Проект Программы развития представлений о сезонных изменениях природы у детей средней группы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВО «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ государственный УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольная работа
По дисциплине: Образовательные программы для детей дошкольного возраста
Тема: Проект Программы
развития представлений о сезонных изменениях природы у детей средней группы

Выполнила
студентка 5 курса
53 группы
заочной формы обучения
направление – ПО – ДО
Клименко Наталья Владимировна
Проверила
д. п. н., профессор
Гончарова Елена Владимировна
Нижневартовск 2016
Содержание
I. Пояснительная записка 3
II. Характеристика особенностей развития детей пятого года жизни6
III. Содержание  развития представлений у детей пятого года жизни о  сезонных явлениях  в природе  6
IV. Учебно – тематический план 8
V. Содержание программы 8
VI. Ожидаемые результаты 10
Заключение 10
Список литературы 11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня перед различными образовательными учреждениями остро стоит задача формирования интереса и развития внимания к различным явлениям природы, так как окружающая природа оказывает воздействие на эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка не только своеобразием и красотой явлений, но и изменчивостью природных явлений и закономерной сменой явлений.
Экологическое образование предполагает, прежде всего, осознанием человека себя, как части природы, неразрывную связь с ней. Особое место в достижении данной цели занимает дошкольное детство. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру природы – все это является основополагающими факторами успешного экологического образования.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Одними из основных принципов Федеральных государственных образовательных стандартов являются:
« - создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности…»
Реализация этих принципов в образовательной деятельности педагога ДОУ помогает решить задачи сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, а также формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности. Актуальность проекта программы заключается в том, один из путей общего психологического развития ребенка - это развитие познавательных способностей, позволяющих ему адекватно оценивать происходящие вокруг него сезонные явления и природные процессы. Представления дошкольников о сезонных изменениях в природе должны быть заложены в процессе дошкольного воспитания. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего мира для ребенка является природа. Поэтому развитие у дошкольника представлений о сезонных изменениях в природе служит понятным для него инструментом развития его способностей и осознания окружающей его реальности.
При развитии у дошкольников 4-5 лет представлений о сезонных изменениях в природе обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Развитие представлений о сезонных изменениях в природе может использоваться для развития интеллектуальных умений, так как оно представляет обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации.
Природа как окружающая среда, достаточно полно представлена в экологическом современном образовании. Но кроме этого в нем свое место должен найти и «мир природы», который будет способствовать развитию наблюдательности в процессе наблюдения сезонных изменений в природе.
В дошкольном возрасте доступны следующие представления о сезонных изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон.
Систематизация представлений о сезонах явлениях природы происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
Во многих психолого-педагогических исследованиях, обоснованно доказана доступность детям дошкольного возраста экологических знаний: о связи живых организмов со средой обитания в процессе роста и развития (С.Н. Николаева, Л.Н. Кондратьева); о многообразии живых организмов, их экологическом единстве (Т.А. Ковальчук, А.П. Захаревич); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (Е.Ф. Терентьева, П.Г. Саморукова); о сообществах живых организмов (В.П. Арсентьева); об охране и восстановлении природных ресурсов (И.А. Хайдурова).
Объект  программы: экологическое воспитание дошкольников.Предмет программы: процесс развития представлений о сезонных явлениях в природе у детей пятого года жизни.
Целью программы является развитие представлений о сезонных изменениях природы у детей 4 – 5 лет.
Основные задачи программы:
Расширять и обогащать представления детей о сезонных явлениях.
Развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность.
Учить устанавливать временные и причинно – следственные связи между сезонными явлениями.
Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие эмоционально – доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
Решение этих задач основывается на следующих принципах:
- принцип научности - знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения;
- принцип прогностичности -   в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов);
- принцип интеграции - отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка;
- принцип гуманизации – обеспечение физического, психического и социального благополучия каждого ребёнка. Построение содержания методов и форм занятий в соответствии с опытом и уровнем знаний детей, направленностью их личности, структурой интересов;
- принцип демократизации – обеспечение права педагогу свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Это гарантирует адекватность избранных форм, средств и методов с задачами экологического образования дошкольников;
- принцип региональной специфики проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей;
- принцип социализации ребёнка – вовлечение дошкольника в речевую и двигательную активность, в совместное решение экологических задач в процессе игр-занятий, чтобы это стало составной частью системы действий всей группы;
- принцип вариативности – предполагает использование различных технологий экологического развития дошкольников в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т. д.
