Урок ОРКСЭ модуль Светская этика







Урок по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»


















Учитель: Епифановская Светлана Михайловна,
учитель начальных классов,
БОУ «Слудновская
начальная общеобразовательная школа»
Тарногского муниципального района
Вологодской области


2014



Технологическая карта урока

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (Модуль «Основы светской этики») Класс: 4
Базовый учебник: «Основы светской этики», Данилюк , М: «Просвещение», 2010 г.
Тема урока: «Альтруизм и эгоизм»
Цель урока: формирование представлений об альтруизме, как важнейшей нравственной ценности
Задачи урока:
- познакомить с понятиями «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм»; показать полярность альтруистических и эгоистических поступков;
- воспитывать стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Необходимое оборудование : интерактивная доска, компьютеры, электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики», учебник, цветные карандаши, раздаточные материалы, словари Ожегова, Энциклопедический.

Ключевые понятия урока: альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм .









Структура и ход урока

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

1.
Организационный
Учитель обращает внимание детей на подготовку к уроку.
- Все к уроку вы готовы,
чтоб узнать о чем-то новом?
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!
Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, милые ребята,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало в нашем классе
И светлее, и теплей!

- Что хотите пожелать себе и своим товарищам на уроке?
- Я уверена, что у нас сегодня всё получится!
- Нас ждет увлекательное путешествие в мир этики


Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах.
Дети улыбаются друг другу.
Регулятивные УУД
- организация рабочего места

2.
Вводно-мотивационный


- Ребята, о каких понятиях мы говорим на уроке Основы светской этики?
- Соотнесите понятие с его определением (работа в парах)
Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это (этика)
Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» (культура)
Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (мораль)
Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними(добро)
То, что мораль стремиться устранить и исправить (зло)
Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом (добродетель)
Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется (порок)
Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества (свобода)
Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор (ответственность)
Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. (справедливость)
Проверка Слайд 3
- К какой категории относятся эти понятия? (нравственные)




Работа в парах
Дети выполняют задания на карточках, затем обсуждают свой выбор в паре и приходят к единому мнению.

Лидеры объясняют выбор пары:


















Проверяют с доски написанные определения.



Познавательные УУД
- анализ с целью выделения признаков
- умение формулировать ответ

Коммуникативные УУД
- сотрудничество в поиске и выборе информации
















Регулятивные: самоконтроль, взаимоконтроль

3.
Целеполагание
Подводит обучающихся к определению темы и целей урока.
- Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. Каких? Попробуйте расшифровать слова:
ЗМИУРТЬЛА (альтруизм) ЗМИОГЭ (эгоизм)
- Прочитайте их. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
- Кто может сформулировать тему урока?
Если затрудняетесь, откройте учебник на странице 30 и прочитайте.
- Кто может сформулировать цель урока?

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ на уроке?
(Записывает вопросы на доске)




Высказывают свои предположения.


- Тема урока «Альтруизм и эгоизм».


Цель: познакомиться с понятиями «альтруизм», «эгоизм», понять, что важнее для человека.

Определяют вопросы по теме урока и составляют из них план работы.



Регулятивные УУД
- формулирование темы, цели и задач урока

Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- умение точно и полно выражать свою мысль

Личностные УУД
- внутренняя позиция

4.
Актуализация знаний и фиксация затруднений
Побуждает к высказыванию своего мнения.
-Я предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение данных слов : альтруизм и эгоизм.
- Теперь нам предстоит доказать, правы ли мы в наших суждениях. Как это можно сделать?
Работа в группах (фиксирование в речи и знаково)
1 группа работает в Интернете
2 группа работает со словарями
3 группа работает с текстом учебника (с.30-31)
4 группа работает с электронным приложением
5 группа работает с текстом, подготовленным учителем
- Поделитесь своими открытиями (работа с интерактивной доской, фиксирование опорных слов.
Игра «Ассоциации»)
АЛЬТРУИЗМ ЭГОИЗМ

- Итак, альтруизм – это . Альтруист, это -
- Эгоизм, это - Эгоист, это -
-4 группа работала с электронным приложением. Назовите, ребята, синонимы слова альтруизм (альтруист)
- Получается, что человек о себе вообще не должен думать? Всё отдавать другим? А как же самому жить? Как вы думаете? (ответы детей)

Отвечают на вопрос



Спросить, найти в Интернете, прочитать в словаре, найти ответ в учебнике.


Работают в группах, подбирая слова, связанные со словами «альтруизм и эгоизм».

Высказывают своё мнение.




·

Называют определения

Высказывают предположения, но возникает проблема.
Коммуникативные УУД
- умение вести беседу, точно выражать свои мысли

Познавательные УУД
- структурирование знаний

5.
Построение модели выхода из затруднений
- Обратимся к притче «Зеркало (или электронное приложение), может быть она нам поможет разобраться.

