Сущность понятия логического мышления, возможность его развития у младших школьников
Сущность понятия логического мышления, возможность его развития у младших школьников
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.
Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность.
Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Он представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.
Специфичность мышления заключается в том, что:
-мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;
-лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;
-мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
-носит опосредствованный характер;
-всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;
-исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
-в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;
-связано с практической деятельностью человека.
Мыслительная деятельность человека представляет собой сложный и многосторонний процесс. В отличие от других наук, изучающих мышление, в логике мышление рассматривается как институт познания окружающего мира. Человек отражает действительность не только при помощи мышления, но и посредствам органов чувств, с помощью которых он может воспринимать непосредственную данность объекта. Мышление, в отличии от чувственного познания, имеет абстрактно - обобщающий характер. Оно способно выделять главные, сущностные черты. Абстрактное мышление выходит за пределы чувственного опыта и путём рассуждений даёт возможность выявить такие черты объективной деятельности, которые не были предметом ощущения, восприятия и представления. Исходя из этого, абстрактное мышление является высшей формой познания окружающей среды. Логическое мышление, как форма абстрактного мышления, позволяет организовать мыслительные процедуры таким образом, чтобы отталкиваясь от истинных данных чувственного познания, и получить истинные заключения. Логику, в изучении мышления интересуют условия, принципы и правила организации мыслительных процедур, результат которых выражается в системе рассуждений, подчиняющихся представлениям доказуемости. Логика выступает как нормативная наука изучающая и формирующая нормы мышления и нормы рассуждения.
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания нужно установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.
Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.
В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.
Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.
Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.
Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач.
Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, то есть на общественно-историческом опыте человечества.
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. Любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, то есть с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника - из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества.
Поскольку в рамках только чувственного познания невозможно до конца расчленить такой общий, суммарный, непосредственный эффект взаимодействия субъекта с познаваемым объектом, необходим переход от ощущений и восприятий к мышлению. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями. В психологической науке различают такие логические формы мышления, как: понятия, суждения, умозаключения.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть: общими и единичными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими.
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.
В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного. Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.
Суждения образуются двумя основными способами:
-непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
-опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.
В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.
Суждения могут быть: истинными, ложными, общими, частными, единичными.
Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях -только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".
Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово -электропроводно". Различают умозаключение: индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как: генезис развития; характер решаемых задач; степень развернутости; степени новизны и оригинальности; средства мышления; функции мышления.
По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.
По характеру решаемых задач различают мышление: теоретическое и практическое.
Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления -разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта.
По степени развернутости различают мышление: дискурсивное и интуитивное.
Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное и продуктивное (творческое).
Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения. По средствам мышления различают мышление: вербальное и наглядное.
Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.
Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.
Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.
По функциям различают мышление: критическое и творческое.
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности, как: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность.
При этом быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.
Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.
Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.
Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.
Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.
Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладенииновым материалом, и в уровне их обобщенности.
Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.
Таким образом можно сделать вывод, что все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции, особенно в младшем школьном возрасте. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо учитывать, для того, чтобы правильно оценить умственные способности и знания и создавать индивидуальные программы по разным направлениям деятельности для дальнейшего качественного развития личности.