- принцип индивидуализации предполагает такую организацию экологического образования, при котором индивидуальный подход к каждому ребёнку играет главную роль;
- принцип развивающего характера образования направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и происходит в зоне ближайшего его развития. Этот принцип предполагает вовлечение ребёнка в экологическую деятельность с использованием наглядно-дидактических игр и упражнений, что способствует обогащению речи, воображения, памяти, мышления ребёнка.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «Почему?». Дети пробуют строить и первые собственные умозаключения. С четырех лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные «миры» и события. Игра, воспроизводящая бытовую ситуацию, передает опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Мышление ребенка после четырех лет постепенно становится речевым. Ведущим в этом процессе оказывается воображение. Совершенствуется способность классифицировать. Сформирована операция сериации. Активно осваивает операцию счета в пределах первого десятка, развиваться знаково-символическая функция, увеличивается значение речи как способа передачи детям взрослыми разнообразной информации. Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными; речь детей обретает интонационное выразительное богатство, в ней появляются различные оттенки, дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов, способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач, могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи, развивается воображение, улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.
СОДЕРЖАНИЕ  РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ О  СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЯХ  В ПРИРОДЕ 
C детьми средней группы наблюдения сезонных изменений в природе становятся более систематическими, взаимосвязанными. Постепенные изменения, происходящие в природе в течение одного сезона, дают возможность обратить на это внимание детей и помочь им установить элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями природы, сделать некоторые выводы и обобщения. В процессе наблюдений у детей развивается более пристальное внимание к окружающему миру.
Воспитатель средней группы обращает внимание детей на то, что в течении одного сезона и в живой, и в неживой природе в определенные сроки происходят заметные изменения. Так, например, можно легко выделить характерные особенности начала и середины зимы. Более наглядно это проявляется в неживой природе. Одновременные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе помогают пониманию существующих между ними связей, попытки выразить это словами способствуют развитию речи у детей.
В средней группе необходимо показать детям влияние сезонных изменений на жизнь зверей и птиц. Воспитатель помогает им понять причины перелета птиц (они улетают из-за холода и оттого, что зимой им нечем кормиться) и классификацию их по принципу перелетные - зимующие. Нужно уточнить и знания детей о названиях и внешнем виде птиц нашего края. После ряда наблюдений целесообразно провести беседу о птицах с использованием игровых приемов. Можно дать ребятам задания назвать и описать по картинкам птиц, сгруппировать зимующих и перелётных, рассказать об охране птиц.
Ознакомление детей с сезонными изменениями в неживой природе в растительном мире происходит, главным образом, непосредственным путем, но при знакомстве с жизнью зверей это почти невозможно, поэтому широко используются художественная литература, рассказы педагога, иллюстрации и картины.
В средней группе осуществляется знакомство с белкой, бурым медведем характерными особенностями их строения, образом жизни животных в зимнее время. Проводятся занятия по тематике «Жизнь животных в летнюю пору» «Жизнь животных осенью». В ходе каждого занятия расширяются представления детей о жизни животных в каждое время года.
Более систематическими в средней группе становятся наблюдения за сезонным трудом людей, при этом особо подчеркивается роль человека и его труда в охране и преобразовании природы. Наблюдения дополняются трудом самих детей, которые уже понимают, зная зависимость жизни растений и животных от сезонных условий, что трудовые процессы будут различными в разные времена года: «Осенью листья собирают и сжигают, чтобы уничтожить вредителей»; «Зимой деревья и кустарники окучивают снегом, чтобы корни не замерзли»; «В начале весны снег к деревьям пригребают, чтобы им больше воды досталось».