- Все ли богатые люди эгоисты?
- Ребята, так как же поступать? Если мы что-то себе оставляем, значит, мы не альтруисты? Тогда кто?
Организует поисковую работу обучающихся.
- Давайте обратимся к плану урока и займёмся поиском ответов на интересующие нас вопросы.
Работа с учебником
- Обратимся за помощью к учебнику (с. 31).
- Что нового вы узнали об эгоизме?




- Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм по отношению друг другу?

Дети читают притчу и обращают внимание на то, что бедный человек не жаден, а тот, кто богат наоборот жадничает, не делится с нуждающимися.






Самостоятельная работа групп. (Помощь учителя только по необходимости)

Эгоизм бывает крайний и разумный. Крайний эгоизм направлен на удовлетворение собственных интересов в ущерб других людей. Разумный эгоизм - способность человека, преследовать свои интересы, содействовать общему благу.
Альтруизм противостоит эгоизму.

Регулятивные УУД
- планирование работы

Познавательные УУД
- моделирование
- построение логической цепи рассуждения
- доказательство

Коммуникативные УУД
- инициативное сотрудничество в группах

6.
Физминутка




7.
Первичное закрепление
Организует проверку выполнения заданий
- Рассмотрите рисунок, обсудите в паре, что происходит
- На рисунке человек отдает все, что купил, людям. Оцените его поступок.
- А в итоге он остался без всего и уже не может помочь бедному человеку!
- Кому человек раздавал свои покупки, бедным людям? (нет, они хорошо одеты) Зачем тогда он с ними делился?
- Альтруистом быть хорошо? (да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям)




Высказывают мнение обучающиеся.





Участвуют в диалоге и пытаются сделать прогноз.
Высказывают своё мнение и приводят примеры на основе личного опыта..

Познавательные УУД
- применение и представление информации


Коммуникативные УУД
- монологические высказывания

Регулятивные УУД
- внесение корректив

8.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Самостоятельная работа
Работа с электронным приложением (контроль).
-
Выполняют задание в группах и озвучивают общее решение.


9.
Включение в систему знаний и повторение
- Поразмышляйте: чем альтруизм лучше эгоизма? Проанализируй литературных героев, с точки зрения альтруизма и эгоизма:
(не всем героям можно дать однозначную оценку, важно как ребенок аргументирует свою точку зрения)
Золушка
Колобок
Кот Леопольд
Человек – Паук
Баба – Яга
Илья Муромец
Карлсон
Айболит
- С какими трудностями столкнулись, выполняя задание? Почему?
- Предлагаю вам дома найти литературных героев альтруистов и эгоистов
- Попробуйте поразмышлять над заданием 2 (или 3) на с.31 учебника
Представляют результат работы .


.
Регулятивные УУД
- самоконтроль


Коммуникативные УУД
- монологические высказывания

10.
Рефлексия
Подводит итог урока.
- Продолжите предложения:
- Оказывается
- Самым неожиданным для меня было
- Мне больше всего
- С какими понятиями работали на уроке? Какие цели поставили перед собой, смогли ли их достичь?
- Что вас особенно заинтересовало? О чем вы хотите рассказать родителям?

Чтобы выйти из заколдованного круга (хором: любите друг друга)
Чтобы не быть в обиде, когда придётся туго. Во время труда и в час досуга (любите друг друга)
Зимой за окном свирепствует вьюга, а вы всё равно (любите друг друга)

Домашнее задание по выбору: задание2 или 3 на стр.31



Формулируют конечный результат работы на уроке (продолжают предложения).

Высказывают своё мнение.
Личностные УУД
- самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД
- удержание цели


Используемые ресурсы:
Программа курса «ОРКСЭ». А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
Электронное приложение к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2010.
4[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





Приложение

1. Карточка для индивидуальной работы

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это


КУЛЬТУРА

Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли»


МОРАЛЬ

Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей


СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними


ЗЛО

То, что мораль стремиться устранить и исправить

ЭТИКА

Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом


ДОБРОДЕТЕЛЬ

Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется


ДОБРО

Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества


ПОРОК

Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор


СВОБОДА

Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ





РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ


Альтруизм и эгоизм

Альтруизм противоположность эгоизму. Эгоизм от слова «эго» («я» – перевод с латыни), альтруизм от слова «Альтер» (по-латыни «другой»). Эгоизм – все для себя, альтруизм – все для других. Альтруизм – это бескорыстная готовность действовать в интересах других. Альтруизм свойствен живому существу генетически, эволюционно. Он встречается уже у ос, пчел, муравьев и выражается, например, в том, что рабочие пчелы и рабочие муравьи добровольно отказываются откладывать собственные яйца, чтобы ухаживать за общественными яйцами матки, а пингвин подкармливает оставшихся без родителей птенцов.

зачетная работа Силинской О.М..doc
·15