Технологическая карта урока ОРКСЭ: Светская этика Добро и зло


Технологическая карта урока
Учитель: Осинина Марина Анатольевна
Класс: 4
Модуль: Основы светской этики
УМК: Школа России
Тема учебного занятия: Добро и зло.
Место урока в изучаемой теме: 5 урок
Продолжительность учебного занятия: 45 мин
Тип: Изучение новых знаний
Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни.
Задачи урока:
1.Личностные:
- Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта
2.Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;
3.Воспитательные:
- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, толерантности.
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Продуктивное чтение.
- Ситуативное обучение.
- Здоровьесберегающие
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
- Работа в паре
- Беседа
- Составление кластера
- Самооценка
Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, карточки с заданиями.
Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман.
Планируемые результаты:
Предметные: высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Совершенствования понятий добра и зла.
Метапредметные:
Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.
Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.
Личностные: давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности, формировать представление о добре и зле, позитивное отношение к людям, развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей.
Литература:
Основная: Основы светской этики 4-5 классы: учебное пособие для образовательных учреждений М.: Просвещение, 2014
Дополнительная: - Сказка В.А. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла»;
- Рассказ В.Осеевой «Плохо»;
- Стихотворение Т. Кузовлевой «Твори добро»;
- Притча
- Толковые словари

п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание(Планируемые результаты)
1. Организационный
Цель:создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. -Добрый день, ребята! Посмотрите, все ли у вас есть для урока. Улыбнитесь друг другу.
-Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок. Садитесь.
Берутся за руки
Эмоциональный настрой
2. Постановка учебной задачи
Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. Создание проблемной ситуации.
Прослушивание песни Б.Савельева на слова М. Пляцковского «Если добрый ты…»
- Назовите тему урока.
-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?
(Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла…)
Эпиграфом к нашему уроку будут слова: «Лишь добро одно бессмертно, зло по долгу не живет!»
Руставели Слушают, отвечают на вопросы
Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания Познавательные УУД:
- логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения
- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы
Регулятивные УУД:
- целеполагание
Личностные УУД:
- интерес к изучению предмета
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
3. Актуализация знаний
Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания
Работа со сказкой В.А. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла»
(Название сказки сразу не озвучивается)
Вопросы для анализа:
- Какое чувство у вас возникло к героям сказки?
- Почему радуются Белочка и бельчата?
- Какое дело совершила Белка?
-Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось? — А как вы оказываете помощь друзьям?
Учитель: Доброта, милосердие и переживание за других создают основу человеческого счастья.
- Ребята, а зачем нам это знать?
-Можно ли за 45 минут научиться быть добрым, творить добро?
- Сколько времени понадобиться для этого?
- Правильно, всю жизнь. Я сейчас вспомнила пословицу «Жизнь дана на добрые дела». Спешите делать добро, и оно к вам вернется. Слайд 6
- А как вы думаете, что такое добро?
- А что такое зло?
- Это нечто противоположное добру: это беда, несчастье, все плохое, дурное.
Мы живем на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить добрые и злые дела.
- Вспомните, когда вы в жизни встречали добро, а когда зло?
- Какого человека можно назвать добрым? (Добрый человек – это тот, кто приходит на помощь в трудную минуту. Это тот, кто помогает попавшим в беду, не ожидая в замен благодарности. Добрый человек вежлив и уважителен в отношении с товарищами и взрослыми…..)
- Можно ли доброго человека назвать заботливым? (Добрый человек проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, родных, близких)
- Какие еще положительные качества характера присущи доброму человеку? (искренность, терпимость, доброжелательность)
- И еще – доброта невозможна без милосердия. Как вы думаете, что это такое?

Милосердие – это (забота об одиноком и престарелом человеке)
Милосердие – это (уважительное отношение к своим родным)
Милосердие – это (посильная помощь страдающему и обездоленному)
Милосердие – это умение быть терпимым к Милосердие – это окружающим
Милосердие – это (на зло не отвечать злом)
Милосердие – это (сострадание, жалость, любовь к ближним, заботливое отношение к слабым и беспомощным)
Размышляют
Ответы детей
Составление кластера Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
Познавательные УУД:
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета).
Регулятивные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний.
4. Работа по теме
Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла? (словарь, учебник стр.12-13 )
- Вы распределены на группы. У каждой группы на партах вопросы.
1 группа:
-Что такое добро?
-Какие добрые поступки, дела вы совершили в своей жизни?
- Примеры из литературы.
2 группа:
-Что такое зло?
-Каким себе представляете злого человека?
-Примеры из литературы.