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ
№ Раздел, темы Количество занятий
1 Блок: Неживая природа 14
1.1 Тема: Земля - наш дом! 3
1.2 Тема: Путешествие капельки. 4
1.3 Тема: Воздух. 4
1.4 Тема: Где ночует солнышко? 1
1.5 Тема: Разноцветные песчинки. 2
2 Блок: Живая природа 16
2.1 Тема: Растения, какие они? 5
2.2 Тема: Мир животных. 4
2.3 Тема: В лес за чудесами. 3
2.4 Тема: Птицы вокруг нас! 4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый тематический блок «Неживая природа».
Ознакомление с неживой природой осуществляется путем кратковременных наблюдений и игр во время прогулок. Воспитатель время от времени привлекает внимание детей к погоде в связи с их повседневной жизнью и деятельностью. Вначале педагог сам говорит, какая погода: «Как сегодня ярко светит солнце, как тепло, мы сможем хорошо погулять». В дальнейшем можно спросить детей или дать поручение одному ребенку посмотреть в окно и сказать, какая погода: можно ли гулять, как надо одеться, какие взять игрушки. Надо учить подмечать изменения в цвете неба: в солнечный день предложить посмотреть на небо и сказать, какое оно – ясное, голубок, чисток. В другой раз дети увидят, что небо покрыто тучами, тучи темные, закрывают солнце, скоро пойдет дождь.
В течение всей зимы воспитатель привлекает внимание ребят к ярким и характерным зимним явлениям. Вышли на прогулку, спросить, холодно ли, сильный ли мороз, есть ли на небе солнышко, дует ли ветер. Следует понаблюдать, как ветер раскачивает деревья, крутит и метет снег; предложить повернуть лицо к ветру, отметить, что от ветра становится еще холоднее, мороз щиплет нос, уши.
Нельзя пропустить первый снег: его появление вызывает у детей восторг. Понаблюдать, какими хлопьями падает снег, как медленно опускаются снежинки на землю, на крыши, на деревья и забор, затем обойти участок и посмотреть, как быстро все побелело, - все это детям очень интересно.
На одной из прогулок можно подойти к замерзшим лужицам, походить по тонкому льду, послушать, как хрустит под ногами ломающийся лед. Взяв льдинку, показать, какой лед прозрачный, а когда установятся морозы, лед твердый, скользкий. В теплые зимние дни следует показать, как легко из снега лепить снежки, он не рассыпается, как в мороз. Так дети узнают о разных свойствах снега.
Уже с начала весны проводят наблюдения за характерными явлениями сезона. Прежде всего, внимание детей привлекается к потеплению. Можно использовать разнообразные приемы, опираясь на чувственный опыт ребят. На прогулке предлагают потрогать нагревшуюся на солнце одежду, свою и товарища, подставить под солнечные лучи лицо, отмечают, что солнце светит ярко, стало тепло. Надо привлечь внимание детей к таянию снега, изменению снежного покрова. Для начала следует выбрать солнечный теплый день. Ребята убедятся, что снег и лед на солнце тают. Показать сосульки. Спросить, когда капают сосульки. Послушать звон капели. Через несколько дней прийти к месту первых наблюдений, спросить, что изменилось. Отметить, что снег почернел, его становится все меньше, а луж и ручьев больше, растаяли сосульки от весеннего солнца.
Второй тематический блок «Живая природа»:
Наблюдения за растениями. Листопад принадлежит к числу наиболее характерных осенних явлений. На прогулках наблюдают за деревьями и кустарниками своего участка и ближайшего окружения. Целесообразно отмечать наиболее видимые изменения: листья пожелтели или покраснели, сухие листья опадают, ветви на деревьях стали голые, листьев на них не осталось. Несколько раз за осень воспитатель организует наблюдения за растениями цветника на своем участке. В начале осени дети осматривают клумбы, любуются красивыми цветами. Надо предложить найти знакомые растения: настурцию, астры, анютины глазки. Повторно наблюдения надо провести позже, когда после заморозков побуреет трава, завянут цветы, обратить внимание ребят на то, что цветы погибли от холода.
