Планирование занятия по теме Сердечно-легочная реанимация


Сценарий занятия по теме «Сердечно-легочная реанимация»
Организационный этап.
Занятие начинается с установления контакта преподавателя со студентами. Происходит взаимное приветствие, проверка присутствующих на занятии. Преподаватель проверяет готовность студентов к занятию.
Преподаватель:
Прежде чем приступить к работе, обратите внимание на дидактический материал, который понадобиться вам в ходе занятия.
Постановление целей и задач занятия.
Преподаватель:
В современном мире мы сталкиваемся с множеством опасностей, с чрезвычайными ситуациями как природного, так и техногенного характера. Причем с развитием прогресса, новых технологий, количество этих опасностей увеличивается. И, к сожалению, в результате этих событий страдают люди, получая травмы, увечья.
Поэтому тема нашего сегодняшнего занятия « Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. Сердечно-легочная реанимация».
Запишите тему занятия в ваших конспектах, мы будем постоянно к ней обращаться и фиксировать главное.
Антуан де Сент-Экзюпери в своей сказке «Маленький принц» открыл нам истину, что «мы в ответе навсегда за того, кого приручили». Но не значит ли это, что мы должны пройти мимо незнакомого человека, который нуждается в нашей помощи? Тем более, если это нештатная чрезвычайная ситуация?
( Студенты отвечают на вопрос).
Для того, чтобы человек мог ЖИТЬ, необходимо постоянное поступление кислорода, который с током крови разносится по клеткам нашего организма. Если прекратится дыхание, кислород перестанет поступать в МОЗГ, наступит клиническая смерть.
Сколько она длиться?
Первая помощь, которая проводится тотчас после остановки сердца, называется сердечно – легочной реанимацией.
А теперь давайте определим цели нашего занятия.
По окончании занятия мы должны знать и уметь:
Знать:
- что означает понятие «реанимация»;
- признаки остановки кровотечения;
- способы проведения сердечно-легочной реанимации.
Уметь:
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях;
- работать в команде;
- уметь анализировать ситуацию;
- корректно вести дискуссию;
- решать практические задачи по оказанию первой медицинской помощи.
Актуализация прежних знаний.
Прежде, чем приступить к новой теме, освежим знания, полученные ранее по оказанию первой медицинской помощи:
1.Что называется раной, порядок оказания первой медицинской помощи при ранении.
2. Виды кровотечений и порядок оказания первой медицинской помощи при кровотечении.
Эти знания пригодятся вам для решения ситуационных задач.
Этап усвоения новых знаний.
Итак, вернемся к теме нашего занятия «Сердечно-легочная реанимация».
Что мы понимаем под словом «реанимация»?
3.1 Реанимация - (от лат. animato – оживление), совокупность мероприятий по оживлению человека, находящегося в состоянии клинической смерти, восстановлению внезапно утраченных или нарушенных в результате несчастных случаев, заболеваний и осложнений функций жизненно важных органов. (Конспектируют со слайда).
Что означает приставка «ре»? (повторное действие)
3.2 Признаки остановки кровообращения.
Преподаватель:
Назовите, пожалуйста, три признака остановки кровообращения в Российской системе реанимации, которая существовала до 2005 года?
Студенты:
отсутствие пульса на сонной и бедренной артерии;
отсутствие реакции зрачка на свет;
отсутствие дыхания.
Преподаватель:
После 2005 года изменен порядок проведения сердечно – легочной реанимации, который утвержден Национальным реанимационным советом в соответствии с решениями Европейского Реанимационного Совета.
В связи с этим признаки остановки кровообращения изменены, это:
Потеря сознания;
Остановка дыхания;
Остановка кровообращения
Дополнительные признаки:
Изменение цвета кожных покровов;
Расширение зрачка.
3.3Этапы проведения сердечно - легочной реанимации:
1. При обнаружении лежащего неподвижно человека, прежде всего, убедитесь в собственной безопасности!