Работа в группах
Познавательные УУД:
- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
- усвоение понятий «добро» и «зло»
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5. Физминутка
Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации Звучит песня «Дорогою добра». Выполняют гимнастику 6.
7.
8.
Первичное закрепление
Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
Закрепление и повторение
Цель: выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Итоги урока
Цель: оценивание учащимися собственной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Проверка полученных результатов.
От каждой группы выступает ученик. Начинает группа, которая готовила сообщения о зле.
- Какие поступки и качества вы можете назвать злом?
(Называем и кладем фишки на весы)
- Что узнали о добре? (выступление 2 группы)
- Чтобы победить зло, нужно постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте называть добрые поступки, и по капельке положим их на чашу весов.
- Что же у нас получилось?
Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.
- Вот видите, как можно победить зло.
- В ваших это силах? От чего это зависит?
- Только от человека зависит, что он вырастит в своей душе добро или зло.
- А зло можно причинить только действиями? (Нет.Словами, мыслями).
- А по отношению к кому мы еще проявляем добро или зло? ( К животным) Как?
Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро» (раздаточный материал)
Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.
- Ребята! А можно ли это стихотворение считать ключом к нашему уроку?
-Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.
На доске записываются ответы детей:
Твори добро
По велению души
Не позволяй
Сиюминутного суда
Постой
Остынь
Поверь
Оружие сильных – доброта
Работа в парах.
_ А теперь давайте повернемся друг к другу (за партой) и скажем как можно больше добрых слов в адрес своего одноклассника(цы).
Вывод.
- Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавилось в мире?
Как вы думаете, ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?
- Что вы узнали? Что поняли?
- Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира.
Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит много тысячелетий добро и зло существуют на земле. Но если мы с вами будем бороться со злом, то его станет меньше.
Путь к доброте очень нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты, падения, спуски и подъемы. Научится быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
-Вы готовы к этому?
- Давайте составим цветок добра. Чтобы человека считали добрым, какие качества должны у него быть?
- Я желаю вам в жизни совершать только добрые поступки(любить родителей, помогать маме, любить природу, хорошо учиться, не жадничать, выручать товарища в беде, уважать старших.
Дети приводят примеры.
Высказывают предположения
Работа с раздаточным материалом. Чтение стихотворения.
Отвечают на вопрос
Работа в парах
Ответы детей.
Ответы детей
Ответы детей
Регулятивные УУД:
- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Личностные УУД:
- самоопределение
Познавательные УУД:
Умение работать с текстом, смысловое чтение.
Коммуникатив-ные УУД: умение слушать и вступать в диалог, аргументировать свою очку зрения, читать вслух и пор себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг.
Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности такие, как «доброта».
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, использование полученных знаний.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные УУД: использование новых знаний.
Регулятивные УУД: контроль.
9. Домашнее задание
Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание Предлагает дифференцированное задание
- Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению.
- Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.
Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.
Или: Написать сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно».
9. Запишите ваши ассоциации-слова на каждую букву этих слов.
Д – (дружба)
О – (отзывчивость)
Б – (бескорыстие)
Р – (радость)
О – (обаяние)
 
З – (зависть)
Л – (лесть)
О – (обида)
Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуаль-ных возможностей 10. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: Создание условий для рефлексии Сегодня я узнал(а).
Я понял(а)…
Я почувствовал(а)…
Я научился(ась)…
Было интересно…
Мне захотелось…
Урок дал мне…
Мы продолжим на следующем уроке разговор о добре и зле. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Хочу закончить наш разговор словами древнегреческого философа Аристотеля: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добро, а для того, чтобы стать хорошими людьми»Слайд 23-Спасибо за урок.
Ответы учащихся.
Регулятивные УУД:
-оценка, самооценка
собственной деятельности на уроке
 
Приложение 1.
Сказка В. А. Сухомлинского «Как Белочка Дятла спасла».
КАК БЕЛОЧКА ДЯТЛА СПАСЛА
Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько не бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слёзы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
- Почему это ты, Дятел, плачешь?
- Нечего есть, Белочка…
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.
Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
В. А. Сухомлинский
Приложение 2.
Стихотворение Т. Кузовлевой «Твори добро» 
Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.