Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы. Тема: «Шар»,


Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы.
Тема: «Шар»,
 в условиях реализации образовательной системы «Школа 2100»
Возрастные особенности детей четвертого года жизни.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физиче ского и психического развития. Повышается активность ребенка, усили вается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и со держании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрос лыми и сверстниками.
В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструирова нии) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развива ются его восприятие, мышление, воображение.
Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства пред метов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разно видностях этих свойств - сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-действенное.
Цель: Формировать представления о свойствах геометрического тела «Шар». Формировать умение увеличивать множество путём прибавления.
           Задачи:
Образовательная:
- формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки.
- формировать умения увеличивать множество путём прибавления
           2.   Развивающая:
- развивать пространственные отношения: справа, слева.
- вариативного мышления и творческих способностей ребенка
Воспитательная:
- воспитывать желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Методы на занятии:
Игровой:
Практический:
- продуктивные виды деятельности (лепка);
- сравнение
- обследование
Наглядный:
- показ;
- использование моделей (шар);
      4. Словесный:
     - словесные игры;
     - беседа;
     - пояснение; вопросы.
Форма организации занятия: фронтальное, интегрированное.
Принципы отбора содержания:
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
При составлении содержания учитывали возрастные особенности детей.
Принцип активности и осознанности.
Определяется мотив обучения, учитывается уровень и характер познавательной активности детей.
Принцип систематичности
Закрепление нового материала через различные упражнения.
Принцип развивающего обучения
Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.
Принцип наглядности
Используется модель шара, логические блоки Дьенеша, предметы разной формы.
Принцип доступности
Реализация принципа идет от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Материал в занятие распределен согласно возрастным особенностям.
Принцип научности.
Вводим новое название геометрического тела (шар).
Материал к занятию:
Демонстрационный:
Шар, геометрические фигуры желтого, красного и синего цвета, диаметр которых равен диаметру шара; желтый треугольник, желтый квадрат и желтый прямоугольник примерно такого же размера; предметы разной формы, среди которых есть шарообразные.
Раздаточный:
Пластилин, лист бумаги и карандаш, шары двух размеров и разных цветов.
Ход занятия:
Постановка мотивации.
Дети сидят за столами. У каждого - кусочек пластилина желтого или белого цвета, дощечка. Воспитатель предлагает детям вспом нить сказку «Колобок»:
О чем эта сказка? Чем закончилась? Как помочь дедушке и бабушке?
          - Давайте испечем бабушке и дедушке другой колобок.
      Дети катают шарики. У воспитателя пластилина много, и получается шарик побольше (d=4 см).
2. Введение нового материала
-Какие красивые колобки получились. Такие колобки, иначе называют шары. Интересно, а могут они катиться так же, как колобок из сказки? (Дети показывают).
- Скажите, а как вы думаете,  почему ваш шар может катиться?(потому что круглый). Правильно, а у него есть углы, как у куба? Ему что-нибудь мешает катиться? Значит, шар не имеет чего?  
- Чем ваши шары отли чаются от моего? (Маленькие и большой.)
3. Самостоятельная деятельность детей по освоению нового материала.
- Посмотрите на шар сверху. Как вы думаете, на какую геометрическую фигуру он похож? (круг).  
- У вас на подносах разные геометрические фигуры. Найдите и покажите, на какую геометрическую фигуру похож шар.
      Дети подходят к другому столу, на котором лежат мяч, яблоко, апельсин, , книга, стакан, кубик, коробка из-под конфет. Воспитатель предлагает найти предметы шарообразной формы.
Сколько мячей? (Один.)
Сколько фруктов? (Два.)
Какие еще предметы окружающей обстановки имеют форму шара?
4.Физкультминутка.
Дети прыгают, изображая мячи:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой –
Не угнаться за тобой!
5Формирование пространственных отношений: справа, слева.
Дети садятся на ковер. Перед каждым из них шары двух размеров и разных цветов (например, красный и зеленый).
Возьмите большой красный шар в правую руку.
Сколько каждый взял шаров? (Один.)
Сколько еще надо взять, чтобы было два? (Еще один.)
Возьмите маленький зеленый шар в левую руку. Сколько у каж дого шаров? (Два.)
В какой руке большой шар? Зеленый шар? Маленький шар?Красный шар?
Какой шар в правой руке? В левой?
В ходе занятия предполагается коррекционная работа:
6 Рефлексия занятия.
          - Что делали на занятии? Что у нас получилось?
          - Что было самым интересным?
          - В чём вы затруднялись? А что было для вас лёгким?
7Рекомендации для педагогов:
Использовать занятие при знакомстве с геометрическими телами;
Использовать музыкальное оформление.
Использование для закрепления материала тетради по математике «Игралочка».