Характеристика методов обучения в условиях реализации ФГОС
Характеристика методов обучения(традиционные и нетрадиционные)
Методы обученияВ педагогике до настоящего времени нет более важной категории для развития педагогической теории и образовательной практики, какой является категория «метод обучения».Метод характеризует деятельность с позиции процесса, поэтому метод процессуальная характеристика деятельности. Но не любой процесс есть метод. Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя, как нужно действовать наиболее рациональным и оптимальным образом в процессе решения соответствующих задач.
Методы обученияФилософы также обращают внимание на то, что метод — это правила действия, которые стандартны и однозначны. Нет стандарта и однозначности нет правила, а значит, и нет метода (П. В. Копнин). Однако правила могут быть различного рода. Для решения типовых задач разрабатываются алгоритмические правила. Для решения творческих задач наиболее эффективны эвристические предписания. Возможны также правила промежуточного типа.
Методы обучения – это…Итак, методы обучения — это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой — учения (В. И.Андреев). Методы преподавания — это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач.
Методы учения — это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач.
Традиционные методы обученияI. СловесныеОбъяснениеМонологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала, решении химических, физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.РассказУстное повествовательное изложение содержания учебного материала.БеседаДиалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение изученного.
Традиционные методы обученияРабота с источникамиСуществует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица;составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо разбить текст на части и озаглавить их;составление тезисов - краткое изложение основных мыслейпрочитанного;цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла; -рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном;составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.;составление формально-логической модели - словесносхематического изображения прочитанного;составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
II. Наглядные Демонстрация-связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.Иллюстрация-предполагает показ учащимся иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
УпражненияПовторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества.Упражнения по своему характеру подразделяются на:- устные,-письменные,-графические,-учебно-трудовые.Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей. Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторных и практических работ, экскурсий и т.д.III. Практические методы обучения
УпражненияГрафические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся. Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений - сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение - применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
Нетрадиционные методы обученияМетод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод)Структура метода:введение в изучаемую проблему (актуальность и значение решения);постановка задач (определяется круг задач, граница анализа и поиска решений, режима работы);групповая работа над ситуацией;групповая микродискуссия (обсуждение точек зрения и решений, формирование подхода к проблемам, выбор лучшего решения);подведение итогов.
Метод разыгрывания ролейСтруктура метода:представление ситуации в лицах. Во время инсценировки зрители не должны мешать исполнителям советами, выражением одобрения или неодобрения;обсуждение решения, принятого участниками инсценировки, а также их поведения в предложенных обстоятельствах. Начинать его целесообразно с вопросов к исполнителям:Как они сами оценивают исполнение ролей?Стали бы они действовать подобным же образом в реальной практике или нет?Исполнители тем самым получают возможность критически оценить свои действия;обсуждение инсценировки (исполнения ролей) зрителями, которые отмечают сначала положительные, а затем отрицательные стороны в действиях исполнителей;подведение итогов преподавателем.Нетрадиционные методы обучения
Деловая играХарактерные признаки: воспроизведение процесса труда руководящих работников, специалистов учреждений и организаций; наличие объекта игрового моделирования; распределение ролей между участниками игры; взаимодействие участников игры, исполняющих те или иные роли (занимающих конкретные «должности»); различие интересов у участников игры; наличие конфликтной ситуации в игре; наличие общей цели всего игрового коллектива (игровой группы); реализация в процессе игры «цепочки решений»; привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени; наличие разветвленной системы индивидуального или межгруппового оценивания деятельности участников игрыМетод дискуссииСвободный обмен мнениями. Излагаются две разные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы. Участники выбирают и обосновывают свою позицию, а также стремятся опровергнуть противоположную.
Метод полемикиРазновидность дискуссии, которая предполагает недостижение согласия, а победу над другой стороной любыми средствами. Метод «круглого стола»Беседа, в которой участвует небольшая группа учащихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с «аудиторией» (остальной частью группы).Метод мозговой атаки (мозгового штурма)Поиск решения проблемы за счет выдвижения идей участниками обсуждения. Его ценность в том, что каждый участник имеет возможность предложить самое смелое решение и ожидать, что оно будет обсуждено.
Метод «громкое обсуждение» (работа в микрогруппах)Свободная разбивка на микрогруппы, обсуждение проблемы, обмен опытом.Метод тренингаОбучение в тренировочном режиме. Разновидность - видеотренинг.Метод «форсажа»Ускоренное обучение, которое достигается благодаря повышенным нагрузкам: высокий темп изучения материала, его повышенная сложность, внеплановые проверки знаний.Метод дискретного самообразованияПодача большого объема сложного материала; постановка большого числа разных типов вопросов к этому материалу; совместная работа по поиску правильных ответов.Метод игрового проектированияИмитирование или воспроизводство процесса создания или совершенствования объекта.