Следует привлекать внимание ребят к растениям и в зимнее время. Дети наблюдают деревья и кустарники под снежным покровом, замечают, как в ветреную погоду ветки гнутся и с них осыпается снег.
Как только на деревьях и кустарниках начинают заметно набухать и лопаться почки, надо нагнуть ветку, чтобы дать детям возможность рассмотреть ее, понюхать душистые почки, листочки, потрогать их пальцами. На каждой прогулке воспитатель поручает ребятам посмотреть, что распустилось, зазеленело на участке, у какого дерева появились листья. Так дети приучаются всматриваться в окружающую природу, замечать изменения в ней. Как и в младшей группе, надо использовать игровые приемы, проводить дидактические игры.
Наблюдения за животными и птицами. Продолжаются наблюдения за домашними животными: кошкой, собакой, и др.
Наблюдения за птицами надо вести в течение всего года. Осенью необходимо обратить внимание на то, что птиц стало меньше, не слышно их пения, как это было летом. Зимой чаще всего можно наблюдать на участке воробьев, ворон, голубей.
В весенний период продолжается наблюдение за птицами. Следует обратить внимание детей на изменение поведения птиц: воробьи садятся на освещенные солнцем деревья, крышу, греются, купаются в лужах, песке, оживленно чирикают. Интересно понаблюдать некоторых перелетных птиц.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знает:
- правила поведения в природе;
- зависимость жизнедеятельности растений в разные сезоны;
- зависимость жизнедеятельности диких и домашних животных в разные сезоны;
- зависимость жизнедеятельности птиц и насекомых в разные сезоны;
Имеет представления:
- о сезонных изменениях в природе;
- об изменениях в живой природе в зависимости от сезона;
- об изменениях в неживой природе в зависимости от сезона;
- о наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы;
Умеет:
- выполнять правила поведения на природе;
- обеспечивать уход за растениями уголка природы в зависимости от сезона;
- оказывать помощь окружающей природе (Подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое образование определяется как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития экологически направленной личности, предусматривающий формирование системы знаний умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность каждого за состояние и улучшение природной среды.
Одним из важных условий становления личности ребенка является развитие его познавательных способностей, позволяющих формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах, их свойствах и отношениях в окружающем мире. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего мира для ребенка является природа. Поэтому формирование у дошкольника представлений о сезонных явлениях в природе служит понятным для него инструментом развития его способностей и осознания окружающей его реальности. Формирование представлений о сезонных явлениях в природе можно использоваться для развития интеллектуальных умений, так как оно представляет обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации.
Освоение с представлений о сезонных явлениях природы у детей пятого года жизни является результатом целенаправленных педагогических воздействий и системы методов обучения, обеспечивающих накопление детьми эмоционально-чувственного опыта во взаимодействии с объектами природы и вхождение их в мир связи, отношений живых организмов, единство познаний, переживаний и действий.
Список литературы
1.Буюклыу, Н. Н. Преемственность дошкольного и начального экологического образования в условиях реализации ФГОС / Н. Н. Буюклыу, Е. А. Вершинина, А. А. Токарев. // Молодой ученый. — 2015. — №1. – 444 с.
2.Виноградова, Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой Н.В. Виноградова. – М.: Просвещение, 1978. – 103 с.
3.Гончарова, Е.В. Экология для малышей / Е.В Гончарова. - Полиграфист, 2005. – 188 с.
4. Гончарова ,Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В Гончарова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. — 335 с.
5.Киреева, Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников / Л.Г. Киреева, С.В.Бережнова. -Волгоград "Учитель", 2006.
6.Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. — М., 2001 – 184 с.
7. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экорлогического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. — М., 2010 –
8.Плешаков, А.А. Зелёная тропинка / А.А.Плешаков. - М., 2016 – 80 с.
9.Саморукова, Г.Г. Как знакомить дошкольников с природой / Г.Г. Саморукова.– М.: Просвещение, 1978. – 207 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён Министерством образования науки Российской Федерации от 17. 10.2013 года № 1155.