще другая опера) как противоположный по смыслу термину "эгоизм". Итак, альтруизм можно назвать эгоизмом наоборот. Альтруист оказывает помощь даже тогда, когда ничего не предлагается взамен, да и ожидать ничего не приходится. Классическая иллюстрация этого явления - притча Иисуса "О Добром СамаритяниНЕ
Мотивация
Иван да Федор
Шли по дороге два путника Иван да Фёдор из соседних деревень. Когда они остановились на привал, нашли два золотых слитка. Иван разделил свой слиток и раздал всем жителям своей деревни, чем заслужил почёт и славу.
Федор же продал слиток, купил землю и построил дом. Он завел хозяйство и торговал излишками на базаре. Никто не восхвалял его. Но вот наступил ужасный голод, и деревня Ивана вымерла полностью, так как его слиток давно проели. Остались лишь легенды о благородном жителе.
А Фёдор дал своим селянам зерна и денег в долг под процент. И они выжили, а Федор разбогател.До сих пор ходит множество притч про Ивана, но никто не говорит про Фёдора, хотя он и людей спас и сам заработал.
Беседа:
-были ли богаты Иван и Фёдор ?
-Как Иван поступил со своИм слитком?
-А как распорядился найденным богатством Фёдор?
-Почему Иван своим поступком заслужил почёт и славу?
-А почему Федора никто не восхвалял?
-кто из них альтруист, а кто эгоист? Почему?
Что лучше: жить для себя или для людей?
Бескорыстный; исполненный чувства сострадания; корыстный; отдает незнакомым людям часть богатства; не ожидает ни вознаграждения, ни благодарности ; действует в своих интересах; самопожертвование; забота о себе; спасение чужих людей; спасение своих родственников; ищет во всем выгоды для себя; милосердие; заботится о благе чужих людей; добрый, щедрый, чудак, расчётливый, скупой, себялюбец.
Первичное закрепление
- Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу, они какие?(ответы детей)
-Действительно, альтруизм противостоит эгоизму.
Кто живет ни для кого, тот не живет и ради себя.
  Если хочешь жить для себя, живи для других.
  Будь альтруистом – уважай эгоизм других!
  Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех.
  Кто очень любит себя, того не любят другие.
Учитель: Получается альтруизм это добродетель? Вот это нам следует доказать.
Ситуация Рассмотрите его внимательно, обсудите в группе, что происходит.
Дети: Мы видим, как человек отдаёт всё, что купил людям
Учитель: Так это значит хорошо? Значит ты добрый?
Дети: А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!
Учитель: А вы обратили внимание, кому он раздавал свои вещи?
Дети: Да, они же не бедные, видно, что хорошо одеты. А зачем он тогда с ними делится?
( возникает полемика)
Учитель: Выходит альтруистом быть хорошо?
Дети: Да, это, несомненно, добродетель, но надо же понимать, с кем надо делиться!
Учитель: Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему?
(Высказывания детей)
На доске изображаем отрезок, крайние точки которого «альтруизм» и «эгоизм».
Учитель: Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке.
Подводим детей к выводу о том, что любить себя нужно, но в разумных пределах (притча о чувстве меры: собрались мудрецы и стали спорить какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово «мера»).
Дети: Всего должно быть в меру.
Учитель: Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе, своим близким.
Обычаи и традиции на Руси
Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем. Родоначальником благотворительности считается креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы - раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично. Меценатами были Савва Морозов, Константин Станиславский, Федор Шаляпин, Павел Третьяков и др.
Беседа по тексту.
- О чем этот текст?
- Какие слова нам помогают это увидеть?
-Какими словами из текста можно заменить слово «альтруизм»?
-Чем удивил вас этот текст?
-Можно ли сегодня возродить забытые традиции и обычаи?
-От чего и от кого это зависит?
Закрепление.
В нашем городе и школе существует традиция проведения субботников, когда каждый житель города, ученик школы принимает участие в наведении порядка в своем городе, дворе, территории школы. Другая традиция нашей школы – поздравление ветеранов войны и педагогического труда с праздниками. Все это проявления альтруизма.
Те, кто постоянно находит причины, для того чтобы не участвовать в общих делах, проявляют эгоизм.

. Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями. (Дм.Ив.Писарев)
Бескорыстие - одна из самых похвальных добродетелей, порождающих славу добрую.
(Мигель де Сервантес)
Добродетель с помощью богатства становится всеобщим благом .
( Фрэнсис Бэкон)
Чтение статьи из пособия для учащихся. ( например такой текст)
.
Вера в чудеса
   Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?    - Дорогой мой, – с любовью ответила ему мама, – если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, – к добрым людям они приходят сами.    «Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.
Чтение рассказов «Копейка», «Вера в чудеса»
Копейка
   Шел по дороге паренек. Смотрит – копейка лежит. – «Что ж, – подумал он, – и копейка – деньги!» Взял ее и положил в кошель.    И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошель потяжелел. Поглядел в него – а там тысяча рублей.    «Странное дело! – Подивился паренек. – Была копейка, а теперь в кошеле тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком отца с матерью!» И быстро посмотрел в кошель, а там – десять тысяч рублей!    «Чудеса! – Порадовался паренек. – А что бы я сделал, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме отца с матерью!»    И снова посмотрел в кошель – точно: лежат сто тысяч рублей! Закрыл паренек свой кошель, и тут раздумье его взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. И подарков много не стану покупать, мне самому кое-какую одежонку нужно справить!»    И чувствует паренек, что кошель-то легкий-прелегкий! Быстренько раскрыл его, глядь: а там всего одна копейка лежит, одна – одинешенька…
Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
Девочку, недавно привезенную родителями в другую страну из России, третировали ее местные одноклассницы. Дети порой бывают очень жестокими, а тут – приехала, говорить на их языке не умеет, а если и скажет что, так с ошибками. Ведет себя не так. Одета не так...     И вот стоит бедная девочка в углу одна. Вдруг подбегает к ней стайка одноклассниц, и та, что является первой задирой, говорит: «Хочешь яблочко?» Новенькая молчит, не зная, как здесь положено отвечать. А та роется в сумке, отыскивает яблоко, быстро откусывает от него кусок за куском и под смех остальных протягивает девочке огрызок. Растерянно смотрит на них бывшая москвичка. Но не кинула в лицо обидчице этот огрызок, не отвернулась гневно и не заплакала. Маленькая русская еврейка, приехавшая из страны с иным воспитанием, открыла свой ранец, достала мандарин и протянула насмешнице. Та вспыхнула и растерянно убежала, уводя за собой стаю.  С того момента все переменилось. Ее уже не только не дразнили, но приняли в свои верные подруги.
ПредлагаетСЯ рефлексиЯ в технике «Закончите предложения».
Учащиеся должны закончить предложения:
1. Я сегодня узнал…
2. Самым сложным для меня было…
3. Докажите, что вы сегодня учились, а не просто присутствовали на уроке.
Д/з: предлагается небольшая творческая работа на выбор :
1) подобрать произведения об альтруистах, об эгоизме
2)собрать сведения об одном из благотворителей, обозначенных в тексте курсивом.