Организация внеклассной спортивно–массовой работы в Воезерской основной школе
Организация внеклассной спортивно–массовой работы в Воезерской основной школе
МБОУ «Воезерская основная школа»
Учитель физкультуры Руйминов А.В.
В период преобразований в образовательной системе российских школ хочется отметить неразрывную связь физической культуры, спорта и внеклассной спортивно – массовой работы.
Физическая культура позволяет последовательно решать задачи физического развития школьников на протяжении всех лет обучения и формировать у них представление о ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья. Спорт – это соревновательная деятельность людей, регламентированная правилами, в целях достижения максимальных результатов в избранном виде деятельности.
Под спортивно-массовой работой понимается привлечение школьников к организованной спортивной занятости и участию в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня.
Целью организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе является расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достижение более высокого уровня развития двигательных способностей, и приобщение учащихся к регулярным тренировкам.
Из поставленной цели формируются задачи:
- всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом, психическом развитии детей и подростков;
- пропаганда и утверждение здорового образа жизни среди детей и подростков, их родителей, педагогов школы;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и координации;
- организация содержательного, познавательно-развлекательного досуга детей и подростков;
Основными направления деятельности в области организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе являются:- просветительская и профилактическая деятельность (беседы с учащимися, встречи с родителями, классными руководителями, учителями – предметниками и т.д.);
- досуговая деятельность (занятость в спортивных секциях, кружках);
- спортивно – массовая (соревнования, турниры, конкурсы, дни здоровья в школе, районе, области).
Для воплощения в жизнь поставленной цели и задач физического развития школьников необходимо ежегодное планирование внеклассной работы. При планировании обязательно учитывается контингент учащихся и их подготовленность. К внеклассной спортивно – массовой работе привлекаются учащиеся с 1 по 9 классы. Массовые спортивные мероприятия проводятся как в рамках рабочей недели, так и в выходные и каникулярные дни.
В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей. В школе имеется неплохая спортивная база. Спортивный зал размером 19 х 10, спортивный стадион, имеются лыжи в достаточном количестве и другой спортивный инвентарь. В коридоре школы стоит теннисный стол и ребята могут получить динамическую разрядку между уроками, играя в теннис.
В после урочное время в школе организована работа 4-х спортивных секций – это волейбол, теннис, баскетбол, лыжи. Секции разновозрастные, т.к. учащихся в школе всего 43 человека. Для учащихся 1-3 классов организован кружок ОФП.
Важным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно – массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, школьные спартакиады, кроссы, соревнования, «Дни здоровья», «Недели здоровья», игра «Зарница», эстафеты и др. Ежегодно проводятся соревнования по баскетболу, футболу, волейболу на первенство школы. Стали традиционными спортивные состязания «Безопасное колесо».
Еще одним направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является профилактика заболеваний с использованием естественных сил природы (солнца, воздуха) для укрепления здоровья учащихся. В осенний и весенний период много мероприятий проводится на школьном стадионе. Например, 8 сентября 2012 года прошли общешкольные соревнования по пожарно – прикладному спорту. Участие принимали все ученики школы. Школьники были поделены на 5 команд. Соревнования проходили в 4 этапа: «стенка», бег с противогазом, боевое развертывание, полоса препятствий, за которые командам начислялись баллы. В итоге была выявлена сильнейшая команда.
Подготовка к районному кроссу «Золотая осень» обязательно проводится на улице, традиционным стал массовый общешкольный кросс и майская эстафета.
В зимний период с учащимися организуются воскресные походы на лыжах. В течении третьей четверти часто проводятся общешкольные лыжные соревнования. Учащиеся соревнуются в спуске с гор, проходят «слаломные» участки, прыгают с трамплина.
Интересно и увлекательно проходит традиционная военно – спортивная игра на местности - «Зарничка». Большой популярностью среди школьников разных возрастов пользуются народные игры. («Лапта», «Салочки»).
Итогом систематической внеклассной работы по физкультуре и спорту является активное участие учеников школы в районных и областных соревнованиях, где они часто занимают призовые места. Основная проблема состоит в том, что наполняемость классов очень маленькая и иногда от участия в соревнованиях приходится отказываться. Не смотря на это, результаты говорят сами за себя:
- В районном турнире по волейболу в феврале 2011 года - 3 место.
- В первенстве района по настольному теннису в марте 2011 года победителями и призерами стали 4 учащихся, а в апреле 4 человека участвовали в областных соревнованиях г. Архангельска в составе команды Няндомского района.
- В мае 2011 года в турнире по баскетболу среди школ Няндомского района заняли 1 место.
- В районном кроссе «Золотая осень» 24 сентября 2012 года участвовало 16 учащихся и среди основных школ 3 общекомандное место.
- Участвуя в районных соревнованиях по лыжным гонкам в марте 2012 года среди основных школ района, заняли 3 общекомандное место.
- В апреле 2012 года - 2 место среди основных школ района по настольному теннису. Победители (Амосова А. и Старостина А. приняли участие в областных соревнованиях в составе команды Няндомского района).
- В районных соревнованиях по легкоатлетическому многоборью в 2012 году заняли 2 место среди команд основных школ.
- В районных соревнованиях по волейболу среди девушек в феврале 2013 года - 3 место среди основных школ района.
13 марта 2013 года в школе была проведена диагностика эффективности школьного образовательного пространства для формирования личностных результатов – стремление к здоровому образу жизни. Диагностирование показало, что у 69,6% учащихся данный личностный результат сформирован, что также является итогом систематической работы по пропаганде и утверждению здорового образа жизни среди детей и подростков школы. Для них здоровье является ценностью.
Мы порой задумываемся над тем, что важнее – здоровье или счастье? Пока дети маленькие, думаю, что все родители выберут здоровье, или скажут, что их нельзя сравнивать. Без здоровья нет счастья, но иногда к здоровью адаптируются и перестают ощущать его как благо. Надо помнить, что здоровье - это базис счастья, а одни из главных задач школы: сохранить здоровье учащихся и привить им навыки ЗОЖ.
Литература:
Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М. «Просвещение». 1983г. -174с.
Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М. «Просвещение» 1978г. -130с.
Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. М. «Просвещение». 1985г.- 201с.
Кузнецова И.В. Школа здоровья. М. ЗАО «МТО ХОЛДИНГ». 2003г.-136с.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М. «Просвещение» 1981г. – 190с.
Журнал «Физическая культура в школе».
Архангельская область
Няндомский район
МБОУ « Воезерская основная общеобразовательная школа»
Тема: Организация внеклассной спортивно – массовой работы
в Воезерской основной школе
Подготовил:
Руйминов Александр Васильевич,
учитель физкультуры
первая квалификационная категория
Воезеро
2013г.
·