2. Проверьте реакцию пострадавшего,
Мягко потрясите за плечи и громко спросите:
«С Вами все в порядке?».( Рекомендуется сделать это дважды)
3.Пострадавший не реагирует, не отвечает…- Громко зовите на помощь.
4.Обеспечьте проходимость верхних дыхательных путей:
Осторожно запрокиньте голову;
Подтяните подбородок вверх.
.Для того, чтобы проверить, дышит пострадавший или нет, наклонитесь щекой к его лицу так, чтобы можно было видеть его грудь. В течение 10 секунд попытайтесь:
УВИДЕТЬ движения грудной клетки.
УСЛЫШАТЬ звук дыхания.
ОЩУТИТЬ движение выдыхаемого воздуха.
6. Если дыхание есть, придать «стабильное боковое положение», вызвать скорую помощь.
7. Если дыхание отсутствует, немедленно попросите помощника вызвать скорую помощь, обязательно указав при этом отсутствие дыхания и сознания у пострадавшего.
8. Немедленно приступить к проведению 30 массажных толчков подряд.
Глубина надавливаний 4-5см, темп – 100 в минуту.
9. Сделать два искусственных вдоха.
10. Продолжать компрессии грудной клетки и искусственное дыхание в соотношении 30 : 2. Остановиться только при появлении «признаков жизни» - дыхание, движение, кашель.
11. Если пострадавший дышит сам, но без сознания, переведите его в стабильное боковое положение. До приезда скорой помощи контролировать состояние пострадавшего.
Формирование умений и навыков.
Для закрепления полученных знаний, группа разбивается на три бригады. Решаем три ситуационные задачи:
Оказать 1 МП при травме головы;
Оказать 1 МП при ранении левой кисти;
Оказать 1 МП при отравлении угарным газом
Задача 1.(для работы в бригаде)
В ДТП пострадал пассажир, сидящий на переднем сидении автомобиля.
Пострадавший в сознании, отвечает на вопросы. Наблюдается кровотечение теменной части головы.
Ваши действия. Определить степень тяжести. Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Алгоритм действий:
1.________________________________________________________
2.________________________________________________________
3.________________________________________________________
4.________________________________________________________
5.________________________________________________________
6.________________________________________________________
Задача 2.(для работы в бригаде)
Пешеход сбит легковым автомобилем на пешеходном переходе.
Пострадавший в сознании, на вопросы отвечает правильно.
Жалуется на боли в левой руке. В области левой ладони глубокая рана, из которой пульсирующей струей вытекает кровь алого цвета.
Ваши действия. Дать заключение по ситуации. Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Алгоритм действий:
1._________________________________________________
2.___________________________________________________
3.___________________________________________________
4.___________________________________________________
5.___________________________________________________
6.__________________________________________________
Задача 3. (для работы в бригаде)
В закрытом гараже обнаружен мужчина, лежащий без сознания около автомашины с работающим двигателем. Пострадавший не реагирует на оклик. Дыхание не определяется. Пульс на руке не определяется. На лице яркие розовые пятна.
Ваши действия. Дать заключение по ситуации. Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Алгоритм действий:
1.___________________________________________________________
2.___________________________________________________________
3.___________________________________________________________
4.___________________________________________________________
5.___________________________________________________________
6._________________________________________________________
Критерии оценки работы бригады:
(для экспертов)
1.Правильность заключения;
2.Правильность алгоритма решения задачи;
3.Скорость выполнения задания;
4.Сотрудничество, корректность, этика поведения студентов.
Лист оценки решения задачи
Эксперт_______________________________________________
Каждый из критериев оценивается по пятибальной системе, по которым формируется оценка каждого студента в бригаде.
Оценка работы группы
№ Оценка Комментарии
1 2 3 4 Средняя оценка Подведение итогов занятия.
Консультанты оценивают результаты оказания первой медицинской помощи в трех бригадах, указывают на ошибки, выставляют баллы, подводят итоги.
Рефлексия
1.Ответить на вопросы по проведению СЛР.
2. Как понравилась работа в команде?